Александр СЕМЕНЮК, киновед, режиссёр: КАК КИНО МЕНЯЕТ МИР!
Не так давно у нас и на Западе с большим ажиотажем прошел фильм датского режиссера Триера "Антихрист". Сюжет его таков: главные герои - пара, пережившая смерть ребенка. В поисках успокоения они переезжают в дом, стоящий в лесной глуши. С этого момента в их жизни начинают происходить кошмарные, пугающие события.
Это постмодерн в чистейшем виде: претенциозный, многозначительный, с традиционным садомазохистским инструментарием. В те минуты, когда наблюдаешь за работой мастера, испытываешь удовольствие от дьявольской красоты формы. И неподдельный ужас, исходящий от незримой смерти, которая пронизывает и подкрадывается не только к главным героям, но и непосредственно к зрителю. И даже в Каннах, где была его премьера, он вызвал жуткую панику.
Пресыщенные западные журналисты и кинокритики, даже они были возмущены тем, как режиссер говорит сегодня о мире, о человеке. Ничего хуже за последнее время не было. Самое удивительное, сразу же после Каннской премьеры, чего не было в советском и постсоветском прокате, он появился в наших кинотеатрах буквально через неделю и шел очень долго. Почему?! Да потому что современное кино заполонил постмодерн. Что это такое? Это страшное явление.
Создатели фильмов, режиссер и сценарист, позиционируют себя, как творцов. И часто приписывают себе функцию творца, как Господа Бога. Во всяком случае, они себя таковыми считают. Если объективно подойти, они являются некими медиумами, посредниками между тем, что происходит в духовной жизни эпохи, и между зрителем. И кино это транслирует. Любой фильм - это некий слепок времени, этой самой духовной ситуации эпохи в виде образов и метафор.
Фильмы всегда рассказывают о том, чем живут люди в то или иное время. Существуют две основные духовные парадигмы - античная и христианская. Античная характерна тем, что мировоззрение древнего человека, язычника, вписывалось примерно в такую схему: жизнь, смерть, снова рождение и так бесконечно. А в христианстве появился крест - это вертикаль взаимоотношений человека с Богом. Таким образом, мировоззрение человека и развивалось в рамках этих двух парадигм. А сегодня мы знаем третью парадигму, которая получила название постмодерн.
Христианство и язычество всегда апеллировали к высшему, к Божественному, не смотря на то, что у христиан - единый Бог, а у язычников - многобожество. И в этой системе ценностей даже у язычников существует добро, справедливость. И обязательно в этом круговороте - продолжение жизни, продолжение мира.
А постмодерн не знает исторической перспективы. В постмодерне неизбежен конец истории, который означает хаос, где нет ни продолжения жизни, ни истории на новом этапе, а только пустота, чернота, смерть. Абсолютно ничего. И это для человека - страшно. Постмодерн отрицает духовные ценности. Он говорит: нет никакого Бога. Это все выдумки. Человечество движется только к своему концу.
Например, в эпоху Возрождения, в Ренессанс, Бога заменили на человека. Поэтому на иконах, на картинах 15-го, 16-го веков вместо аскетического лика Богородицы и креста изображены такие дородные дамы с упитанным младенцем. Стала преобладать телесность. Но даже не к этому он апеллирует. Его главный герой - не человек. Постмодерн не пропагандирует это, не афиширует, но так получается, что главным героем является дьявол, сатана.
Философия постмодерна сегодня все больше и больше становится реальностью. Фильмы "Антихрист" Триера и "Парфюмер" Тыквера пагубны для души. Эти два фильма - яркие представители постмодерна в кино, героями которых является дьявол. Картины могут быть технологически сделаны очень хорошо, эстетически талантливо, по форме они интересны, но по содержанию они дьявольские, демонические, страшные. В них нет духовного, положительного, прекрасного.
Сюжет - это только история, все остальное за кадром, за сюжетом. И если зрители не будут стараться понять, что же на самом деле за кадром, то никогда не поймут современное кино, которое за последние пять-семь лет стало очень изощренным, особенно американское, европейское и китайское.
