РУССКОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ СЛОВО ДОРОГОГО СТОИТ
Спектакль "Сергей Есенин" Омского государственного драматического театра "Галерка" был представлен зрителям в рамках VII Международного Театрального форума "Золотой Витязь", который проходил в начале ноября Москве. Постановка была признана одной из лучших и получила "Бронзовый диплом" в номинации "Театр - большая форма". Нашему корреспонденту удалось в перерыве побеседовать с режиссером спектакля и художественным руководителя театра Владимиром Витько.
- На ваш спектакль людей пришло в два раза больше, чем может вместить театр. Чем вы это объясняете - тягой к духовному, нехваткой какой-то искренности? Причем пришло так много молодых...
- Вы сами ответили на вопрос. Действительно, у нас образовался какой-то голод вследствие одностороннего проявления нашего телевидения, радио, кино. Такое ощущение, когда смотришь кино, ТВ, слушаешь радио и читаешь нашу прессу, что Россию населяет поколение проституток, криминала и богатых, которые тоже плачут. А десятки миллионов нормальных людей остаются на обочине всех теле-кино-театральных интересов. Это какая-то глупость, может, и не глупость, а осознанная позиция множества наших режиссеров, сценаристов и так далее. Они полагают, что на это-то народ пойдет, а на самом деле люди истосковались по нормальному, доброму, человеческому слову, сказанному искренно и душевно.
- Скажите, такими постановками можно что-то изменить, как-то еще повлиять на наши умы?
- Конечно, можно, потому что, как говорил Горький: "Всем хорошим в себе я обязан книгам". Как я теперь понимаю, хорошим книгам. И те люди, которые говорят, что искусство никоим образом не влияет на воспитание человека - это глупость или опять же осознанная позиция, которая вредна для культурного человека. Нас губит дилетант и совершенно равнодушная позиция чиновников по отношению к собственной культуре, к собственному народу, к собственной стране. Во всяком случае, у меня такое ощущение.
А про спектакль "Сергей Есенин", который мы привезли на театральный фестиваль, скажу, что здесь главным героем является поэзия Есенина, а не он сам. А поскольку его поэзия глубоко личностная, то довольно странная получается ситуация, он пишет о себе, а получается - про всех. Конкретного персонажа в спектакле нет. Так же как нет и ни слова прозы. Есенин - наше все, как и Пушкин. Он из этого числа, потому что это слово - драгоценное, русское, да еще поэтическое, есенинское, - дорогого стоит, это нельзя упускать, пропускать и проходить мимо. В нем есть та гениальная простота, как и у Пушкина, Лермонтова, - ясная, осознанная, внятная. Ее хочется слушать. Почему столько песен на стихи Есенина? Да потому что они сами музыкальны.
- Вы приехали из Омска. Как вас принимают там?
- Замечательно. У нас все время полные залы. Мы играем не только Есенина, но и Островского, и Вампилова, и Тургенева, и Шаховского - давнего классика, еще догрибоедовского. Мы занимаемся русской культурой, русским театром, русской пьесой.
- И этим вы привлекаете более взрослое поколение?
- Почему? Молодых много. Наши театральные критики написали такую фразу, которая мне очень понравилась: "Театр "Галерка" остался единственным, куда взрослые люди берут своих детей-подростков, совершенно точно зная, что им не придется краснеть перед детьми за то, что происходит на сцене".
- Это очень актуально для Москвы...
- Мне кажется, это актуально для всей России. Мы этим просто брезгуем, а мерзость тащится на сцену, на экраны, на "Дом-2" и куда-то еще. Это глупость или людям специально платят за это деньги.
- Вы не первый раз участвуете в фестивале?
- Мы уже трижды лауреаты "Золотого Витязя". Первый раз мы получили Серебряного Витязя в 2004 году за спектакль по прозе Владимира Крупина "Во всю Ивановскую". До сих пор его играем. Потом в 2006 году Бронзового Витязя за "Лето Господнее" по прозе Ивана Шмелева. Это вообще уникальный спектакль. Мы играли его в Академическом государственном театре Российской Армии. И еще один Бронзовый Витязь был получен в 2007 году за спектакль "Деньги для Марии", повесть Валентина Распутина. Сегодня мы начинаем репетировать "Братьев Карамазовых" по собственной инсценировке и выпустим его к осени следующего года.
Дарья Желнорович
|