СЧАСТЬЕ - ЭТО КОГДА ТЫ НУЖЕН
Оленегорская специализированная (коррекционная) школа-интернат в эти дни отмечает свой полувековой юбилей. Все эти годы ее педколлектив стремился дать выпускникам не только образование, но и подготовить к самостоятельной жизни.
Сделать ж это совсем нелегко: у всех ребят имеются интеллектуальные нарушения, и в интернат они поступают по заключениям областной психолого-медико-педагогической комиссии. Большинству во взрослой жизни не на кого опереться - родителей или нет, или они ограничены в своих правах на ребенка.
Свой маршрут для каждого
Воспитанники могут находиться в интернате до 23 лет и помимо школьного образования получить специальность (а то и две), которая поможет выстоять в будущем. В обычной школе эти ребята вряд ли бы чувствовали себя комфортно: их наверняка бы дразнили двоечниками, а учителя педантично ставили в дневник «неуды». В классе, где 25 учеников, трудно уделять внимание каждому. Здесь же у учителя 5-12 учащихся, к тому же педагоги, как правило, имеют специальное образование, они дефектологи и психологи. Поэтому каждый из них ведет своего воспитанника, можно сказать, по индивидуальному маршруту. И учатся здесь двенадцать лет, чтобы, не спеша освоить математику и русский, физику и историю - все те предметы, которые изучаются и в обычной школе.
Солнечные дети
«Социальное обучение и воспитание детей-сирот с синдромом Дауна» - так называется тема, над которой работает региональная экспериментальная площадка, созданная на базе интерната. В 2004 году опыт оленегорцев был отмечен на инновационном образовательном конкурсе.
Первую группу таких ребятишек набирали со школьного возраста, потом поняли: упускают время. Чтобы был положительный результат, с ребенком надо заниматься уже с малых лет. В школе-интернате нашли возможность принимать «даунят» с четырех лет.
Надо сказать, синдром Дауна среди всех хромосомных болезней человека встречается наиболее часто. Помимо внешних, физических признаков, которые бросаются в глаза, у «даунят» часто бывают отклонения в интеллектуальном развитии. Но есть случаи, когда благодаря психолого-педагогической реабилитации (именно этим и занимаются специалисты в Оленегорске) они становились полноценными людьми, обучались в обычных школах и смогли получить высшее образование. В общем, работа с такими детьми - дело небезнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных сил. Это хорошо понимает педагог высшей квалификации Любовь Корякина, которая просто влюблена в своих учеников. Она выложила передо мной их тетрадки по русскому языку.
- Посмотрите, как грамотно пишут, а какой прекрасный, прямо каллиграфический почерк! Это те, кто пришел к нам с четырех лет. У них значительно лучше успехи. Чем раньше к «даунятам» придет педагог-специалист, тем быстрее они будут развиваться. Эти дети открываются только в ответ на живой интерес и заботу.
Общаясь с ними, многие замечали: от ребятишек исходят такое тепло и доброта, что невозможно не ответить им тем же. Недаром же детей с синдромом Дауна называют солнечными.
В одном зарубежном фильме есть такой момент. «Даунята» общаются между собой посредством электронной почты. Один из них спрашивает: «Что нам делать с этими людьми? Они нас совсем не понимают». А другой отвечает: «Нам надо набраться терпения. Тех, кто нас понимает, становится все больше. Надо ждать, пока они созреют».
«Они» - это мы, наше общество, которое не всегда готово принять тех, кто не похож на других. «Даунят» неохотно берут в обычные детсады и школы, где к тому же нет специалистов для работы с ними. Выход пока один - родителям объединяться в благотворительные общества, фонды наподобие мурманской «Ники», чтобы помогать своим детям, чтобы получать консультации и поддержку специалистов-профессионалов. Кстати, в Оленегорской школе-интернате готовы помогать семьям, где растут «солнечные человечки». Здесь есть программы раннего развития «даунят», есть заинтересованные педагоги.
Диагноз - не приговор
Понятно, что ребятам с задержками в умственном и психическом развитии нелегко найти свою нишу. Их с большой неохотой берут на работу, хотя в большинстве случаев из них получаются хорошие, дисциплинированные работники. А у некоторых со временем удается снять диагноз. Они становятся уважаемыми людьми, обзаводятся семьями.
Понимая это, зная возможности своих воспитанников, интернат заключил договор с Оленегорским горнопромышленным колледжем. Выпускники, продолжая жить в интернате, обучаются в колледже и получают специальности, например, слесаря и слесаря-сантехника. Некоторые парни овладевают даже двумя профессиями. Дима, один из них, рассказал, что они с сестрой недавно получили двухкомнатную квартиру, обустраивают ее, ремонтируют. На ГОКе ему обещали работу по специальности, и он уверен, что в жизни не пропадет.
У директора школы-интерната тоже есть уверенность, что контакты с колледжем будут только крепнуть. Сейчас руководители двух учебных заведений строят планы, как расширить круг специальностей для обучения выпускников интерната.
Мобильник оставят дома
После Нового года на базе школы-интерната открывается областной наркологический центр для подростков. Здесь будут проходить реабилитацию, в том числе и трудовую в интернатовских мастерских, ребята, страдающие алкоголизмом, токсикоманией и наркоманией. Для них уже приготовлены учебные аудитории, спальни, комнаты для отдыха и релаксации, столовая, завезены специальная аппаратура и новая мебель, сделан евроремонт. Но жить ребята будут изолированно: понятно, что их контакты с воспитанниками интерната нежелательны.
Руководитель центра Оксана Бердичевская познакомила с условиями проживания, а они весьма комфортны, и пояснила, что подростки смогут здесь учиться, занятия будут вести педагоги школ Оленегорска. Лечение ребята будут проходить под наблюдением специалистов, наркологов и психологов. Курс реабилитации рассчитан на два-три месяца.
Причем с каждым из пациентов будет заключен договор. Условия достаточно жесткие. Например, подросткам придется оставить дома любимые мобильники, плееры, ноутбуки и прочую технику.
…Я спросила педагогов, что они хотели бы пожелать в праздник своему интернату.
- Чтобы наши дети не терялись во взрослой жизни, были востребованными и самостоятельными, счастливыми. Ведь счастье, которого мы обычно желаем друг другу, это когда ты нужен кому-то.
Людмила ЛОПАТКО
|