Если брать таких интеллектуалов, как Антониони, Феллини, тех, кто снимал в 60-70-е годы прошлого века, кто разрабатывал форму, эстетику, новый язык кино, то они просто дети по сравнению с тем, какие нюансы нынешние деятели доносят до нас через современный кинематограф.
Промывка мозгов
Через кино можно манипулировать сознанием человека и огромными коллективами, то есть общественным сознанием. И это страшно.
В Голливуде существует сообщество продюсеров – оно закрытое, это своего рода ложа, где продюсерами являются эзотерически подготовленные люди, которые знают, чего они хотят добиться при помощи кино. Режиссер же этого пока не понимает. У режиссера существует коктейль в голове, в душе, в его эмоциональном мире из образов, чувств. И он благодаря своим способностям выстраивает на экране сюжет, так чтобы зрителю это было интересно. Продюсер, зная это, и ощущая, насколько способен режиссер, воздействует на него. Он внушает, что нужно сделать режиссеру и таким образом управляет им.
На самом деле, кино на Западе производит не режиссер, а продюсер. Режиссер реализует продюсерский замысел в виде образов, хорошо смонтированных кадров.
Цель продюсера - не эстетическое удовольствие аудитории, а задача всегда очень простая - промывка мозгов, нужный политический эффект. В Голливуде и на Западе система проката, рекламы, кинопродвижения в самих кинотеатрах выстроена таким образом, что продюсеры и кинопрокатчики всегда знают, что если они вложат 100 миллионов, 150 им вернется обязательно. Очень редко, когда кино не окупается.
И все же первая задача продюсера - это политическая, социальная - добиться того, чтобы кино гипнотическим образом порабощала сознание общества. Например, политики придумали какую-то идеологию, а продюсеры должны эти задачи реализовать с помощью кино. Они закладывают в сознание простых людей очень четкие посылы и таким образом ими управляют.
И зритель, который смотрит на своих любимых актеров, видит занимательные сюжеты, даже понятия не имеет, насколько мощно и сильно им управляют. В его сознание вдалбивают через бессознательное то, чего хочет политическое руководство той или иной страны.
У нас очень много режиссеров, которые позиционируют себя, как православные, но они снимают откровенно неправославное кино, нерусское. Духовное русским православным кинематографом было проиграно, к сожалению. Как это получилось?
А все началось с создания Голливуда. Приехали туда в начале 19-го века из разных концов мира, из Старой Европы, из России эмигранты еврейского происхождения и основали семь главных студий. Потом это количество студий умножилось благодаря помощи финансистов, собратьев по вере. Дело в том, что они приехали не просто как светские люди. Они воспитывались в религиозных школах, дышали духом иудаизма. Это сейчас, Мадонна и другие, многие из которых христиане, ходят в кабалистические школы и хвалятся еще этим. А те не понаслышке знали, что такое кабала, что такое талмуд. Это было их мировоззрение, которое они транслировали.
Посмотрите на картины Шагала. Казалось бы, приходит человек с православным мировоззрением и смотрит: какие-то люди-коровы летают. Он думает, ну, пошутил парень. Да, нет, он не пошутил. Это часть глубинного религиозного сознания. Вот эти полеты в религиозных иудейских текстах воплощены, зашифрованы и имеют глубочайший сакральный религиозный смысл, который художник транслировал при помощи образов. То же самое было сделано и в кино со всей иерархией, со всей системой ценностей иудаизма. Его можно сколько угодно замалчивать, но оно никуда не денется со всей его внутренней структурой, очень организованной, общинной. Так вот кино именно об этом. Существовало христианское искусство, но голливудское кино в своей мировоззренческой и религиозной составляющей сделало его абсолютно кабалистическим. Очень многие режиссеры это скрывают.
Так же Америка и Запад сейчас внедряют в наши сознания постмодернистское, бездуховное, страшное, дьявольское кино.
Тарковский говорил: «Мне грустно, что я и мои герои неверующие, мне страшно, что мир обезбожен». Вот об этом кино Тарковского. Он еще сострадал, а нынешние художники, не сострадают, а только используют. В этом главное различие.
