ЗЕМЛЯ – ЭТО ИКОНА ПРЕДКОВ
«От земли взят, землей кормлюсь, в землю пойду», - так издревле говорили русские. «Земля еси и в землю пойдеши», - в лад исконному поверью вторит богослужебный чин. Это и есть понятие Родины. Ибо все мы рождены и живем в физическом, телесном смысле именно землей, в ней лежит прах наших предков, из которого взрастает все, чем кормятся новые поколения, и сами эти поколения в свое время тоже станут прахом, и почвой для потомков. Земля действительно рождает нас и носит на себе и потому она – Родина, и потому она – Мать. «Добра мать до своих детей, а земля до всех людей». «Как ни добер кто, а все не добрей Матери Сырой Земли: всяк приючает семью до гробовой доски, а земля приючает и мертвого». «Нужна рыбе вода, птице вольная ширь поднебесная, а человеку нет ничего нужнее, как Мать-Сыра-Земля, - умрет, и то в нее уйдет».
Но ведь не всякая земля мать, а родная, та, где человек родился. Почему? Да потому что в ней лежат его отец и мать, деды и прадеды. Земля – это икона предков. И потому издревле перед лицом земли родной человек не мог солгать, и говорили в старину: «Не моги солгать – земля слышит!». Потому человек не смел выругаться черным словом, ведь по поверью, у того, кто ругается матом, земля три года под ногами горит. А еще русские твердо верили, что земля не принимает в себя после смерти тех, кто знается с нечистой силой, они скитаются тенями среди живых, наводя страх и ужас, вот отчего колдуну в могилу вгоняли осиновый кол, чтоб не шастал по земле, раз она его не принимает да не пугал добрых людей.
Клятвы перед лицом земли
Их донесла до нас языковая память, то были обеты, слышимые поколениями предков. «В земле деды-прадеды лежат, из земли всякое слово слышат!» Считалось, к примеру, что тяжких грешников земля ни на себе, ни в себе не держит, они проваливаются «сквозь землю», и потому в подтверждение добросовестности говорилось «да провалиться мне на этом месте!» А в древности клялись – «Не роди Мать Сыра Земля!», что равносильно молитве-прошению «не дай Бог!». И еще сохранялась в народе клятва «Пусть прикроет меня Мать Сыра Земля навеки!», так говорили, принося обеты, осеняя себя правой рукой крестным знамением, а в левой держа ком земли. Братающиеся на жизнь и на смерть не только менялись крестами-тельниками, а порой вручали друг другу по горсти земли. Было поверье, что если собирать на семи утренних зорьках по горсти земли с могил заведомо добрых покойников, то эта земля будет спасать собравшего его от всяких бед и напастей.
Язычество ли?
А ведь ведь в русском христианстве сохраняется та же древность – и земля с могил святых Божиих носят православные как святыню.
Или это поверье кому из современников не знакомо? Кто не захватит с собой в чужедальний путь горсть родной земли, - тому никогда больше не увидеть Родину. Отправляющийся в дальний путь человек потому и брал с собой родную землю, завязанную в тряпицу, что это частица мощей его прародителей, зримое благословение его народа. Вот что стоит за этой еще живой традицией.
Сколько русских поговорок, основанных на особом понимании Земли-Матери, карающей и милующей, заботливой и суровой, ходит в нашем быту до сих пор: «сквозь землю бы провалился, земли под собой невзвидел, да как его еще земля носит, хоть из-под земли достань, легче в землю лечь»… Вспоминаете? Еще бы! Ведь это впечатано в нашу генетическую память, это нерушимый архетип нашего национального сознания: земля – Мать, земля – Родина, земля – икона предков, земля кормилица, земля целительницы.
Кормилица и целительница
Именно так! За что русский человек не уставал благодарить землю. Кто не почитает земли-кормилицы, тому она, по словам народным, не даст хлеба, не то что досыта, а и впроголодь. Кто сыновним поклоном не поклонится Матери Сырой Земле, выходя впервые по весне в поле, на гроб того она ляжет не пухом легким, а камнем тяжким. Больные, мучимые лихоманками, выходили раньше в поле, клали поклоны на четыре стороны и приговаривали: «Прости, Мать Сыра Земля!» А разве не знакомо это нам, когда в болезни, при смерти в дальней стороне, на чужбине человек сразу начинает стремиться к одному – вернуться на Родину. И именно действием инстинкта-архетипа возможно объяснить, казалось бы, столь нерациональное завещание многих умирающих вдали от России – быть похороненными на родной земле, и там упокоиться.
