ОЛЬГА НАУМЕНКО, актриса: СЧИТАЮ, ЧТО МНЕ ВЕЗЕТ
Вот уже 30 лет подряд в канун зимних праздников мы смотрим по телевизору самый новогодний фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!». Мы наизусть знаем каждую фразу любимых героев, каждый их жест, тем не менее, бросаем все хлопоты и с какой-то непонятной одержимостью снова и снова ожидаем появления на экране любимой рождественской сказки. Комедия Рязанова давно стала доброй традицией, чем-то вроде новогоднего талисмана: ее уже смотрят и наши дети и наши внуки. Действительно, какой Новый год без «Иронии судьбы»? Это все равно, что зима без снега. По традиции радуемся за Женю и Галю и жалеем бедную Галю. А между тем, у нее сложилась своя история… Сегодня исполнительница роли Гали – актриса Ольга Науменко в гостях у нашей редакции.
- Ольга Николаевна, простите, но я с трудом называю вас по отчеству. Так и хочется назвать вас Олей или нет - лучше Галей. Глядя на вас, трудно поверить в то, что фильму Рязанова больше трех десятков лет. Вы потрясающе выглядите!
- Спасибо. От женщины такое нечасто услышишь. Но чего тут удивляться, я же актриса – у нас, что в душе, то и на лице. И в этом смысле юбилейный даты только мешают в работе: когда я на сцене, зрители обсуждают не то, как я играю, а пытаются подсчитать, сколько мне лет.
- Вам не обидно, что, о вас вспоминают не так часто - когда приходит время «Иронии судьбы»?
- Обижаться – это удел горничных. Действительно, чаще вспоминают Мягкова, Брыльску, Яковлева. Это ведь главные персонажи.
- Но ведь и роль Гали очень важна…
- Безусловно. Я играла женщину, переживающую серьезную драму. По сценарию Галя должна быть другой – скорее отрицательным персонажем. Но на съемках Рязанов сказал: «Оля, мы снимаем кино про добрых и хороших людей. Делай, что хочешь, но Галя должна быть доброй и любящей…»
- Она такой и получилась. Потому мы и сочувствуем ей. Хотя по логике вещей Галя должна быть стервозной и прагматичной и, конечно, не такой красивой, как вы - чтоб не жалко было, когда ее бросают. А нам жалко…
- Ассоциируя меня с моей героиней, мне часто сочувствовали простые люди: «Не расстраивайтесь, Галя. Не стоит он этого». И знаете, было в этом и какое-то проявление патриотизма. Как же! Променять русскую невесту на полячку! Ведь, как вы помните, ленинградскую героиню играла Барбара Брыльска. Может, если бы Надю играла русская актриса, такого и не случилось бы.
- Как вам кажется, как поступила бы ваша героиня, когда выяснила, что ее возлюбленный исчез?
- Честно говоря, никогда не размышляла на эту тему. Но, насколько я помню, Галя была достаточно востребованной. Помните, ее и Катаняны приглашали. Не думаю, что по этому поводу она долго переживала.
- Расскажите, какая атмосфера царила на съемках?
- Не могу удовлетворить ваше любопытство: была занята всего три съемочных дня, и мало с кем общалась. Отыграла свое – и все. Мягков сразу после отснятого дубля уходил, почти ни с кем не общался. С Барбарой Брыльской я вообще не встречалась.
- А как работалось с Рязановым?
- Обыкновенно. Мотор, камера, поехали. Правда, когда мы снимали сцену, где Женя отдает мне ключи от квартиры, у нас произошло небольшое столкновение. Делаем один дубль. Второй. Третий… У меня глаза уже из орбит вылезают, а Рязанов все твердит: «Ольга, больше любви в глазах, больше радости». Ну, я ему и ответила: «Может, просто это тень от шапки попадает на глаза». Что тут началось! В общем, получила от него сполна.
- Известно, что Рязанов творчески привязывается к своим актерам. У вас же такого не случилось. Неужели из-за такого пустяка?
- Этот вопрос к нему. Может, я ему не понравилась. Не знаю.
- Ольга Николаевна, думали ли вы тогда, что фильм принесет такую популярность?
