РОССИЯ БЕЗ ИМЕН
Сегодняшние россияне никого всерьез не чтят. Даже Сталина в прошлом, даже Путина в настоящем. Уходящие нулевые оказались десятилетием без героев. То есть безвременьем.
Опрос граждан о том, кого они считают «настоящим героем» (опрос проводил фонд «Общественное мнение»), невольно, но категорически, опроверг результаты конкурса «Имя Россия».
Тем, кто вел «Имя Россия», пришлось, как вы помните, очень потрудиться, чтобы главным победителем не вышел товарищ Сталин.
В конце концов, после деликатной (а под конец и неделикатной) борьбы в список призеров его записали третьим – после Александра Невского и Петра Столыпина. Сталинофильство активной части нашей публики стало с тех пор чем-то вроде неоспоримого факта.
И вот свежий всероссийский опрос, устроенный вовсе не для того, чтобы поспорить с прошлогодним управляемым голосованием. На этот раз сограждан, отобранных по представительной выборке, просто попросили назвать «настоящих героев», и притом в двух номинациях – среди персонажей фильмов и книг и среди «реальных людей, живущих сегодня или живших в прошлом».
Что касается персонажей, то в обойме народных любимцев не обнаружилось, по-моему, никаких сюрпризов, от Штирлица на первом месте и до Остапа Бендера, разделившего десятое место с Дядей Степой. За вычетом, пожалуй, только того, что единственным «настоящим героем», придуманным в нулевые годы, в этой десятке оказался бандит Саша Белый из сериала «Бригада» (восьмая позиция в общем зачете и вторая среди тех, кому от 18 до 30 лет).
Впрочем то, что уходящие нулевые были небогаты на культурный продукт – дело известное.
Гораздо занятнее получились ответы на другой вопрос, когда попросили назвать героев из числа реальных людей. Начать можно с того, что Александр Невский и Столыпин у широкой публики далеко не в таком фаворе, как у телеканала «Россия» и устроенного им конкурса. Во всероссийском опросе Александра Невского в качестве «настоящего героя» вспомнил лишь каждый сотый (т. е. человек двадцать из двух тысяч опрошенных), а Столыпин и вовсе не просматривается.
Но самое интересное все же не в этом.
Относительное большинство опрошенных (41%) вообще затруднилось с ответом на вопрос о «реальном настоящем герое».
Вторая по численности группа – те, кто кого-то назвал (таких оказалось 40%). И, наконец, весьма многие (19%) выбрали уничтожающий ответ: «Нет таких реальных людей, кого можно было бы назвать настоящим героем».
Среди тех 40% из опрошенных россиян, кто героев в прошлой или настоящей жизни все-таки видит, каждый десятый назвал маршала Жукова и еще столько же – Юрия Гагарина. Со скромным четырехпроцентным результатом каждый, они и разделили первое и второе места.
На третьем месте – Путин. Как вы думаете, 3% – это достаточно для национального лидера?
Вот вам и неколебимые рейтинги. На этот раз его фамилию людям просто не подсказывали, надо было вспомнить самим, и оказалось, что всего одному из тридцати опрошенных пришла в голову такая, казалось бы, очевидная мысль.
На следующей позиции с теми же примерно тремя процентами – «родители, родственники». И это, конечно, самый нормальный из ответов. Все-таки, что-то потихоньку меняется в головах. Находить героев среди близких людей, а не среди вождей – при Сталине очень немногие взрослые рискнули бы заявить такое. И даже просто подумать.
А сегодня за того же Сталина голосуют реже, чем за близких. Хотя место в списке у него приличное, он вместе с Суворовым и Петром Первым разместился на пятом-седьмом местах (у каждого по 2%). Ясно, что Иосифа Виссарионовича уважает гораздо больше россиян. Однако, как видите, не до такой степени, чтобы сразу выложить его фамилию, когда спрашивают о «настоящих героях».
Кроме Путина, из действующего сейчас начальства в обойму «настоящих героев» попали только президент Медведев (12-е место, между Лениным и Чапаевым, меньше 1%) и, разумеется, неизбежный Шойгу (14-е место).
А из действующих интеллектуалов – только Максим Калашников. Он занял скромное 17-е место, всего с несколькими о себе упоминаниями, но оказался все-таки на одну позицию выше Пушкина. Других мыслителей героического склада публика не знает, да и об этом почти не слыхала.
Если же взять всех в совокупности действующих лиц нулевых годов – политиков, церковников, спортсменов, шоу-деятелей, упомянутых хоть по разу в качестве «настоящих героев», то за них, вместе взятых, «голосуют» всего-то 7 – 8% участников опроса. Получается, что от силы один из двенадцати россиян находит хоть какого-нибудь «настоящего героя» на сегодняшней нашей общественной сцене.
Никогда их еще не было так мало. Десять и уж, тем более, двадцать лет назад героев – и справедливо, и не очень – видели чаще и чтили больше. В большинстве из них потом разочаровались, хотя Андрей Сахаров в списке и присутствует (15-е место, чуть выше Калашникова).
Но, расставшись с увлечениями 80-х и 90-х, новыми не обзавелись, и более явственного признака безвременья можно не искать. Вот так, не найдя своих героев, и заканчиваются нулевые годы – самое серое и безликое десятилетие со времен брежневского застоя.
|