Так что задумайтесь, прежде чем идти в кино!
|
Комментарии наших читателей
|
|
Зина | 5525 дней назад в 13:45:46 | |
Всегда было подозрение, что что-то не то в этих фильмах... Выходишь из кинотератра, как сама не своя...
|
|
|
Мак4с | 5525 дней назад в 14:09:06 | |
Блин, офигеть, вот ужас-то!
|
|
|
Никита Серов из Нефтеюганска | 5524 дня назад в 19:14:01 | |
Ребята из редакции, так держать! Спасибо вам за такие заметки.Точно, нам прочищают мозги и вся эта киноиндустрия - .это большая политика по оболваниванию. Выходишь и плеваться охота, так не герои, а сплошь подонки.
|
|
|
Дмитрий | 5524 дня назад в 21:59:22 | |
Вот что происходит, когда на некоторых "избранных" находит гордыня - один из самых тяжелых грехов. Весь мир должен под них прогнуться, а то и вовсе исчезнуть...
|
|
|
Леонид Богданов, ТОмск, актер | 5523 дня назад в 14:39:24 | |
Не зря сказал Луначарский:"Искусство принадлежит народу", не зря Ленин сказал:"Кино -важнейшее из искусств", они понимали идеологический смысл кинематографа, которое охватывает миллионы. Раньше призывали к интернационалу, Энтузиазму, а теперь к розни и пошлости. Как жаль, что мы про...ли родину.
|
|
|
Роман, психолог | 5522 дня назад в 12:57:06 | |
Такое кино несет разрушающий психику эффект. Это на годы. Чтобы его убрать понадобятся сильные и дорогие средства.
|
|
|
perez | 4911 дней назад в 18:35:29 | |
Идею статьи можно экстраполировать на всю массовую культуру в целом.
|
|
|
Dasha | 4415 дней назад в 04:54:31 | |
Браво,Александр! Очень интересная статья. Кусочек правды в огромном пространстве лжи. Люди, как вы помогают нам открыть глаза. Видно глубокое понимание кино и строения современного мира..
|
|
|
татьяна | 3164 дня назад в 13:43:29 | |
Александр Григорьевич, если возвожно, сделайте , пожалуйста, исследрвание на тему : использование голливудской индустрии для влияния на обывательское подсознание . Схемы вмонтирования идей в сознание (через чувство, через искажение чувства справедливости на основе утраты рефлексии, с помощью ловкой подмены понятий и тд).
Пример из жизни: влияние передачи НТВ "Суд присяжных". После развода молодых супругов, жена подает в суд на возмещение материального и морального ущерба за 2 года , в период которых муж не мог устроится на работу в сумме 2-х миллионов рублей.
И это реальность или ,как Вы говорите, чернушная постмодернятина в действии..
|
|
|
Маргарита | 2931 день назад в 01:41:49 | |
Признаюсь,впервые сегодня услышала,увидела и узналачто есть такой киновед Александр Семенюк,в первую минуту было непонятно:почему я думала о Тарковском,речь шла о Святых,о кино ,Р .Нахапетов участвовал в беседе на к Спас,а в ту минуту,когда,странно,увидела в Александре поразительное сходство с моим любимым режиссером-он заговорил о нем,об Андрее..Может быть он сын Марины,подумалось,гены Тарковских увидела явно!
|
|
|
Маргарита | 2931 день назад в 01:52:07 | |
Слушая эту беседу-больше запомнилось то,о чем рассказывал Р Нахапетов,о Иоанне Шанхайском,как детей они спасали,о чудесах..И каждый раз,необьяснимо-если о фильмах А Тарковского вспомнили-вокруг пространство меняется,будто,как в детстве:часами смотрели на звездное небо и растворились в тайне,на время..Почему говорю об этом..?
|
|
|
Маргарита | 2931 день назад в 01:55:44 | |
двадцать пятое ноября две тысячи шестнадцатого года
|
|
|
Маргарита | 2931 день назад в 02:26:20 | |
Да,ведь,этот год-Год Кино!Поздравляю киноведа Александра Григорьевича Семенюка!С прекрасным завершением года,чтобы в декабре сюрпризов было столько,сколько за весь год не набралось,или пусть еще два,три,но значимых и окрыляющих ж е л а ю!