Многое уже утрачено из этих поверий, мы почти не осознаем, что родная земля – это икона наших предков и многотысячелетняя толща останков благочестивых родов. Мы не осознаем этого настолько, что на местах старых кладбищ, снося их бульдозерами, строят сегодня развлекательные центры и магазины. Мы не думаем о том, что нас из земли может кто-то услышать, и потому сквернословим, лжем, подличаем. А главное – мы стали воспринимать землю как окружающую нас среду. Да именно так – окружающую нас. А мы, стало быть, ныне живущие, - пуп земли. Каких только пакостей не претерпела от нас родная земля, мы вырубаем леса, поворачиваем реки, иссушаем болота, убиваем все живое на родной земле, мы не думаем, что Она живая, что Она - святыня. Мы считаем ее только источником ресурсов, дающих некоторым кучу зеленых бумажек под названием доллары.
Кто за нее постоит?
В архетипах нашего русского сознания искони и навеки записано – Земля – Мать. Добрый сын так с матерью не поступает. Вот все знают: охватит, обступит человека горе, надсмеется злосчастье над его душой, задавит несправедливость или тоска, и кидается тогда горемыка ничком на землю, обхватывает ее, родимую руками, как пал бы на грудь к родной матери. Выплачет свое горе, вырыдает все, что на душе и легче становится, а почему к земле приникает человек, - кто ж знает? Да только сердце подспудно ведает старое поверье «Держись за землю, трава обманет!» Держись за землю!
Но если Земля - Мать, а это в тайниках нашей души, в архетипах сознания живет несомненно, то мы-то тогда - ее дети, сыновья и дочери. Материнство земли диктует нам животный инстинкт Ее защищать, заботиться о ней как о матери. Я повторяю – животный инстинкт. Все русские, родившиеся на русской земле, - по зову предков непременные защитники Родины, Матери-Земли. Такая убежденность на протяжении веков хранила Россию и русских от внешних нашествий. Кто бы пришлый не явился к нам на Родину – не в гости, под какой личиной бы не скрывался чужак, его намерения выявлялись по тому, как он обходился с Матерью Землей нашей, с Родиной русской. Топтал ее, терзал, разорял, губил цвет земли, - поднималась, хотя порой и не сразу сила русская, вздымались сыны родной Земли постоять за Мать. Не было в том русском гневе никакой корысти, защитить себя, заступиться за родню, отстоять свою собственность, вставали именно за Родину-Мать. Знают наши враги этот исконный инстинкт русский, потому и внедряют в наше сознание толерантность. То есть безразличие сына к матери, терпимость к тем, кто над Ней ругается.
Всем землям мати
В известном русском стихе о Голубиной книге задается вопрос: «Которая земля всем землям мати?» И следует ответ: «Свято Русь земля». «Почему же Свято Русь Земля всем землям мати?» - «А в ней много люду христианского, они веруют веру крещеную, крещеную богомольную, самому Христу, Царю небесному. Его Матери Владычице, Владычице Богородице, на ней стоят церкви апостольския, богомольные, преосвященные, Они молятся Богу распятому…». Эти слова нельзя назвать проявлением русского шовинизма или самовозношения.
Не только русские считали свою Родину матерью всех земель. Территорию, на которой располагается Русь, геополитики Европы и Америки называют «хартленд», то есть сердце земли. Такой видели нашу землю другие народы планеты, и это подтверждается новыми исследованиями глобального потепления климата. В то время как Западная Европа, Америка, Австралия, Африка будут подвержены ужасным катастрофам, по прогнозам ученых-климатологов, самым удобным и безопасным будет лишь одно место на планете – страна под названием Россия. Вот почему и зарятся на нашу Родину-Мать завидущие глаза и загребущие руки чужаков, вот чем объясняется исподволь управляемое нашествие в Россию некоренных народов, - надо разбавить, растворить русский народ, чтобы истребить и истощить его сыновнюю силу, когда придет наш час постоять за Мать Сыру Землю – за нашу с вами русскую Родину.
Татьяна Миронова, доктор филологических наук
|