ПОСТУПОК ГРОМЧЕ СЛОВА
Около тысячи лет назад произошла такая история. В сельскую школу, которую посещали дети разных возрастов, прибежали крестьяне. Их поля топились водой, которая ни с того ни с чего начала стремительно прибывать. Крестьяне обратились за помощью к школьному учителю, поскольку считали, что этот человек знает всё и может помочь в любой ситуации. Учитель вместе со школьниками весь день искали причину потопа, но безуспешно…
Вдруг вода перестала прибывать и вскоре её уровень пошел на убыль. Вернувшись в школу, учитель недосчитался одного из своих учеников. Учитель и его старшие ученики с факелами вернулись в поле, чтобы разыскать пропавшего. Его обнаружили стоящим по шею в воде: своим телом он заткнул течь в плотине, которая была причиной потопа. Мальчик очень замёрз, и поэтому его укутали в тёплый плед и стали поить горячим молоком. Успокоившись и согревшись, мальчик сказал, что всегда считал себя бесполезным в изучении наук, но очень хотел сделать что-нибудь для других. Довольный его поступком, мудрый школьный учитель обнял его и сказал всем, что этот мальчик многого добьётся и будет очень полезен всему обществу. Спустя тридцать-сорок лет этот мальчик, которого считали самым слабым среди учащихся, стал великим ученым и кардинально изменил жизни тысяч и миллионов людей.
Слепота разума
Итак, сегодня всё чаще и чаще можно наблюдать людей, которые ищут готовые формулы успеха. По итогам проведенного опроса старшеклассников в некоторых школах Иркутской области, можно говорить о феномене «слепоты разума». Конечно, о том, что среди молодёжи всё большее и большее влияние имеют дешёвые стереотипы, сформированные улицей, сериалами и развлекательными телешоу, давно говорят и пишут, но я не об этом. Речь идёт о снижении уровня IQ (коэффициента интеллекта).
Мне часто приходится разговаривать с людьми, которые пользуются последними новинками научно-технического прогресса, в курсе последних новостей московской тусовки, читают новомодные философские книги и ищут свободу от воинского долга, семейных уз, финансовых затруднений. Чтобы всегда быть на гребне волны, сегодняшняя молодёжь готова пять лет «учиться» в вузе, с утра до вечера посещать разнообразные тренинги и курсы, подключиться к всемирной сети Интернет и по ночам «зависать» в поисках новых перспективных знакомств и возможностей. Для многих остаётся скрытым тот факт, что за внешней интеллектуальной «продвинутостью» молодёжи скрывается её внутренняя интеллектуальная слепота.
Интеллект предназначен для того, чтобы различать белое от чёрного, доброе от злого, вечное от временного, но когда ему не дают возможности выбирать, интеллект атрофируется, слабнет и становится слепым. Например, чтобы вылечиться, необходимо знать свою болезнь, но знание диагноза само по себе не даёт здоровья; необходимое для этого условие – выявление личного желания. Каждый из нас прекрасно понимает, что лечиться неприятно, поэтому часто человек не строго следует предписаниям врача. Такое настроение указывает на то, что, даже зная диагноз и принимая лекарства, человек долгое время будет испытывать недомогания или, другими словами, будет страдать. Без желания вылечиться никакие врачи не помогут!
Так называемый интеллектуализм, лишённый способности правильно судить о природе вещей, ничем не отличается от разума зашоренной лошади. Более того, говорится, что глупец, который знает свою глупость, тем самым уже мудр, а глупец, мнящий себя мудрым, воистину «глупец». Проще говоря, ослик, который честно работает в поле, намного лучше ослика, который думает, что он – бабочка, и потому не хочет работать.
Зачем быку колокольчик?
Один так называемый интеллектуал отправился купить немного муки у мельника. Мельник попросил его подождать несколько минут, поскольку он как раз молол зерно. «Интеллектуал» заметил, что у мельника был бык, который ходил по кругу и этим приводил в движение мельничные жернова, перемалывающие зерно. У быка был красивый колокольчик, завязанный вокруг его шеи, который звенел при ходьбе.
Мельник находился в это время в своём доме и занимался другими делами. Через несколько минут он вернулся, набрав немного свежемолотой муки в свой мешок, и дал его учёному. «У меня есть к тебе вопрос, – сказал логик. – Скажи мне, зачем ты потратил деньги на колокольчик, который завязан на шее быка?» «О, это позволяет мне сэкономить время: когда он идёт, я слышу колокольчик; если я не слышу колокольчика, я выхожу и ударяю его хворостиной, заставляя тем самым продолжить работу. В противном случае мне пришлось бы стоять здесь весь день просто для того, чтобы следить за быком». «А что если бык встанет и просто начнёт трясти своей головой, чтобы колокольчик продолжал звенеть? Как ты узнаешь, работает бык или нет?» «О, это не проблема, поскольку бык не такой «интеллектуал», как ты». Эта притча как нельзя лучше показывает, что разум опасен, если он используется для того, чтобы избежать труда.
Разумный человек – интеллектуал – никогда не тратит времени даром. Для него не важна форма, но важна суть: если необходимо, он будет сидеть с утра до вечера в библиотеке, но в другой ситуации он с такой же решимостью будет с утра до вечера махать лопатой или мечом. Таким человеком движет не давление извне, диктующее очередной стереотип, но осознанное желание. Интеллектуал знает то, к чему стремится, и считает пустой тратой времени любые усилия, отклоняющие его в сторону от желаемой цели. Таким образом, интеллектуал очень много трудится, а не просто говорит. Он не просто философствует в своё удовольствие, а желает действовать во благо других.
Победа над собой – лучшая победа
Разум призван улучшать жизнь, а не создавать новые препятствия в своей жизни и жизни всего общества. Величайшие учёные, такие как И. В. Курчатов, изобрели атомную бомбу, которая не просто не улучшила жизнь человека, но до сих пор создаёт много беспокойств во всём мире. Однако известный физик Никола Тесла в нравственном отношении превзошёл многих своих коллег. Тесла открыл и исследовал высокоэффективные способы передачи сигналов и энергии без проводов, которые СССР, Германия и США хотели использовать в военных целях.
Учёный понимал, что результаты его интеллектуальной деятельности могут быть использованы в совершенно противоположном направлении, и потому уничтожил большинство своих разработок. Абсолютно справедливо говорится, что человек способен к добродетели только в том случае, если он её осознал. Нельзя отчаиваться в человеке, творящем зло, если он знает, что делает. Он видит ошибочно, но, по крайней мере, он видит. Получив некоторое знание, он может отказаться от своих прежних поступков. Но что ожидать от человека, поражённого слепотой разума?
Итак, слепота разума – это нежелание видеть всё разнообразие мира в гармонии. Именно внутренняя пустота и внутренняя слепота ограничивает человека, не даёт ему даже возможности видеть перспективы для применения интеллекта. Имея колоссальный потенциал интеллекта, человек запирает себя в узкий коридор эгоизма. Чем бы ни занимался такой человек, он будет думать только о себе: я, моя семья, моя работа, моя родина… Именно эгоизм обесценивает интеллект, используя его для разделения целостного мира на своих и чужих, на чёрное и белое, на доброе и злое. Посмотрите, как много слов сказано по этому поводу! Однако истинный интеллект иной: он бьёт точно в цель!
Одно полезное слово, услышав которое, становятся спокойными, лучше тысячи речей, составленных из бесполезных слов. Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой – величайший победитель в битве. Поистине, победа над собой лучше, чем победа над другими людьми.
Роман Омельчук, Иркутск
(вестник межвузовского культурного движения "Золотое поколение")
|