КРИЗИС БЬЕТ ПО ДУШАМ
Финансовый кризис - это не только удар по кошельку, но и по психике человека. Как отражается кризис на сознании россиян рассказывает ведущий российский специалист по преодолению стрессовых ситуаций доктор психологических наук, заведующая лабораторией психологии посттравматического стресса Института психологии РАН Надежда Тарабрина.
- Вот уже год кризис шагает по России. Кризис - всегда стресс. Можно ли констатировать изменение психологического состояния россиян?
- Можно утверждать, что оно ухудшается. Нарастает тревога, депрессия, психическое напряжение. Связано это как с экономическим положением - работа, зарплата, так и с личным восприятием того, что происходит в стране. Для тех, кого уже уволили и он не в состоянии выплатить кредит, нормально содержать свою семью - это интенсивный стрессором, который может вызвать психическую травму, вплоть до нарушений психики. Конечно, устойчивость к стрессу у всех разная, разные личностные возможности, но общая тенденция негативная.
- С чем у россиян ассоциируется кризис?
- С дефолтом 98-го года, как с самой ближайшей в прошлом финансовой катастрофой. А в целом - как социальная катастрофа. Для многих, подчеркиваю, но не для всех. Но для многих - это катастрофа. Человек был устроен, обеспечен и вдруг потерял все. И тогда часто рушатся семьи, жена уходит, а муж начинает пить. Причем потеря своего бизнеса и просто наемной работы - одинаковый по уровню стресс. Из него выходят только активные люди. Надо четко осознать свои возможности, свою ситуацию и попробовать выйти из стресса самому. Если не получается - сейчас есть много методик, которые могут помочь.
- Можно сравнить, в какое время: советское, начало-середина девяностых, наши дни общество чувствовало себя внутренне психологически более защищенным?
- В советское, конечно. Но тогда было все регламентировано, не было возможности проявлять инициативу и это порождало, возможно, ложное чувство защищенности. Но оно было. Была мощная идеология уверенности в завтрашнем дне. Сегодня пришла идеология денег, потребительства. То есть заработал и истратил. И вдруг она рушиться. И это тоже катастрофа. Но не для всех кризис заканчивается негативно. Многие находят себя и еще зарабатывают на кризисе. Но, все же, для большинства одна из главных проблем сейчас в том, что человек утратил чувство социальной защищенности. Ему нужно проявлять собственную активность, принимать решение, а он не был научен этому. А поколение, рожденное на стыке советской и постсоветской эпохи, примерно возраста нынешних студентов становиться более активным. Но тут другая катастрофа - многие не справляются с жизнью, уходят от нее в наркоманию и алкоголизм. Молодежь разделилась на две части - одни плывут по течению, вторые "взбивают молоко в сметану" и вылезают из горшка.
- Существуют ли методики, как перейти из одного состояния в другое? Куда обращаться человеку?
- В крупных городах - просто психологический бум. Очень много частных консультаций, выходят книги, различные методики. Есть Интернет, где можно найти всё. В советские времена такого, конечно, не было. Только было ли это нужно? Существует представление, что русскому человеку сложно обратится к врачу со своими проблемами. Однако разработаны короткие прагматичные методы анализа и воздействия на психику человека. Надо просто не бояться. Самое главное дать человеку, который испытывает тревогу за перспективу своей жизни, уверенность. Человеку надо дать понять, что можно сменить специальность. Можно даже поменять работу, пусть на менее престижную. Это тоже выход - надо будет заново подниматься по карьерной лестнице. И абсолютно необходимо обратиться за профессиональной помощью.
- В России страшные цифры суицидов. С чем это связано?
- Социологи говорят, что до пятидесяти пяти тысяч в год. И ежегодный рост примерно на тысячу. И восемьдесят процентов - это мужчины в возрасте от 40 до 60 лет! Практически все самоубийства в этой категории - это последствия депрессии, стресса. Нарушается жизненная перспектива, ломается привычный мир и человек чувствует, что попал в тупик, в беспросветность. Кризис, конечно, это только усугубит. Однако объективно немногие попадают в настоящий тупик. Многие могут перестроиться. Но мужчины считают, что должны делать все сами, самостоятельно и не обращаются за помощью, хотя есть методы воздействия на психику.
- А телевизор, в частности, новости могут спровоцировать на сильный стресс?
- Мы проводили исследование по террористической угрозе, которая показывается в прямом эфире. И исследования показали, что для некоторой части зрителей такая "картинка" является травматическим стрессом. Они испытывают те же реакции, которые испытывает жертва. А есть люди, наблюдающие сцены агрессии переживают те же эмоции, что и нападающий. Наши же телеканалы зачастую начинают с катастрофы, потом идет финансовый кризис и только потом положительные новости. Поэтому, на мой взгляд, начинать выпуск новостей надо с нейтральной, например, официальной информации. Затем уже можно сказать о "несчастьях", а заканчивать на положительной ноте. Ведь телевизионная "картинка" без всякого декодирования прямо ложиться в мозг, в отличии от "картинки" фильма. В любой момент вы можете сказать: "Перестань нервничать, это кино". А реальная кровь на экране в новостях - как круги по воде, относительно маленький камень создает большие круги на воде. Каждая показанная жертва теракта - это еще один камень, брошенный в воду. У каждого есть родственники, знакомые, которые находятся под воздействием травмирующего события. Так что страшен и сам теракт, и то, что показывают. Например, "картинку" из Беслана смотрели миллионы. И у каждого есть истории собственных травм, каждый пережил стресс, свое личное травмирующее событие. И возникает эффект складывания событий, который может послужить спусковым крючком, последней каплей. И индивидуальная защита может быть пробита. Страдают же, конечно, все и заложники, и телезрители. В несколько разной степени психика травмируется у всех.
- Но у российских каналов почти всегда на первом месте официальная информация. Власть заботиться о народе.
- Мое мнение - власть вообще никто не должен любить. Любить надо своих близких. Любить надо Родину, а не власть на родине. Ее не надо ни ненавидеть, ни любить. К ней надо относиться просто позитивно, но критично. К власти россияне вообще относятся с недоверием. Но с естественным недоверием. У нас почему-то сложилось исторически так, что государство и люди живут в параллельных мирах. Народ по своим законам, власть - по своим. И это не может исчезнуть сразу. Как психолог, я считаю, что можно быстро перестроить государственные институты, но нельзя вдруг перестроить сознание человека. Но властного запроса на изучение такого аспекта, когда затевали перестройку, не было. Сейчас наши молодые правители говорят правильные вещи, но исполнители пока себя не перестроили внутри.
Александр ЧУЙКОВ
www.vreso.ru
|