Владимир ФОКИН, кинорежиссер: УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ
Владимир Фокин знаком многим зрителям по таким своим работам как «Сыщик», «Александр Маленький», многосерийным фильмам «ТАСС уполномочен заявить», «Пятый ангел», «Веселые похороны». Сегодня Владимир Фокин – гость нашей редакции.
- Владимир Петрович, режиссеры у нас - продукт штучный. Так считаем мы, зрители. А как вы относитесь к своей профессии? Что она для вас – радость или тяжелое чувство ответственности?
- У меня это как раз тот редкий случай, когда профессия и хобби совпадают. Шел я к этому довольно долго. Хотелось бы обойтись без пафосных высказываний, но я рад, что мне выпало счастье делать то, что делаю.
- Какой из жанров наиболее близок вам?
- Затрудняюсь ответить. Дело в том, что все без исключения мои работы не имеют никаких жанровых признаков. Я просто стараюсь делать картины, наиболее точно моделирующие реальную жизнь. А она, как вы понимаете, не знает жанра: человек в течение нескольких минут может прогуляться по всем жанрам – от фарса до трагедии. Думаю, это перемешивание глубоких и серьезных переживаний с какими-то комедийными ироничными ситуациями – наиболее близкая мне стилистика.
- На вашем счету более десятка фильмов. Какой из них наиболее дорог вам?
- У меня нет ни одной случайной работы, ни одной картины ради денег, хотя, не скрою, не раз предлагали подобные вещи. Всегда принимался за работу только в том случае, если испытывал внутреннюю потребность высказаться по тому или иному поводу. И в этом смысле абсолютно честен перед зрителем - каждая моя картина сделана с абсолютной отдачей. Это всегда моя сердечная боль. Скрытая проповедь. Некое послание человеку.
- Может, именно поэтому все ваши картины без исключения имеют высокий рейтинг?
- Рейтинг – понятие рукотворное, а потому уж очень сомнительное. Сегодня самые высокие рейтинги имеют, как правило, картины не высокой пробы.
- Когда на экраны вышел телесериал «ТАСС уполномочен заявить…» понятия рейтинг еще не существовало. Однако это не помешало картине завоевать бешеную популярность среди зрителей.
- Мне рассказывали, что во время вечернего показа картины жизнь в городах останавливалась: пустовали рестораны, стояли такси, молчали междугородние телефонные станции. Тогдашний зампредгоскино Павленок топал ногами и орал, что я убил прокат всего месяца... Так было. … Сегодня, к сожалению, другие критерии оценки картин. Даже очень хороший фильм может оказаться за чертой рейтинга лишь потому, что его никто не рекламирует, не пиарит, не «надувает».
- Расскажите о том, как проходили съемки. Как складывались отношения с Юлианом Семеновым?
- Я оказался третьим режиссером, пытавшимся воплотить на экране замысел Юлиана. До этого он с успехом «загрыз» двух моих предшественников. Пытался это сделать и со мной. Но, как говорится, сломал зубы.
- Но как вам это удалось? Вы ведь были еще молоды!
- К тому времени я уже снял несколько фильмов, в том числе «Сыщик», «Александр Маленький». Меня уговорили доснять почти готовый фильм, сделанный моим предшественником. Когда я посмотрел материал, ужаснулся. Это была творческая неудача. Тогда я сказал, что смогу сделать фильм только при одном условии – сделать его таким, каким вижу его я, то есть снять все заново. Когда я прочел повесть, ужаснулся еще более – она была написана крайне небрежно, имела множество литературных огрехов. Юлиан Семенов критику принял, пообещав, что вместе мы напишем новый сценарий. И… уехал. Пришлось все делать в одиночку. Правда, мне очень помогли консультанты из контрразведки. Это были замечательные люди, реальные прототипы героев Вячеслава Тихонова и Юрия Соломина.
- Как отнесся Юлиан Семенов к конечному результату?
- Ему понравилось.
- А КГБ?
