Наталья ЖЕЛНОРОВА: ПОД МОСТОМ, ДА ПО РЕЧКЕ...
Чем хуже власть работает, тем дороже она обходится народу
«Нам надо…». «Мы должны …». «Теперь пора…» - фразы с этими словами без конца несутся из официального эфира, в котором поселились руководящие, управляющие и указующие лица страны. На недавней встрече с олигархами, президент, когда речь зашла о нашей гнусной ( как видно по его оценке) судебной системе, сказал: «Если мы не будем этим заниматься, судебные посредники никуда не денутся! Их в тюрьму надо сажать! Это высшая форма коррупции! Если мы не станем с ней бороться, вы так и будете платить!» или вот еще: «Капиталы, которые зарабатываются в нашей стране, должны помещаться внутри страны»… А как вам такое признание В.Путина: "Неэффективные расходы на содержание органов госвласти и местного самоуправления недопустимо велики - более 116 миллиардов рублей. То есть каждый третий бюджетный рубль и в этой сфере был потрачен без должной отдачи. Это никуда не годится. В 2008 году расходы на государственное и муниципиальное управление выросли на 30%"?
Сразу хочется спросить: «Да кто же вам не дает уничтожить злоупотребления? Кто не дает делать полезное для страны, народа? Вся власть – от макушки до пяток – в ваших руках. В доску свой премьер с послушным правительством, рабски покорный парламент, единодушно преданная партия власти, прогибающийся губернаторский (даже не корпус - его там нет) хребет, раздавленная оппозиция, безмолвный и униженный суровой борьбой за выживание народ…
Что можем мы - я, моя семья, мои коллеги и соседи, - сделать, слыша такие слова: «Их надо в тюрьму сажать!» Да более того, мы сами ох как часто говорим именно эту фразу. Но толку-то от наших слов? А вот если их произносит президент, сразу появляется интерес: когда же он это сделает, ведь именно в его руках все инструменты власти. Никогда еще не было у нашего правителя такого совершенного своей послушностью и безукоризненного инструментария. Почему же эти слова остаются только пустым звуком? Разве не позорно, находясь у власти, склоняться перед такой несправедливостью?
Что за послания?
Давайте разберемся, что несут эти «надо, должны и пора», которыми изобилуют речи первых лиц государства. – Приказ? Но в приказах они не используются, там по духу и действию больше подходят жесткие выражения, типа «выполнить, сделать, организовать, поручить, проконтролировать, изучить, доложить…» Плюс к этому они обязательно содержат еще две важные составляющие – ответственных лиц и сроки, в которые надо уложиться. В приказе все ясно: дело –люди – сроки. Если идет сбой, или, наоборот, большая победа, всегда есть кто-то, кто за это ответственен. Чем он ответственен? – Своим постом, репутацией, зарплатой. А порой и своей свободой, когда дело вдрызг проиграно. Кто сейчас у нас ответственен и за что? – Сейчас вы ни за что не найдете ни одного виновного, все утонуло в коллективной безответственности.
… Значит, это не приказ. Не запрещающий дорожный знак, который нельзя трактовать и так, и этак: «кирпич» - он и есть кирпич. Может, это просьба? «Не надо воровать, ребята, стыдно уже». Но просьбу можно выполнить, а можно в ней и отказать: «Не-е, еще поворуем чуть-чуть, а стыд – не волк, не загрызет».
Может, это такая форма предупреждения: «Смотрите, мол, подчиненные, а то худо будет…»? - Но худа пока никому из них нет. А когда вы раз-два-три предупредили людей, но никак не наказали провинившихся, то потом хоть каждый день упражняйтесь в предупреждениях. Может, вам так нравится…
Кому послания?
Но нас волнует, к кому же все-таки обращены эти выражения, исходящие из уст премьера и президента? Такая частота их употребления – не случайность, здесь что-то заложено, возможно, даже на подсознательном уровне. Что?
Первое предположение: они адресуют их друг другу (президент-премьеру). Но тогда при чем тут мы, простой народ, и весь эфир? Зачем нам все это слышать? У них, надеюсь, есть деловая переписка, есть сомнище «шишек» и «шишечек» разного ранга, которые могут быстро выполнить эти «надо» ( если почувствуют своим животным нутром, что это действительно кому-то «из тандема» надо). Но ничего подобного не происходит. Значит, послания не друг другу.
Второе предположение: послания адресованы отдаленным чиновникам, чтобы те знали, что «мы здесь высоко сидим, далеко глядим. Поэтому ты, сукин сын, не садись на пенек, не ешь пирожок. А то…» И грозят ему пальчиком.
Но отдаленные чиновники ничуть не пугаются этого пальчика. Чаще всего они действуют либо по бумажке (указу, закону), либо по своему личному интересу. Поэтому никакую вырезку из газеты с правильными словами хоть Медведева, хоть Путина («надо», «пора», «должны») вы ни в жисть не всучите строптивому начальнику в его кабинете … Пирожки им уже давно съедены, он за них не пострадал, наоборот, очень даже пришлись кстати. А вот зелененькие или красненькие шуршащие бумажечки среди даже липовых документов любому начальнику дороже всяких призывов и угроз.
