СТАЛИН - ДАНЬ МОДЕ?
Он маячил на телеэкране почти неделю, вторгаясь в нашу жизнь без всякого нашего на то согласия. Реклама вообще назойлива - на то и расчет, что купимся и купим даже то, что нам совсем ни к чему. Парадный портрет усатого вождя вкупе с категоричной надписью под ним "Сталин с нами!" приобретал особую актуальность, попадая в одну обойму с зимней резиной для автомобиля, майонезом, без которого актриса, рекламирующая его, не мыслит своей жизни, или бытовой техникой с бешеными новогодними скидками: "Спешите! Только у нас! Только сейчас!"
Так канал НТВ рекламировал второй выпуск нового ток-шоу "НТВшники", приуроченный к 130-летию отца народов. Кто-то из его участников назвал этот прием нейролингвистическим программированием - внедрением "продукта" в сознание масс". Вопрос - "Сталин с нами?" - перед создателями шоу не стоял. Они именно что провокационно утверждали: "С нами!" А с кем - с нами? И почему? Да не будь телевидения - о памятной для фанатов вождя дате, уверена, вряд ли бы вспомнили даже они, превратившие его в идола. И, заметьте: круглые даты выдающихся деятелей российской культуры отмечает чаще всего лишь канал с аналогичным названием и весьма скудным охватом аудитории - так было в уходящем году с Пушкиным и Лермонтовым, к примеру, не удостоившимися ни специальных программ, ни тем более дискуссий на главных федеральных каналах.
Вечером в воскресенье вождь с парадного портрета ожил, превратившись в посеребренного а-ля памятник актера, погрозил прямо в экран пальцем и произнес с характерным акцентом: "Поговорим?"
Поговорить собралась большая и разнородная компания. Это, разумеется, энтэвэшники: Владимир Кондратьев, Алексей Пивоваров, Павел Лобков, ведущий Антон Хреков и - о, чудо! - Леонид Парфенов, пять лет назад изгнанный с НТВ за нарушение корпоративной этики, а теперь, видимо, прощенный и снова причисленный к семейству энтэвэшников, ибо, как сказал ведущий, "бывших энтэвэшников, как и бывших чекистов, не бывает". Этот мощный отряд был призван выступать против Сталина.
В бой за Родину, за Сталина пошли лидер коммунистов Геннадий Зюганов, коммунист-аграрий Николай Харитонов, отставной полковник ГРУ Владимир Квачков, адвокат внука Сталина и еще пара так и не представленных кричащих мужчин, которым, к счастью, микрофона не дали.
Центристскую позицию - у Сталина есть заслуги, но убивать людей недопустимо - заняли писатель Генрих Боровик и новоявленная общественная деятельница Тина Канделаки, предложившая "не преумалять" его достоинства.
Дискуссия в сущности умерла, не родившись, едва Антон Хреков попытался задать тему: "Кто он - святой или палач? Все-таки с нами он или не с нами?". "Сталин - наша слава боевая, Сталин - нашей юности полет", - тут же завелись коммунисты и поклонники вождя. А особенно непримиримый к оппонентам полковник Квачков перекинул мостик из прошлого в будущее, заверив присутствующих, что без Сталина и в ХХI веке нам с "либеральной помойки не выйти".
"Душегуб, исчадие ада, чудовище, разрушитель", - настаивали антисталинисты-энтэвэшники. Защитники Сталина требовали конкретных фактов, мол, жертв в 100 раз меньше, чем вы называете. Противники разводили руками: "Все факты - в открытой печати!"
Словом, каждый, как пришел со своим мнением, так при нем и остался.
Ну, а в финале ведущий предложил зрителям в студии самим решить, все-таки с ними Сталин или не с ними? 70% отмежевались от близости с вождем, 30 - согласились, что он по-прежнему с ними. Что, впрочем, тоже ничего не объясняет и не означает. Эти 30% ведь не сказали, что он лично с ними. Возможно, они считают, что не умерла сама тема и связанные с ней проблемы нашего прошлого и настоящего. Хреков же, исходя из результатов голосования, сделал однозначный вывод: "Россия расколота. Но необходимо собираться и говорить-говорить-говорить. Тогда мы, может, что-нибудь и выговорим".
Да ничего мы в таких форматах не выговорим! Дискуссия закончилась еще в 90-х, когда были опубликованы все возможные документы и названы ужасающие цифры людских потерь. Те, кто продолжают их оспаривать, либо циничные политиканы, либо навеки одурманенные старики, либо безголовые молодые придурки, не ведающие, что творят.
Что, впрочем, тоже не значит, что Сталин - с ними. Это может быть просто дурью или данью моде, которую, как известно, задает все то же ТВ, решительно не заботясь о том, что оно порождает в мозгах и душах зрителей. На НТВ несколько лет тому назад демонстрировали 40-серийный реалити-сериал "Сталин. Live". То есть Сталин живьем, или живой Сталин. "Сталин живой, пока мы о нем так неистово спорим", - сказала одну умную вещь Тина Канделаки. Истинно так.
Ирина Петровская
|