ГДЕ ОН, ПУТЬ К БЛАЖЕНСТВУ?
Мы живем в мире, который непрестанно давит на человека. Пораженный экономическим и духовным кризисом, современный мир остро нуждается в новых концепциях управления. Можно ли создать те идеи, ценности и смыслы, ради которых хочется жить и работать? Об этом на семинаре «Духовный менеджмент в эпоху постмодерна», прошедшем недавно в Санкт-Петербурге, размышляли его инициаторы - протоиерей Кирилл Копейкин, психолог Оксана Лаврова и ректор СВШМ Олег Лавров.
В поисках новых смыслов
Протоиерей КИРИЛЛ КОПЕЙКИН, директор Научно-богословского центра междисциплинарных исследований, кандидат философских наук, кандидат богословия:
Для поступательного движения вперед двигаться вперед необходимо понять, в какой ситуации мы сегодня находимся. А для этого надо знать, каков был тот путь, по которому мы пришли сюда, как сложилась та новоевропейская цивилизация, в контексте которой мы сегодня живем.
Изначально капитализм возник как проекция этики протестантизма на сферу экономических отношений, как способ проверить свои отношения с Богом, понять, призван я или отвергнут. Согласно этой доктрине предопределения, характерной для кальвинизма, каждый человек изначально предопределён Богом либо ко спасению, либо к осуждению. И если у кого-то дела идут хорошо - значит Бог любит его, значит он будет спасён.
Сегодня капитализм забыл о своих духовных корнях, но и поныне деньги наделены для нас сакральным смыслом. Каждый из нас хочет быть счастливым. И достижение счастья, как правило, ассоциируется у человека с наличием средств, позволяющих, как кажется, решить едва ли не все проблемы. Однако здесь возникает удивительный парадокс: несмотря на всю нашу устремлённость к счастью, счастливых людей, даже среди людей состоятельных, практически нет. У любого человека есть что-то, что мешает ему ощущать полноту бытия. И вот то, что делает нас несчастными, на языке Церкви называется грехом.
Что такое "грех"? Сегодня обыденный смысл это слова существенно отличается от его первоначального значения. Изначальный же смысл слова "грех" - огрех, промашка, ошибка, непопадание в цель. Я хочу, чтобы жизнь моя была хорошей и счастливой, - а меня преследуют болезни и неудачи; хочу, чтобы отношения в семье были добрыми, - а вместо этого часто возникают размолвки и ссоры; хочу, чтобы дети мои выросли умными, здоровыми и послушными, - а они не оправдывают ожиданий. Промах состоит в том, что порой мы ставим перед собой ложные цели и тратим массу времени и сил на их достижение, а даже, поставив цели истинные, зачастую, по разным причинам, "не попадаем" в них. Всё это и называется грехом - промахом наших устремлений, в том числе и самых благих.
Противоположностью греха является блаженство, которого, собственно, и должен достигнуть человек. В библейском понимании смысл этого слова отличается от того, который мы обычно в него вкладываем. Выражения "блаженствовать", "быть наверху блаженства" предполагают некое воспарение над невзгодами и трудностями. Между тем, в Библии блаженство сопряжено с переживанием правильности выбранного пути, с ощущением жизненной гармонии, позволяющим преодолевать неизбежные невзгоды и трудности, с переживанием осмысленности прошлого, настоящего и будущего, уверенности в осуществлении своих целей, и главное, - с ощущением способности идти выбранным путем. И главная задача человека в этой жизни, собственно, и заключается в том, чтобы, преодолевая свои промахи, извлекая опыт из ошибок, свой найти собственный путь, обрести блаженство.