|
|
|
Маргарита | 2930 дней назад в 17:33:25 | |
Двадцать шестое ноября,смотрю повтор на тв кСпас(Р.Нахапетов,А Семенюк) в студии.В конце восьмидесятых мы с шестилетним старшим сыном смотрели Ностальгию,сын впервые смотрел,вспоминаем до сих пор о том самом просмотре,а сегодня,что меня удивило:дочь моего сына(моя внучка),просматривая на моем планшете фото и отрывки из фильмов-остановила меня:нет,нет ,подожди,я хочу посмотреть..А я смотрела на Катю,ребенку 6 лет,а ее как магнитом притянул ф Тарковского Зеркало,не отрывки,нет,она просила целиком посмотреть и задавала вопросы постоянно,если ей было что то не до конца понятно.Что это? Рассказываю сыну,а он в ответ: Мама,а помнишь мы с тобой смотрели в кинотеатре Буревестник( в нашем Невском р) Ностальгию,мне тоже 6 лет было. Мы рождаемся с этим..(Восприятием мира)
|
|
|
Маргарита | 2930 дней назад в 17:35:54 | |
Благодарю за внимание.Ваш благодарный зритель Маргарита
|
|
|
Маргарита | 2930 дней назад в 17:39:13 | |
В следующем откровении хочу коснуться творчества Н. Михалкова,чуть позже..
|
|
|
Маргарита | 2929 дней назад в 00:26:03 | |
Двадцать шестое ноября, две тысячи шестнадцатого года.Александр,если я с "генами"не угадала-чуточку сожалею,потому что,другими измерениями-думаю-права,фильмы Н Михалкова-это тоже "мои"фильмы,вспоминаю,как осенью прошлого года,встречаясь с приятелями и приятельницами совершенно разного возраста и уровня образованности на ул Б Конюшенной в ,почти по-родственному домашней обстановке за чаем-разговор зашел о фильме Солнечный удар..Трое из нас,кто уже посмотрели к тому времени Ф Н.Михалкова С у-были столь неравнодушны,обьединены чем то ,что в наших душах возникли вопросы одни и те же: как же так могло произойти..? "часы,Вы забыли часы!Он бежал вдоль берега и кричал одно и то же.Как же этот мальчик мог перемениться,что произошло? А думалось(вразговоре),забыли часы(не предмет)а часы
служебные"часослов в церкви" .Наш разговор горячий уводил нас все в большее недоразумение и непонимание:"как это все случилось с нашими предками ,как мальчик забыл о Боге и руку не сммел поднять для крестного знамения,а был только "как бы " жест..и т.дПомню весь наш разговор длительный,мнения и Кости и Кирилла,казалось,что Константин Озеров (автор книги "правда о цусиме" знает все же что произошло с нашей страной в те годы,когда случилась гибель Империи Российской.Что в умах русских переменилось и заставило отречься от Бого,от Царя Нет Это не царь отрекся ,а большинство отреклось..Мы в тот вечер,будто на время перенеслись в те дни,вновь и вновь вспоминая фильм,мальчика,главного героя фильма,и тех,кто были с ним рядом Вновь Н.Михалков затронул самое самое,думаю,,что все у него получилось,что задумал,если я,зритель говорю об этом сегодня.Один раз посмотрела фильф,а хочется еще пересмотреть.Не одной дома,а со всеми,у экранов телевозоров,как раньше и,желательно, на 1 канале,все же многие простые люди по-прежнему-смотрят пр Время и безвредные и вредные всякие передачи по инерции,по привычке.Часто бываю в наших малюсеньких городах России(таких как моя Старица в Тверской области),в маленьких деревушках.Почти все то же,жаль стариков,которые ждут...Все ждут,ждут..Они тихие,верующие в Господа и благодарящие за все,за каждый еще прожитый день.Вот уже и воскресенье двадцать седьмого ноября.Солнечных дней в Петербурге нет недели две,как обычно,за солнечным светом поедем в деревню,хотя бы на пару дней.
|
|
|
лЮДМИЛА Тарвид | 2735 дней назад в 04:20:53 | |
Слава Богу. Приятно читать текст умного человека. Слежу за выступлениями этого автора на канале Спас. Очень ему благодарна за его позицию и за его блестящеевладение словом. Спасибоему!
|
|
|
|
Октябрь 2009
|