Наталья ДМИТРИЕВА, лидер женского объединения: НАМ НУЖНО ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ
На современном этапе развития женского движения, мы действительно вступили в полосу, когда линейные решения больше не работают. Так называемое ручное управление, о котором сейчас говорит руководство страны, и есть приложение нелинейных методов управления в современной ситуации. Я сейчас постараюсь доказать, что мы наконец отошли от абсолютно неприемлемой для России концепции так называемого устойчивого развития. Может, у многих возникнет вопрос, отчего такая резкая позиция. На самом деле, «устойчивое развитие» - это калька с английского языка, в котором это словосочетание действительно имеет крайне позитивное значение – «sustaintial development». Но при переводе на русский в явное противоречие вступили между собой два основных корня – стой- «стояние на месте» и разви- «развитие, движение».
А потому слепо следуя услужливо предоставленной России Западом концепции устойчивого развития, мы закономерно постоянно топтались на месте, последовательно расходуя свои пусть и очень щедро дарованные природой, но всё же невосполняемые природные ресурсы.
На мой взгляд, кризис дал нам возможность действительно применить нелинейные решения – двигаться, постоянно меняя свой курс на гребне волны. И то, что в максимальной степени может реализовать эту концепцию - это самоорганизация общества.
Именно женщины с их повышенной интуицией, их типичным для России высоким (выше, чем у мужчин), образовательным уровнем, с намного большей работоспособностью, а также в связи с большей продолжительностью жизни, могут в настоящий момент в условиях кризиса действительно выйти на первое место, заняв ключевые посты во всех сферах жизни.
Действительно, начавшийся финансовый кризис уже преподнес много сюрпризов. Одним из таковых можно считать неожиданное усиление карьерных позиций российских женщин - их стали чаще назначать на руководящие должности. Данный факт обнаружила крупнейшая международная аудиторская компания "Pricewaterhouse Coopers" (PwС). Как оказалось, среди назначенцев 2009 г . 40% женщин, тогда за год до этого их было всего лишь 30%. Такой гендерный сдвиг в карьерной иерархии можно считать поистине колоссальным. По сравнению с предыдущими годами это существенный рост. Гендерный состав российского топ-менеджмента меняется: к примеру, два года назад среди финансовых директоров было 10% женщин, а сейчас уже 39%.
Какой вывод можно сделать из этих сухих фактов? Тогда, когда плохо, когда за возросшую в условиях экономической нестабильности нагрузку и серьезный труд корпорации готовы платить меньше, чем раньше, а степень ответственности за каждое принятое решение больше, наиболее востребованными оказываются именно женщины.
Надо сказать, что и Давос убедительно доказал, что это признается и даже озвучивается на международном уровне: в феврале 2009 года на Всемирном экономическом форуме звучало большое количество призывов к тому, что необходимо больше прислушиваться к женщине, приглашать женщин не только на руководящие посты, но и на самый высокий уровень принятия решений. Наиболее радикально выступающий даже заявил, что именно мужской подход к постановке и решению экономических проблем привел наш мир к этому кризису.
Действительно, нынешний кризис - не просто обычный (циклический), он даже не системный, он цивилизационный. Необходим новый цивилизационный тип - с одной стороны, равновесия, баланса, гармонии, с другой стороны, тип действительно нового порядка, возникающий на грани самоорганизации сложных систем.
Какое отношение эти общие рассуждения о природе кризиса и путях выхода из него имеют к женскому движению? Самое прямое: сейчас в России именно женское сообщество обладает максимальным ресурсом для самоорганизации.
В настоящий момент мы создаем Совет по консолидации женского движения, принципы которого намного отличаются как от принципов организации обычных общественных организаций, так и от партийного устройства. Это принцип не единоначалия, как одной четкой вертикали власти, а принцип иерархии ответственности, которая соединяет сетевую систему и, соответственно, делегирование ответственности по степени ее увеличения. То есть у нас есть сопредседатели, каждый из которых ведет определенный проект или проектную линию, отвечает за нее в полной мере, в то время как весь Совет, все участники в едином стремлении помогают в реализации каждого из проектов.
У нас есть программа, касающаяся городов будущего. В нашем представлении город XXI века в корне отличается от существующего мегаполиса, совершенно недружественного к человеку, к семье, к социально незащищенным слоям населения, к детям, который мы имеем сейчас.