Руководитель и подчиненный в засаде…
ОКСАНА ЛАВРОВА, консультант по корпоративному управлению, кандидат психологических наук:
Большинство современных организаций построены по принципу "долженствования-подчинения", который известен в психотерапии как принцип построения любых зависимых отношений. Человек, обращающийся за помощью к психотерапевту, сегодня пытается прожить, пережить и уйти от психологической зависимости в близких отношениях, если он хочет стать взрослым. Именно зависимые отношения "угасают", т.к. в них один партнер пытается удовлетворять свои потребности за счет другого, а свободные со-автономные отношения, в которых каждому хочется сделать что-то для другого, длятся вместе с жизнью. 20 тысяч лет эксплуатации человека человеком не могут трансформироваться в партнерские в одно столетие.
Поддерживающая инфантилизм склонность современника устанавливать симбиоз с другими людьми и запирать его в тюрьме ограниченности - это основной постулат не только психоанализа, а всей современной терапии. Зависимые отношения не дают возможности человеку стать самим собой и даже приблизиться к чему-то целостному внутри себя.
Современные руководители организаций тоже используют эти эксплуататорские модели подавления. Есть жесткая иерархия - есть эксплуататор и эксплуатируемый. Я понимаю, что это существует не только в организациях, но и в принципе во всем обществе. Если человек, выходя за пределы своей семьи, в которой ему удалось построить более-менее равные отношения попадает под чей-то каблук, он вынужден играть неприятную роль. Здесь его ограничивают, никто не интересуется его личностью, и ему нужно исполнять все время какие-то функции, которые большого смысла, кроме выживания, не имеют. Он просто все выполняет механически. Поэтому он не способен взрослеть и становиться зрелой личностью.
Очень хорошо помню свой опыт работы коучем, когда руководитель в какой-то момент вдруг осознает, что в общем он может взаимодействовать с окружающими его людьми (не просто "подчиненными") как-то по-другому. Он ведь умеет. Только он в ответ на "человеческое отношение" может получить прямо противоположное - обесценивание себя подчиненными как сильной личности. Сотрудникам, которые привыкли к подавлению и экплуатации, нужно время, чтобы привыкнуть к свободе. Большинство руководителей при обращении за психологической помощью в управлении персоналом чаще всего спрашивают, а как лучше манипулировать людьми.
Я начинаю объяснять, что лучше понять, кто перед вами, что за человек, попробовать с ним договориться, выстроить ценностные отношения. Типичный на это ответ: "Ну, конечно. Вы не знаете, что они будут вытворять". И только единичные руководители интересуются и говорят: "Попробую, хотя это сложнее".
А потом наблюдаешь странные вещи, радужных перспектив, как ни странно, нет. Оказывается, что большинство подчиненных, если им позволить выйти из рамок жесткого подчиненного состояния, начинают раздуваться до каких-то невероятных масштабов. Они превращаются в чудовища. И получается, руководитель и подчиненный в засаде. И остаются в ней то необходимое время, нужное для перехода из рабских отношений в свободно подчиненные - те, в которых подчинение процессу или цели происходит по воле самого подчиняющегося, а не какой-то внешней силы.
Нужно выйти из того привычного течения, чтобы почувствовать себя иначе. Некоторым руководителям с сотрудниками удалось выстроить такие отношения, но они в меньшинстве. А большинству не удается. Мне хочется верить, что скоро все-таки будет возможно обустроить свою жизнь так, чтобы чувствовать себя человеком. Сейчас в терапию приходят не больные люди, не те, которые испытывают страшные заболевания, а те, которые хотят жить свободно. Хотят жить так, как им изнутри хочется, а не просто какое-то рамочное существование вести, хотя любая рамка тоже необходима. Вопрос в оптимуме и вопрос в смысле. Можно делать одно и тоже, но один человек что-то делает бессмысленно, а другой - с каким-то смыслом.
Если говорить про внутреннюю организацию человека, то, условно говоря, каждый из нас сам себе и папа, и мама, и папа Карло, который выпиливает из полена своего Буратино. Внутренний ребенок, который есть в каждом из нас, рожден по образу и подобию Божьему, но как-то очень сильно отличается от замысла, который в него заложен. Собственно говоря, от нас во многом зависит то, каков будет результат.
