Валерий УсковВАЛЕРИЙ УСКОВ, режиссер:

МОЖНО БЫЛО БЫ ИЗБРАТЬ ДРУГОЙ ПУТЬ В КИНЕМАТОГРАФЕ

Валерий Усков совместно с Владимиром Краснопольским, известные зрителям по фильмам «Самый медленный поезд», «Неподсуден», «Ермак», одними из первых начали снимать отечественные сериалы. Достаточно назвать хорошо известные и любимые зрителям «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов», «Воровка», «Нина», «Сыщики». А многосерийный фильм известного режиссерского тандема «Две судьбы» был удостоен приза за лучшую режиссуру и приверженность телевизионной теме. Наш корреспондент побеседовал с Валерием Усковым.

- Валерий Иванович, вы признанный мастер «большого» кино. Трудно ли работать над длинной картиной?

- Снимать любую картинную, длинную ли, короткую ли, изначально дело сложное. Главная же трудность работы «Две судьбы» состояла в том, чтобы сделать поистине народное кино – ясное и понятное всем, а не только все видавшим посетителям Дома кино. И в этом смысле именно многосерийность дает возможность проследить жизнь человека, формирование его характера, выстроить его судьбу и, как говорил Твардовский, «увидеть даль в человеке». Это всегда привлекательно - и для актеров и, особенно, для режиссеров. Порой кажется, что судьбы героев в наших руках: достаточно всего лишь переремонтировать эпизод, и все пойдет иначе.

- Вы всегда имели дело с хорошей литературой. Вас не испугало, что имя Малкова, автора «Двух судеб», мало кому известно?

- Мы с Краснопольским как-то и не задумывались над этим. Нас больше интересовало человеческое содержание романа, история личности – это всегда волнует зрителя. А там это присутствовало. В основе сценария легли романы бывшего авиационного ученого Семена Малкова. Это молодой автор, несмотря на то, что ему под 80. «Две судьбы» - его первая работа. Видимо, ему так надоели латиноамериканские мыльные оперы, что он решил написать историю для отечественного сериала. Показал рукопись лечащему врачу, а тот передал ее своему родственнику – Владимиру Краснопольскому. Тот прочитал и увлекся, а потом увлек и всех остальных. Так началась история создания сериала «Две судьбы». 

- Как вы считаете, успех фильма зависит от правильного выбора актеров?

- Удачный выбор актеров – половина успеха фильма. Часто это даже может перевесить плохой сценарий. Но мы живем в рыночное время, и порой для того, чтобы продать товар, надо чтобы тот имел свою притягательность, свой «хвост». Так вот, мы с этим категорически не согласны. Думаю, неправильно приглашать сниматься одних и тех же актеров, которых наш зритель уже знает. Когда лица актеров «не замыленные», кино воспринимается реальнее.

- Валерий Иванович, скажите, а новые звездочки, которых вы только зажигаете, отличаются от уже состоявшихся звезд нашего кино?

- У нас работала целая плеяда начинающих актеров, и все они очень нас порадовали. Это – современные, толковые, хорошо подготовленные в профессиональном плане ребята. Поверьте, нам есть, с чем сравнить, ведь судьба сводила нас с великими актерами – Ефимом Копеляном, Олегом Басилашвили, Иваном Лапиковым, Петром Вельяминовым, Адой Роговцевой. С ними было приятно работать – они отличались скромностью, уважением к работе и невероятной по нынешним временам дисциплиной. Помню, как приехал на съемки в далекую глухую сибирскую деревню Ефим Копелян. Было холодно, а он - в одной легкой рубашке. Ему дали старый разбитый автобус, который вместо четырех часов ехал до места все восемь. И тут же приступил к съемкам. Нам приятно было работать и с нынешней молодежью. 

- Известно, что Краснополький и Узков - признанные мастера кино. Как уживаетесь вместе на съемочной площадке?

- Вместе мы давно - со дня рождения. Так что, нас связывает детство, сотни детских игр, детских тайн, детских любовей. Вместе мы окончили уральский государственный университет, затем ВГИК. Еще на третьем курсе сняли документальный фильм «Тени на тротуаре» - о фарцовщиках, проститутках, попрошайках. Фильм был высоко оценен в прессе. На волне успеха, мы попросили дать возможность снять художественный фильм. В результате сделали «Самый медленный поезд» по сценарию Юрия Нагибина. За много лет творческой жизни мы стали единым целым и сняли много картин. Сейчас уже трудно понять, кто виноват в успехе или провале какого-то куска фильма. Честно говоря, чем старше мы становимся, тем больше между нами споров. Но мы всегда стараемся их прекратить еще до выхода на съемочную площадку. Думаю, чужие люди вообще бы не смогли бы работать вместе столько лет.