Я достаточно долго жила в Германии, могу сказать, что там намного более развита структура малых и средних городов, которые представляют всю социальную инфраструктуру для спокойного и благополучного существования семьи с детьми. И у нас есть малые и средние города, которые возможно и могли бы по многим параметрам быть более ориентированными на поддержку и развитие традиционного семейного уклада, предоставить широкие возможности для воспитания подрастающего поколения вне отрыва от корней, от «малой Родины», но не могут похвастаться развитой социальной инфраструктурой.
В этой связи мне бы хотелось, прежде всего, сказать о перспективности идеи, которая в России получила название зеленой революции. Что это такое? Это исход достаточно большого количества семей, прежде всего с несовершеннолетними детьми, из больших городов-мегаполисов в малые города. Здесь встает вопрос о необходимости, причем на уровне принятия серьезных государственных решений, создания единой транспортной и социальной инфраструктуры для средних и малых городов. При этом мы совершенно очевидно понимаем, что в XXI веке, когда мы говорим об экономике знаний, могут создаваться новые города на базе высокотехнологичных предприятий, так называемые кластеры. О системе кластеров много уже сказано, безусловно, за этим будущее. Другой вопрос, насколько это будущее будет отодвинуто от нас экономическим кризисом.
Что делать женщинам в России здесь и сейчас в условиях городов, как защитить своих детей, себя, свои семьи от недружественной социальной среды?
Эта тема становится особо актуальной в связи с разворачивающимися кризисными явлениями, ни для кого не секрет, насколько резко возрастает уровень преступности в больших городах в последние месяцы. Даже по абсолютно открытой статистике, которую можно посмотреть в Интернете, только в Москве и области уровень преступлений против личности вырос с декабря по февраль этого года на 18,5 %. Это огромный прирост. При том, что это не просто кражи и мелкие хулиганские выходки, это разбои, грабежи – то, что связано с повышающейся агрессивностью среды, когда оказавшиеся без работы люди кто-то уходит в запой у себя дома, а кто-то берет монтировку и идет на улицу.
В последнем годовом рейтинге, в который вошли 140 стран мира по уровню безопасности жизни, Россия заняла позорное 131 место. Наша страна попала в десятку самых неблагополучных стран, наравне с Ираком, Сомали, Суданом, Афганистаном, Израилем, Чадом, Центрально-Африканской Республикой, Северной Кореей и Ливаном.
Хотелось бы немного рассказать об опыте Китая, где за самоуправление взялись женщины, причем женщины пожилого возраста, женщины-пенсионерки, которые активны, бодры и создают практически в каждом доме, в каждом микрорайоне общественные советы.
Конечно, не возбраняется кому-либо из молодёжи любого пола войти в этот совет, но управляют всем всё равно женщины-старейшины, то есть там старшинство переходит по женской линии. Если мы говорим о патриархах, то там, скорее, можно говорить о матриархах. Именно они следят за общественным порядком, - не только призывают к ответственности, но и добиваются штрафа, если кто-то из проживающих не следит за общественной чистотой и порядком. Соответственно, штрафуется и семья, которая не следит за своим ребенком, даже по времени его пребывания вне стен дома.
Больше того, именно этот совет выдает молодым семьям разрешение на рождение ребенка (представьте, что это такое для Китая!), то есть для всех жителей микрорайона Совет бабушек - это просто высшая инстанция.
Здесь, конечно, нужно принимать во внимание культурные традиции Китая, но мне кажется, для России с ее колоссальным многовековым опытом соборного управления (вы помните сходы деревенские и соборы) это более чем актуально.
В условиях кризиса каждый понимает, что помощь от государства может придти слишком поздно и в слишком малом количестве. А потому настало время заняться самоорганизацией, прежде всего, на базе места своего собственного жительства, поскольку многие трудовые коллективы сейчас распадаются, а домохозяйства как были, так и остаются, что в «тучные», что в «тощие» годы.
В том же Китае иероглиф, обозначающий кризис, состоит из двух частей – опасность и возможность. Для России, скорее всего, это колоссальная возможность отказаться от недружественных, неприемлемых парадигм развития и выйти на новый цивилизационный виток. На мой взгляд, мы не можем позволить себе ради своего поколения и поколений своих детей и внуков упустить этот исторический шанс.
|