Раньше с конкурентами воевали, а теперь…
ОЛЕГ ЛАВРОВ, ректор Самарской высшей школы менеджмента, доцент:
Бизнес, как некий механизм, который существовал столетиями, сейчас сильно изменился. Бизнес перестал быть обычным. Изменения произошли умопомрачительные. Считается, чтобы строить свой бизнес и развивать компанию, надо все время иметь свою логику, нужно исходить исключительно с точки зрения рациональности, потому что так понятно и привычно.
И мы с великим упорством продолжаем считать, все, что мы делали, правильным. Все основные экономические теории строятся на жестких принципах рациональности. Лучший выбор из полного набора существующих альтернатив осуществляет «Человек рациональный». Но в 2002 году Канеман и Тверски получили Нобелевскую премию за применение методов, которые до этого в экономике не использовали, и выяснилось, что большинство управленческих решений принимаются интуитивно - нерационально.
Что еще происходит сейчас, что начинает отличать процесс современного «зарабатывания» денег?
Мир изменился сейчас, он уже вошел в новую информационную эпоху, и время сжалось, даже эпоха «экономики знаний» похоже, уже заканчивается, так недавно начавшись. Это факт. Поэтому, проживая быструю жизнь на работе, все-таки хотим иметь, как минимум и понимать, как максимум смысл в этой работе. Именно такой взгляд на процесс управления смыслами (ключевая функция менеджмента) - это еще один вопрос к обсуждению с нашими друзьями и коллегами.
Отражение описываемых смысловых событий становится видимым в контексте уже возникшего и ставшего актуальным процесса интеллектуального предпринимательства. Чтобы «Дело» процветало, помимо денег, времени и сил в него необходимо вкладывать идеи, знания, умения, так называемый интеллектуальный капитал. А так как с интеллектуальным капиталом дела обстоят так же, как собственно и с материальным: чем больший капитал вложен в ваше дело и чем грамотнее вы им распоряжаетесь, тем лучше идут дела и успешнее бизнес. Но вся проблема в том, что мало кто обращает свой взгляд на то, что это разные процессы. Один процесс духовного производства, а другой процесс материального производства. И «дела» довольно часто в компании в отношении материального производства и получения прибыли идут прелестно, а «осадочек остается», потому что процесс духовного производства не менее затратный и необходимый, как правило, непоследовательный или случайный. Без понимания и видения этих процессов бизнес останется рутинным и в современных временных условиях скорее всего невозможен.
К особенностям проистекающего периода времени, который большинство из нас диагностирует как настоящее, требует от людей и компаний новых постоянных безболезненных и осознанных (принятых) изменений. Для этого необходимы новые качества такие как интеллектуальное бесстрашие – способность принимать любую информацию, чтобы потом знать, что с ней делать. Новая ключевая способность – забывать (на знаниях как на молоке пора ставить срок годности).
Высокая мотивация самостоятельно генерировать новые знания - это очень важно. Новые знания образовывают новый сектор экономики. Это абсолютный факт.
Появляется новый смысл, и компании меняют свою деятельность.
Почему организация умирает? Потому что нет способности изменяться. Вспомните два вида современных компаний «быстрые» и «мертвые». Выживает та компания, где ЛЮДИ способны перерабатывать информацию в знания, а знания в капитал.
На сегодняшний день подвижность и успешность зависят от того, как ты думаешь, а не от того, как ты делаешь. Изменение способа мышления и его координации с изменяющимся временем гораздо важнее, нежели все остальное. Также важен компонент временных и ресурсных затрат. Если мы раньше с конкурентами воевали, то сегодня мы говорим о продвинутом сотрудничестве. Наш шанс, развиваясь, изменяясь, выбирая себе равного партнера сделаться успешнее в смысле удовлетворенности происходящим.
Дарья Желнорович
|