ДИВА ОПЕРЕТТЫ
Проблемы со здоровьем у народной артистки СССР Татьяны Шмыги начались в апреле прошлого года. Ей было сделано несколько сложных операций. Одна из последних – ампутация ноги – дала осложнения. После того, как у актрисы отняли ногу, врачи диагностировали проблемы с сосудами. В последнее время состояние Татьяны Ивановны было крайне тяжелым. Она несколько месяцев провела на больничной койке в отделении сосудистой хирургии, но, увы, лечение не дало положительных результатов и вчера на 83-м году она ушла из жизни.
Ее феномен заключался в сочетании нежного и неповторимого тембра голоса с удивительной пластичностью, а также дара комедийной и лирической актрисы с драматическим даром. А еще она отличалась искренностью, глубокой душевностью и удивительным обаянием - королева отечественной оперетты Татьяна Шмыга.
Она родилась прямо в Новый Год — 31 декабря. Произошло это в Москве в 1928 году... Отец Тани Иван Артемьевич работал заместителем директора крупного завода. Мать Зинаида Григорьевна была домохозяйкой. Она всегда была для дочери примером для подражания. "Умница и красавица", как говорила сама Шмыга. Семья была дружная и счастливая. "Мои родители были очень добрые и порядочные люди, — вспоминала артистка. — И я знаю с детства, что ни мама, ни отец никогда бы не смогли не только мстить человеку, но даже обидеть его".
К тому же родители любили театр, слушали Петра Лещенко и Леонида Утесова, танцевали бальные танцы, даже завоевывая призы на соревнованиях.
С детства Таню учили делать все по дому. Мама всегда говорила ей: "Научись сначала, что делать, а барыней успеешь быть".
Она росла серьезной и молчаливой. Сначала Тане хотелось быть юристом. Однако, увлекшись в школе песнями, она начала брать частные уроки пения. Тогда она возжелала стать камерной певицей. Но первое ее выступление состоялось в кинотеатре перед началом сеанса.
В 1947 году Шмыга поступила в музыкальное театральное училище имени Глазунова, где проучилась четыре года. Затем последовала учеба в ГИТИСе имени А.В.Луначарского. На четвертом курсе произошла беда — пропал голос. Тогда Татьяна думала, что никогда больше не сможет петь, и хотела уйти из института. Однако педагоги заставили ее поверить в свои силы и вновь обрести голос.
В Московском театре оперетты, куда она поступила сразу же после учебы, Шмыгу заметили с первой же роли — Виолетты в "Фиалке Монмартра". Потом были "Поцелуй Чаниты", Глория в спектакле "Цирк зажигает огни". Вскоре Шмыга стала ведущей солисткой театра, а одного ее имени на афише было достаточно для заполнения зала… Были такие великолепные партии, как Адель в "Летучей мыши" и Тоня Чумакова в "Белой акации", Дези в "Бале в Савойе", Лидочка в "Москва-Черемушки", Анжель в "Графе Люксембурге" и Делия в спектакле "Куба — любовь моя".
В театре Шмыга встретила артиста Владимира Канделаки, который год спустя стал главным режиссером. Ради Канделаки она рассталась с первым мужем, а Владимир Аркадьевич – со своей супругой. Жили они счастливо, но непросто.
Сначала снимали угол, потом Татьяна получила однокомнатную квартиру. В театре некоторые подозревали ее в расчете. А Шмыга просто любила…
Новый брак принес ей некоторые сложности в профессиональном плане: "Те десять лет, когда мой муж был главным режиссером, были для меня самыми трудными, — говорила потом артистка. — Нельзя было болеть, нельзя было отказываться от роли, нельзя было выбирать, и именно потому, что я — жена главного режиссера. В то время я переиграла все роли в советских опереттах. И даже если материал мне не нравился, Канделаки мне говорил: "Нет, ты будешь это играть". И я играла".
А в 1962 году Шмыга впервые снялась в кино – в рязановской "Гусарской балладе". Она исполнила эпизодическую роль французской актрисы Жермон, приехавшей в Россию на гастроли и застрявшей в снегах в разгар войны.
С Канделаки они прожили 20 лет… Однажды Шмыга поехала по туристической путевке во Францию. В их группе оказался композитор и дирижер Анатолий Кремер, которого Шмыга знала по работе и прежде. Вначале они общались просто как давние знакомые. Но после прогулок по Марселю, Монте-Карло, Лазурному Берегу они почувствовали взаимный интерес друг к другу.
Перед этим артистка уже пыталась уйти от мужа, властный характер которого начал ее угнетать, но тот в прямом смысле этого слова вставал у нее на пути. И сейчас Шмыга долго тянула с решением. Проблема была еще и в матери: артистка боялась травмировать ее очередным разводом. И лишь после ее смерти она решила сбежать из дома.
Ее союз с Кремером стал еще и творческим. За более чем 30 лет совместной жизни муж написал для нее четыре оперетты - "Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал", "Катрин", "Джулия Ламберт" и "Джейн".
Невероятно красивая женщина, которая многого не понимала в современных реалиях. Потому что человек, у которого внутри есть датчик на хорошее, на свет, просто не может понять, почему вокруг тьма, бездарность, ужас и пошлость.
Жаль, что ей не хватило сил пожить еще, потому что благодаря таким людям планета кружится.
Екатерина Щеглова
|