Максим КАЛАШНИКОВ: НОВЫЙ ГРАД - КОМУ И ЗАЧЕМ?
Для того, чтобы этот мир начал возникать, нужно создать его плацдарм в этой реальности. И предложение построить пилотный проект футурополиса, этого града будущего – один из способов переправиться через реку и закрепиться на плацдарме. Это способ сломать недоверие и показать, что другая жизнь возможна, инобытие возможно, причём успешное, вполне жизнеспособное и процветающее. Я считаю, что эту попытку можно предпринять. Тем более что сама идея носится в воздухе, а кое-где и воплощается.
Когда правительство Российской Федерации решило строить такой Science City, а он в послании Медведева обозначен, мы предложили: давайте к нему районный пристроим, где люди будут заниматься частным бизнесом, в общественном секторе работать, с тем же сельским хозяйством уже нового типа совершенно. То есть, этот город будет устойчивым, в нём все социальные ниши будут заполнены, там будет разнообразие сфер деятельности.
Самураи будущего
Я бы сказал, что это, на самом деле, достаточно сложное мероприятие. Даже сама разработка проекта интегрированного футурополиса, позволит сплотить людей, подтянуть к себе очень многих единомышленников и, в общем-то, я надеюсь, в русском обществе самоопределится вот этот субъект развития, так сказать, армия самураев будущего. Это с одной стороны.
С другой стороны, если этот проект успешен, то он начинает тиражироваться. Причём, ведь мы предлагаем-то футурополис, и большого типа, интегрального, и футурополисы попроще – для решения проблем тех же моногородов, того же Тольятти, например. Ворой шаг – добиться того, чтобы начала строиться сеть футурополисов, а вот это уже инобытие, другая реальность.По дому на семью, системы ЖКХ должны быть совершенно новые, переработка отходов должна быть полной, то есть, централизованная система канализации будет не нужна, поскольку понятие «отходы» исчезнет.
Город не может быть лабораторией, а все его жители не могут быть учёными и исследователями. То есть, все социальные ниши должны быть заполнены, город должен быть многогранным. Там должны быть другие жители, поскольку мы по опыту советских академгородков знаем, что когда в одной социальной нише слишком много людей, то начинаются конфликты. В таком городе должно быть развёрнуто современное самоуправление, то есть, это должна быть полноценная муниципия.
Если человек управляет судьбой своего посёлка, муниципии, полиса в данном случае, он и дальше может подниматься. Когда, извините, существуют выборы на федеральном уровне, мы выбираем кандидатов как стиральный порошок, а внизу, простите, всевластие и бюрократия. Никакой демократии быть не может. А в данном случае футурополис превращается в разумный город. Футурополис – это действительно сгусток инноваций социальных и технических. Я уже не говорю об инновациях культурных, образовательных и прочих.
И смысл в том, чтобы создать их критическую массу в этом полисе, и проломить стену недоверия. Потому что когда Калашников выступил с такой идеей, то на меня обрушился просто вал ненависти, зависти, чего угодно. «Он предлагает строить потёмкинские деревни, он дурак, он клоун и прочее». Даже некоторые академики высказывались в этом духе.
Я всегда им отвечал: «Может, вы корейцам это скажете, которые Сонгдо строят, или индонезийцам, которые Киберджайя делают?» И так далее. Или вот в Дании, где работает полис в режиме экологической деревни...
Ударное ядро
Я хочу, чтобы русский футурополис был самым прорывным, самым логически выдержанным в логике вот этого будущего. И я вижу, какое страшное сопротивление существует в обществе. То есть, проблема не сводится только к бюрократии или к плохим реформаторам квазирыночникам. Нет, на обывательском уровне существует сильнейшее сопротивление. Люди отвыкли думать.
Давайте вспомним практику 30-х годов. Очень быстрое развитие Советского Союза, правда, по модернизационному пути. Но ведь ставка была сделана именно на ударное ядро – их было-то всего 10-15 миллионов человек, это были люди, которым было неинтересно обывательское счастье.
Сейчас мы попробуем сделать рывок, который не потребует прежних репрессий, казармы, такого ГУЛАГа.
Мне интересно построить лучшую жизнь, которая будет лучше и качественнее, чем на Западе. Но здесь, на обломках Советского Союза. И начать создание новой великой страны.
Я считаю, что с помощью футурополисов мы сможем построить жизнь более обильную и качественную, чем на Западе. Мы сможем потянуть оттуда людей, разочарованных той моделью развития. То, что Запад вошёл в острый системный кризис – это уже видно. И что элиты Запада, бомонд, не может это побороть – тоже очевидно...
Мы должны стать Меккой для всех энергичных людей, готовых идти плечом к плечу с русскими, быть русскими и строить здесь великую цивилизацию. Первый круг – это, как говорится, русские Средней Азии. Кто не нашёл своё место на националистической Украине, где тоже идёт антиразвитие сюда, пожалуйста. И из Европы сюда, пожалуйста.
АПИП - что это?
Нам сейчас нужно осуществить гуманитарно-технологическую революцию. Нынешняя Российская Федерация никого не устроит, а Россия футурополисов будет очень привлекательным местом, здесь действительно можно будет жить с чистого листа, как на диком Западе, делать большие карьеры, жизнь строить.
И аналог американского DARPA (Defense Advanced Research Project Agency, Агентство перспективных исследовательских проектов в области обороны) только в интересах всей экономики нужен Российской Федерации. Это было предложено нами Медведеву. Мало того, сама сеть футурополисов создаст очень большой спрос на инновации. И здесь DARPA просто вкладывается в эту систему.
DARPA отлично понимает, что технология сборки и разрушения социальных субъектов, технология управления историей, технология управления будущим – это важнейшие технологии в будущем мире. Начиналось всё, конечно, как оборона, но именно начав с оборонных исследований, они породили мобильную телефонию и Интернет, помимо всего прочего.
Мы, кстати, предложили сейчас – у нас был второй эшелон предложений в администрацию президента – снять фильм-репортаж из будущего, серию фильмов-репортажей из победоносного русского будущего. Но, не знаю, упадёт ли, дадут ли всходы семена этих идей, но наше дело – предложить. То есть, на самом деле, сейчас нужна русская DARPA. Нам нужны фильмы-репортажи из будущего, аналог «Семи шагов за горизонт», даже гораздо более продвинутые в данном случае. Надо начинать этот путь, у нас 10 тысяч лье впереди...
Футурополис - это класс!
Я благодарен судьбе за то, что вырос и сформировался в Советском Союзе, я читал «Науку и жизнь», «Знание – сила», «Технику молодёжи», «Юный техник». Я смотрел массу научно-популярных фильмов, выходивших очень оперативно, я смотрел часовую программу «Очевидное – невероятное» в прайм-тайм, а не ночью.
Опыт применения самоуправления говорит о том, что бюрократия почти уничтожается, возникает делократия. Люди действительно снижают издержки на содержание жилищно-коммунальной сферы. И они начинают востребовать инновации, они видят, что инновации полезны им. Футурополис как точка сборки, с его сильным самоуправлением и будет той самой средой, где будут советские достоинства, но не будет той мертвячей советской бюрократии, которая давала по мозгам. В Советском Союзе была трагическая раздвоенность: замах был на XXI век, а технологии были старыми. И не было тогда такого варианта общества будущего.
|