МЫ ЖИВЕМ НЕ В ТУ СТОРОНУ
Недавно в Госдуме РФ прошел круглый стол по инновациям. На нем разгорелась бурная дискуссия. В целом все были «за» инновации, но вера в то, что государство реально в этом заинтересовано, была не у всех…
Алексей ИВАНОВ, член Союза писателей России:
Что нужно для развития инновации? Личная инициатива и плюс поддержка госаппарата. А что у нас сейчас представляет собой госаппарат? Там сидят аккуратненькие, вежливые люди, у которых такой подход к своей работе: показать, они что-то сделали, и как бы чего не вышло. А также «пилить» бюджет.
Инновации, некие стратегические вещи, нужны для страны в целом. А чиновнику они не интересны, это риск. Он может выиграть и за это ничего не получить, а может сильно проиграть и тогда получит по шапке, слетит вниз по лестнице и уже никуда не поднимется. То есть ему это не нужно. И второй момент - личная инициатива. То, что происходит в стране сейчас - это политика правительства, направленная на борьбу с отечественной личной инициативой. А также и борьба с личностями, то есть все, что выбивается за рамки системы, подавляется мягко, но очень планомерно.
Существует ряд изобретений, которые, если их применить сейчас, могли бы изменить жизнь человечества в корне. Например, те же автомобили на воде практически реальны. Есть изобретения, которые помогают контролировать все - это чипы, карты.
Есть технологии, при помощи которых он станет независим от фармацевтических кампаний. Власти это невыгодно, поэтому они сдерживают подобные технологии, считая, что тогда люди уйдут из-под их контроля.
Помните, пензенских затворников? За что их прессинговали? Люди ушли в пещеру, молятся там, ничего не нарушают. В чем проблема? А в том, что ушли массово из логических своих соображений и бросили фактически системе вызов. Если бы один выкопал себе землянку и ушел бы, никто бы не обратил внимания, написали бы пропавший без вести, и все на этом бы закончилось. А здесь система испугалась того, что люди пошли ей наперекор. Выход я вижу в том, что надо менять систему, а вот как, я не знаю.
Евгений СЕРОВ, заместитель председателя московской региональной организации «Курс правды и единения»:
Инновационные технологии - это очень модное такое слово. Задумались ли над вопросами: Зачем эти инновации вообще? Ради какой цели все это делается? И возможны ли они в данный момент в России?
Зачем инновации, понятно - технологический прорыв, благополучие и т. и д.
Кризис у нас не на улицах, он в головах людей. То есть человечество подошло к такой черте, за которой жить так, как мы жили до этого, уже становится невозможно. И на осознание этого человечеству осталось несколько десятилетий.
Если смотреть на жизнь не на основании телевизионных заявлений, а на реальные цифры, то все сразу становится понятно. В чем же заключается причина того состояния, к которому подошло человечество? А в том, что в мировое мировоззрение практически всего человечества внедрены ложные цели. Люди живут, грубо говоря, не в ту сторону. Это все частности, которые никогда не приведут к решению проблем России.
Сейчас для большинства человечества главная цель - это ПОЛУЧЕНИЕ прибыли. Успешным считается тот человек, у которого много денег, яхта, а если две или пять - вообще молодец. В условиях такой системы строить какие-то инновационные проекты, на мой взгляд, значит пытаться технологическими методами решить мировоззренческие проблемы. Это невозможно в принципе, потому что, оставаясь с тем же сознанием и мировоззрением, люди, как жили в 19-м веке, когда ездили на телеге с деревянными колесами, и одни имели все, а другие ничего, так и сейчас живут, в космическом веке. Система-то не поменялась.
Технологический уровень 19-го века и нашего времени возрос в сотни раз. Если раньше тысяча сапожников в одном городе обшивали всех жителей, то сейчас одна фабрика может запросто обшивать несколько городов, но при этом почему-то основная масса населения как жила на грани выживания, так и живет теперь. Куда же деваются миллионы процентов прибыли, на которые должна была увеличиться технологическая мощь?!
Для того, чтобы получать какие-то прибыли от инновационного развития, необходимо в благополучные годы вкладывать деньги прежде всего в науку и накапливать некоторый потенциал. Мы в те сытые, тучные годы, которые у нас были, науку только разрушали, ничего не вкладывая. А сейчас мы хотим из этой науки выжить то, чего у нее нет.
Почему сейчас стоит бум вокруг инноваций? С одной стороны, это некоторая показуха, изображающая государственное управление при ее фактическом отсутствии. Она адресуется главным образом за рубеж с целью убедить общественное мнение Запада, что в России, если еще и не построена полноценная демократия западного образца, то мы ее строим всем нашим гражданским обществом и мечтаем о приобщении к семье цивилизованных народов.
Нашей верхушке хорошо жить в этой системе на основе паразитизма, который был заложен еще в древности. И говорить здесь о том, что наше общество построено на общечеловеческих ценностях - это некое лукавство. А что такое общечеловеческая ценность? Это когда одни люди умирают от голода, а другие сидят на золотом унитазе?! В чем заключается основная проблема современных цивилизаций? На мой взгляд, в том, что наша система построена на догмате безудержного потребления. Система построена так, что процесс потребления должен только нарастать. Если он не нарастает, корпорации перестают получать прибыль. Хочется кому-то или не хочется -эта система будет сломана. Иначе либо человек перейдет на другую систему, либо человечество будет сметено с лица земли. Какими способами? Экологическими катастрофами, революцией, войнами, экономическими кризисами. Но это произойдет, потому что система находится в тупике.