- Они принимали картину довольно трудно. Много чего наслушался. Думаю, мне удалось сохранить картину в том виде, в котором я ее задумал, исключительно потому, что тогда (а это был 1984 год) наши партийные бонзы отказались участвовать в Олимпийский играх в Лос- Анджелесе, и нашу картину решили сделать своеобразной компенсацией за негативные эмоции населения. Для этого я должен был сдать фильм на 4-5 месяцев раньше срока – к началу олимпийских игр. Последние месяцы мы практически переселились на студию. Это была адова работа.
- Как вы думаете, в чем кроется секрет ее успеха?
- Все просто: это не производственный фильм о контрразведке, а человеческая история, к тому же, сделанная людьми неравнодушными. Наверное, потому она и живет столько лет.
- Конечный результат зависит от слаженности команды?
- Команду всегда формирует лидер. А ее слаженность во многом зависит от атмосферы, царящей на съемках. Если ты с уважением и любовью относишься к людям, то и они отвечают тебе взаимностью. Конечно, всегда приятно работать с профессионалами. Но, бывало, на съемках оказывались и случайные люди, которых приходилось обучать профессии. И что удивительно: если в процессе съемок они зажигались общей идеей, увлекались замыслом картины, происходило чудо – они начинали тянуться до уровня, превышающего их собственный, и впоследствии становились хорошими кинематографистами.
- У вас снимались многие звезды российского экрана. Как складываются ваши отношения на площадке?
- Честно говоря, не могу работать с теми, кого не люблю. Не сердитесь, но я не очень люблю работать со звездами. Предпочитаю их делать. Так, в «Сыщике» у меня родилось сразу три новоиспеченных звезды – Ташков, Ярмольник, Химичев. В «ТАССе...» это была Эльвира Зубкова, сыгравшая Пилар – эдакую знойную женщину, работавшую на американскую разведку. Она вообще была не актрисой, а манекенщицей. Правда, мне пришлось с ней повозиться, зато сыграла она свою роль замечательно.
- Судя по тому, что мы видим в последнее время с телеэкранов, телевидение перестало быть искусством. Это всего лишь коммерция, бизнес...
- Это не совсем так. На телевидении тоже можно создавать искусство. И тому есть примеры. Не сочтите за нескромность, но свой телероман «Пятый ангел», который недавно показали по телевидению, я делал по законам кинематографа. То же самое можно сказать и про «Идиота» и «Мастера и Маргариту» Владимира Бортко и «В круге первом» Глеба Панфилова. Можно спорить об этих произведениях, они могут нравиться или нет, но то, что все они сделаны по законам искусства, сомнению не подлежит.
- В советские времена кино имело воспитательную функцию. Какое сегодня нужно снять кино, чтобы мы стали лучше?
- Я не склонен преувеличивать влияние кинематографа на зрителя, но стараюсь снимать такое кино, которое тронет сердца людей. Хотя порой и опускаются руки от тщетности наших усилий, я все-таки тешу себя надеждой, что наши произведения повлияют на формирование душ человеческих. И дети, посмотрев мои картины, картины многих моих коллег хоть чуть-чуть, но станут лучше.
- Владимир Петрович, скажите, положа руку на сердце, хотелось бы оставить след в истории?
- Согласитесь, было бы странно, если такого желания не было. Каждый человек надеется на то, что жизнь прожита не зря, что оставлены какие-то материальные свидетельства твоих усилий. Посмотрите полотна Леонардо да Винчи, послушайте 17-ю сонату Бетховена, квартет Шостаковича, и вы испытаете то же волнение, которое испытывал автор, обращаясь к вам. То же самое и в кинематографе. Если картина сделана чисто и честно, к ней всегда будет интерес.
- Вы родились в Харькове. Часто бываете на родине?
- К сожалению, уже не так часто. Там похоронены родители. Друзья разъехались. Да и вообще, все, что происходит сегодня на Украине, печально до крайности. Но мы же одной крови! Думаю, многим жителям Украины придется краснеть за это перед своими потомками.
- Кино может помочь навести мосты между нами?
- Кино только это и может...
Интервью взяла Марина Характерова
|