- У вас существует какое-то разделение труда?

- Никакого разделения нет: один снимает, другой в монтажной. И наоборот. 

- Валерий Иванович, вы с Краснопольским начинали в большом кино. Как оказались на телевидении. Сложно ли приспособить свой язык к телевизионному?

- В последние годы мы работаем в основном для телевидения, тем не менее, мы всегда считали и до сих пор считаем себя кинематографистами. Было время, когда на телевидение шли люди, у которых ничего не получалось в кино. Ау нас как раз все шло хорошо: один фильм был успешнее другого. И в этом смысле на телевидении мы оказались совершенно случайно. Дело в том, что нас с Краснопольским очень заинтересовал роман Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень», над которым мы вскоре и начали работать. Так мы встали на телевизионную стезю. Потом сделали «Вечный зов» по роману того же Анатолия Иванова.

- «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» с завидным постоянством показывают по телевидению, и интерес к ним не ослабевает и в наши дни. В чем, по-вашему, феномен успеха этих фильмов?

- Видимо, потому что они сделаны искренне, неравнодушно, с любовью и без всяких придурей. Это всегда чувствует зритель. И потом, мы снимали их как кино, а не как телевизионный сериал.

- А есть разница?

- Разница есть. Телефильм снимается по законам кинематографа: добротная драматургия, основательная подготовка съемок. Телесериалы же в большинстве своем, как говорят, лишь прокладки к рекламе. Это упрощенный вариант фильма: посидели здесь, поговорили там. Для основательной работы нет ни времени, ни финансов - смета для съемок в половину меньше, чем для полнометражного фильма. Вот и пытаешься это преодолеть за счет своего здоровья, энтузиазма и прошлых приобретений. К примеру, на 20 серий картины «Две судьбы» была отпущена сумма в два миллиона долларов. За такие деньги можно сделать всего один игровой фильм. Отсюда такая бедность и ограниченность - в массовках, костюмах, интерьерах. 

- Не кажется ли вам, что сериалы, которых становится все больше на нашем экране, в силу малого бюджета и многих других причин себя скомпрометировали?

- Вы правы, сериалов действительно много. Правы вы и том, что большинство из них низкой пробы, порой, это - откровенная халтура. И все это из-за спешки, нехватки времени. Отсюда столько пошлости и разного рода ляпсусов на экране - ведь принимают и снимают все, что ни принесут. 

- Валерий Иванович, вы прошли большой путь в кино. Ни о чем не жалеете?

- Есть немного. Мы, конечно, себя сбили, ушли в сторону. Жаль, что мы отошли от элитного кино. Думаю, можно было избрать другой путь в кинематографе. Но, увы, уже поздно…


Интервью взяла Марина Характерова

Комментарии наших читателей

Лариса Нестерова, Москва 5533 дня назад в 19:18:52
Время элитного кино не ушло, мы жадно ждем его!!!!!! ;)
Олег, Питер 5531 день назад в 12:42:58
Тоже хочу для души - для размышления\ от этих блокбастеров не уснешь\ все одно и тоже. \ему наступили на ногу\ и он уничтожает весь мир\ это разве кино?
Ирина Перепелица (Курган) 5248 дней назад в 13:36:09
Таких фильмов как "Тени исчезают в полдень" и "Вечный зов" уже никогда ни будет... да и актеров стоящих нет почти.
Натуля Пузикова 4888 дней назад в 20:48:50
^_^ ^_^ ^_^
Евгений Николаенко 4680 дней назад в 18:39:28
Режиссёру Валерию Ускову. Здравствуйте! У меня есть 1 5 разножанровых киносценариев. Вот 3 из них, названия которых говорят сами за себя: 1. Крещение Руси (исторический). 2. Слово о полку Игореве (экранизация первого древнерусского литературного произведения). 3. И снова месяц май (продолжение фильма "Был месяц май" Марлена Хуциева, - пока ещё жив Пётр Тодоровский - один из исполнителей). Автор сценариев - Евгений Николаенко, Россия, телефон - 8(8772)53-79-08
Богомолов Игорь Евгеньевич 4676 дней назад в 06:13:12
Вечный зов немедленно ввести в школьное образование....
галина 4638 дней назад в 19:31:09
смотрю ,вечный зов,часто очень Вам признательна долгих Вам лет жизни!!1
ГАЛИНА Александровна 4638 дней назад в 19:44:43
живу Вашими фильмами таких больше нет!

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Октябрь 2009

Специальное предложение

"Услышь меня! Я рвусь к тебе"

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!