Александр КОЗЛОВ, выпускник физического факультета МГУ:
Я учился на физическом факультете в группе из 12 человек. Хочу перечислить профессии, которыми сейчас занимаются мои одногруппники: кадровик, верстальщик Интернет-сайтов, компьютерщик, сервис-инженер, 4 безработных. Трое остались на улице. Один, действительно, выдающийся, талантливый ученый, учится в сдвоенной аспирантуре - наполовину в ирландской, наполовину в нашей. Только в нашей он учиться не может, потому что аспирантура МГУ платит всего 4000 рублей в месяц. От ирландской аспирантуры он получает 2000 евро ежемесячно, потому что он сам, по своей инициативе выиграл ирландский грант.
Я сейчас являюсь представителем армии безработных. До этого я два года проводил провода в компьютеры, чтобы свести концы с концами. Я стою на пороге того, чтобы последовать примеру своего сокурсника и отправится в университет в Европу.
Скажите мне, что делать, когда физический факультет МГУ каждый год принимает 400 студентов и по его окончании молодые физики абсолютно не найдут к себе никого интереса?! Не найдут себе применения и по четыре месяца ищут в Интернете работу.
Я считаю, нужно, чтобы мы осязаемо чувствовали себя нужными обществу. Создать хотя бы минимальные условия для нашего существования.
Александр СЕВАСТЬЯНОВ, общественный и политический деятель:
Не видать нам небесного града, как собственных ушей. Это действительно так, потому что мы традиционно запрягаем телегу впереди лошади. Мы хотим получить продукт, не задумываясь над тем, кто этот продукт производит. Науки, технологии это все в головах интеллигенции, в головах технократов. Все инновации находятся там же. Билл Гейтс - не робот и не негр из какого-нибудь берега Амазонки. Это образованный, современный американский интеллигент.
Все дело в том, что наша страна сейчас ведет себя чрезвычайно неразумно. Мы превратились в огромный цех для поставки лучших умов всему миру, в том числе нашим стратегическим противникам. Надо сказать, что власти достигли потрясающего успеха в деклассировании общества - и рабочих, и крестьян. Скоро мы забудем, как гвозди и ботинки делаются. Не сможем пошить рубашку. Все к нам везут из-за рубежа.
Шальные нефтегазовые деньги можно было вкладывать в развитие производства в России, но у нас общая государственная идеология: зачем самим что-то производить, если на эти бешеные деньги мы без всяких заморочек легко и просто купим все на Западе. И везут сюда промышленный и продовольственный ширпотреб, убивая этим самым российское производство и сельское хозяйство.
Сейчас в университетах можно увидеть объявления: готов на любую работу. При Советской власти возникала такая же картина. 30% работающего населения РСФСР имели высшее образование. Инженеров у нас было в пять раз больше, чем в Америке. Только там производилось промышленного продукта больше, чем в СССР. У нас была колоссальная скрытая безработица. Сейчас эта безработица - в двойной степени. И все, кто имеет мало-мальски мозгов, кто не хочет разрушаться, не хочет деградировать, получив специальность, уезжают на Запад.
Две трети американского бюджета пополняется за счет продажи патентов и лицензий. Вы вдумайтесь в эти цифры. Не товары и услуги, а патенты и лицензии. Две трети американского бюджета, из них примерно треть из этой стоимости создано нашими инженерами и технологами, теми, кто от нас уехал. Американцы говорят, если нужно решить задачу так себе, средненькую, мы берем своего специалиста, если чуть посложнее, приглашаем индуса, если нужно решить невозможную задачу, берем русского. Вот что мы теряем, вот что мы поставляем миру, не умеем использовать это у себя. И почему-то нам кажется, что кто-то в Кремле почешется, и будет как-то исправлять положение.
По правде говоря, у меня такое ощущение, что в Кремле, во-первых, не понимают, что происходит, во-вторых, не хотят понимать. Или им так комфортно, зачем они что-то будут делать.
Я уже не говорю, что происходит на ТВ, это же страшное отражение. И это тоже говорит о том, что там правят люди, очень далекие от проблем науки и культуры, которые не в состоянии осознать, осмыслить, что происходит в этих сферах.
Михаил КОРОЛЕВ, член комитета Госдумы по инновациям:
Будем ли мы развиваться, как весь мир, или нас не будет?! Вопрос в том, кому будут нужны эти инновации? У нас мало-мальски обеспеченный или умный и талантливый старается уехать за рубеж. А когда родители отправляют своего ребенка туда на учебу, первое, что они хотят, чтобы он там остался. Почему? А все очень просто. Например, господин Миллер в Газпроме, у него официальная зарплата - 12 миллионов рублей в месяц, а учитель в Липецке, который закончил школу с золотой медалью, а потом институт с красным дипломом, получает 7 тысяч рублей.
Поэтому нет у нас справедливости, которая должна быть выше любого закона, выше любого президента. Справедливости в труде и распределении его продукта.
Владислав Сурков об экономике сказал ясно и конкретно: "Линейное, примитивное, как труба". У меня вопрос, а кто эту трубу за последние годы-то сделал, и кто сейчас дальше ее тянет?
Считаю, что инновации возможны тогда, когда наступит светлое будущее. Сейчас правит миром, и у нас в том числе, ложь, корысть и предательство. А когда будет править скромность, совесть и любовь, вот тогда наступит светлое будущее.
Дарья Желнорович
|