- Мне сразу понравился сценарий. Было понятно, что фильм обречен на успех. Так и случилось. Картина была неожиданной для того времени: привлекательный сюжет, замечательная музыка, интересный актерский состав. Это был как раз тот случай, когда все мы наутро проснулись знаменитыми. Главные герои стали родными в каждом доме. Заговорили и обо мне. Популярность была немыслимой. Меня просто заваливали письмами.
- Как вы думаете, чем можно объяснить такую всенародную любовь к фильму?
- Мне кажется, главный секрет такой популярности в том, что в картине нет отрицательных персонажей. Эта история про хороших людей, верящих в чудо.
- Сами-то то смотрите картину?
- Очень редко. Иногда, когда идет фильм, и я в этот момент дома, взгляну пару раз на экран. А так – чтобы смотреть от начала до конца – нет.
- Ольга Николаевна, а как сложилась ваша личная жизнь? Надеюсь, более удачно, чем у вашей героини?
- В моей жизни все традиционно. Семья, муж, дочь. Собака. Имею квартиру, дачу. Вот машины нет.
- Чем занимается супруг?
- Мой муж Саша Скворцов – актер. До недавнего времени мы служили в одном театре. Поженились, когда нам было по 26 лет. Вместе мы уже больше 30 лет.
- Завидное постоянство! Поделитесь секретами семейного счастья.
- Может быть, у нас все сложилось, потому что выходила я замуж довольно сознательно. У нас не было любви с первого взгляда или какой-то бешеной влюбленности. Мы нравились друг другу. И все. В театре же нас давно поженили. Между тем, у Саши были свои романы, у меня – свои. Саше явно не хватало решимости. В конце концов, я решила, что моим мужем должен быть именно Саша. У него уникальный характер: он терпелив, сдержан. В общем, я сама предложила пожениться.
- Решительная вы женщина! А муки ревности вам знакомы?
- Конечно. Какая любовь без ревности! Кто любит, тот непременно испытывает это чувство. Я – не исключение. Правда, сейчас это проявляется значительно меньше - нет повода. Если кто-то говорит, что неревнив, он лукавит или попросту это не любовь.
- Ваша актерская карьера началась достаточно удачно. Вы резко пошли на взлет, потом же куда-то пропали. Звезды отвернулись от вас?
- Так уж получилось, что я сразу снялась в нескольких картинах, которые впоследствии оказались популярными. Потом такого не случилось.
- Удача важна для актера?
- Артистов все время выбирают. Они всегда на подиуме. Пока ты молодой, особых усилий не требуется. Все, как говорится, на мази: тебя выбирают и выбирают. Когда же ты становишься более зрелым, чтобы заполучить какую-то роль, ты уже должен прикладывать какие-то усилия, идти на компромиссы. Просто так в этой жизни ничего не бывает. Особенно в наше время. Конечно, бывает в замечательное стечение обстоятельств. Например, ты вышла замуж за режиссера, который заботится о твоей судьбе. Или случайно оказалась в нужном месте в нужный час. Это и есть удача. У меня все было по-другому.
- Значит, вы никаких усилий для этого не прикладывали? За роли не боролись? Из театра в театр в поисках удачи не прыгали?
- Никогда. Всегда плыла по течению. Я – очень постоянный человек – и в жизни и работе.
- Означает ли это, что вы совершенно не тщеславны?
- Абсолютно.
- Но разве можно без этого качества существовать в вашей профессии?
- Так и существую. И считаю, что мне везет.
- Вашей героине Гале не повезло. Но в спектакле «Утомленные счастьем» на сцене родного театра им. Гоголя вы сыграли женщину, которой везет. Есть ощущение, что взяли реванш?
- Нельзя к этому так серьезно относиться. Не надо соединять нашу жизнь с творческой деятельностью. Все это совершенно отдельные вещи.
- Можете представить себя в другой профессии?
- Нет. Просто ничего другого не умею. А это, могу похвастать, я умею. Я – хорошая актриса.
- Нет обид на судьбу, что она дала вам меньше, чем могла бы?
- Может, и были какие обиды, но с рождением дочери все изменилось. Главное в моей жизни - семья. Если бы моя творческая судьба сложилась иначе, неизвестно, была бы у меня была такая семья, такая дочь. Да и выглядела бы я иначе…
Интервью взяла Марина Характерова
|