Да и что такое «призыв»? – Обычный лозунг, типа «Ариэль – это круто!» или «Купи колготки Гольдамейерс и ты в порядке!» Пусть по телеку пиарщики сколько хочешь об этом говорят, а вы можете и колготки не носить, и белье вообще не стирать! Так и с призывом, хоть криком укричись, а толку - ноль, если не задеты кровные интересы тех, к кому они обращены.
А если это угрозы?
Но может быть, пусть не призывы, так хоть угрозы из командных уст для чиновников более устрашающи?
Ай-яй-яй! Как вы наивны! Десять лет они несутся с каждой трибуны и с каждой встречи в верхах! И разве кто-то пострадал? Кто-то сидит в тюрьме? Кто-то расстался со своим ворованным имуществом? Кто-то распрощался со своим выгодным креслом? Сами видите, нет, нет и нет. Вся тусовка на прежнем месте, и также вежливо и безучастно, как и раньше, слушает очередные гневные речи - угрозы о том, как «мы вам покажем «кузькину мать!» Но почему-то все не показывают. Некоторым даже интересно становится, кто такая эта неуловимая «кузькина мать»? Но, думаю, они ее так и не увидят.
Вывод второй: те выкрики - не к отдаленным чиновникам. Которых кстати так легко было бы поменять - сами же их назначали!
Третье предположение: все это адресовано к зарубежным собратьям. Смысл посланий таков: не думайте, мы – не дураки, мы сами знаем, что нам «надо», что «пора» и что «мы должны». Поэтому не лезьте, пожалуйста, к нам с вашими нравоучениями. Не исключено, что те, закордонные, получая этот мессидж, расценивают его по-своему. Российские руководители знают, мол, что им надо делать, что уже пора и что они должны, но почему-то не делают этого. Значит, не надо, не пора, не должны. Что-то там у них не срослось, еще рано. А может и замысел такой? - И мы не будем торопиться.
Четвертое предположение: все это обращено к народу, то есть к нам с вами, дорогие товарищи. ( Да, да, никакие мы не «уважаемые господа», не обольщайтесь. С господами так себя не ведут, да и харизма их не позволит с собой так обращаться. Так что мы с вами по-прежнему товарищи по несчастью. А почему, спросите, «дорогие»? Да потому, что позволяем своей верхушке так роскошно и дорого жить, словно у нас самих всего навалом).
Выдержим ли мы эту «кислятину»?
Итак, продолжим. Допустим, что это именно нам необходимо услышать. Это нас хотят убаюкать; усыпить нашу бдительность, показать вид, что все в порядке, все схвачено, все под контролем; что они знают, что нам «надо», что уже «давно пора» и что мы тоже «должны»… Что мы должны и должны – это нам уже вбили в голову. Оплачивать сумасшедшие цены и налоги за свою же землю, за свои же ресурсы, и особенно дорого платить за неэффективную работу всего руководящего аппарата – разве это не зомбеж?
Обратите внимание - чем хуже они работают, тем больше нам приходится платить. Вы же сами слышали признания Медведева об эффективности расходования бюджетных средств: «В этом смысле у нас все очень плохо…» И о создании прожорливых госкорпораций: «Мы в какой-то момент упустили их из-под контроля»… И о переходе на энергосберегающую технику: «…энергию в России можно расходовать на 40% эффективнее, только заниматься этим вопросом надо не на бумаге, а по-серьезному. Надо задействовать все информационные ресурсы!»
И как оправдание: «У нас много разных обязанностей, в которых мы киснем…» А как мы киснем, когда наш корабль (любое государство можно уподобить кораблю) плывет неведомо куда ( капитана об этом даже и не спрашивай), а его команда (разве наше чиновничество - не его команда?) и некомпетентна, и воровата, и ленива. (Поэтому пассажиры и не ходят на выборы, где меняют шило на мыло).
Как нам, пассажирам, плыть на этом корабле и постоянно слышать из уст капитана и его штурмана: «надо сделать то-то и то-то…», «пора взяться за ум…», «мы должны не допустить…»? В руках любого начальника есть кнут и пряник. Пряниками вы чиновников уже перекормили. Так воспользуйтесь кнутом! И если в очередном Послании Президента к народу по-прежнему будут звучать эти заклинания, мы, кажется, с ума сойдем, или сами будем сажать в тюрьму кого попало. Иначе что же получается? Что мы должны обеспечить разудалую и беспечную жизнь капитану и его кошмарной команде, не донимая их ни поиском ответственных лиц, ни требованием указать сроки, когда они все-таки опомнятся и доставят нас в более благополучное место и время.
Правду говорят: «Политики всюду одинаковы. Они обещают тебе построить мост там, где нет и реки». А очень хотелось бы, чтобы наши политики не рассказывали нам сказки, как надо проплыть под этим «обещалкиным» мостом по несуществующей речке, а вспомнили бы, что они тоже что-то должны нам и что им уже пора бы это сделать…
Наталья Желнорова
|