ЕГО РЕЧЬ – КАК МЕЧ
11 декабря Александру Солженицыну исполнился бы 91 год. К сожалению, он не дожил даже до своего 90-летнего юбилея.Год и четыре месяца мы живем без проницательного трибуна и писателя. Однако остались его книги –наши великие учебники, если только мы захотим по ним учиться… А если не захотим вслушаться в голос писателя-мыслителя, с высокомерным пренебрежением отнесемся к его выстраданным советам– мы потеряем Родину.
Нынешнее время и апатию общества вполне можно охарактеризовать такими словами Александра Исаевича(они написаны давно, но как современны!): «Фатализм даже необходим зэку, потому что он утверждает его в его душевной устойчивости. Сын ГУЛАГа считает, что самый спокойный путь – это полагаться на судьбу. Будущее – это кот в мешке, и не понимая его толком, и не представляя, что случиться с тобой при разных жизненных вариантах, не надо слишком настойчиво чего-то добиваться или слишком упорно от чего-то отказываться,- переводят ли тебя в другой барак, бригаду, на другой лагпункт. Может, это будет к лучшему, может, к худшему, но во всяком случае ты освобождаешься от самоупреков: пусть тебе будет хуже, но не твоими руками это сделано. И ты так сохраняешь дорогое чувство бестрепетности, не впадаешь в суетливость и искательность».
Эта фраза из его знаменитого «Архипелага» раскрывает коренную мировоззренческую черту зэческого племени – стойкое самозащитное равнодушие. Разве это чувство не является доминирующим в сегодняшней России? Большинство скорее всего согласится с этим и таким образом подтвердит, что мы по-прежнему Зэки нынешнего ГУЛАГа. Там был и такой девиз: «Не падать духом –для входящего в ворота тюрьмы, не слишком радоваться – для выходящего.
Солженицын считал, что каждый обязан принять свою долю испытаний, несчастья помогают правильно оценить окружающий мир и понять его.
«И последнее, что у нас осталось отнять, и отнимают, и воруют, и ломают ежедень – сам Дух народа. Но Дух пока жив! Кто жизнью своей убеждался в правоте и могуществе Высшей Силы, тот поверит, что и после проигранного столетия есть надежда на возрождение. Кроме как на веру в Высший замысел о России, опереться не на что. Но верить – не значит покорно ждать решения своей участи, прозябать в усталом безразличии к своей судьбе. Напротив – нужно ощутить каждому, что он не щепка, преодолеть косность, уныние, вялость, поверить, что он сам – исполнитель своей судьбы».
|