ЭКО, ПОСЕЛИЛИСЬ!
Нет, пожалуй, горожанина, хотя бы раз в жизни не мечтавшего сбежать от шума и суеты мегаполиса куда-нибудь на необитаемый остров. Фантазии фантазиями, а есть, однако, экстремалы, бросающие все и переселяющиеся вдруг в лесную глушь, заброшенные деревни. Как раз такое поселение появилось на границе Ленинградской области и Карелии полтора десятилетия назад. Так и живут дикарями в деревне Гришино Подпорожского района? Как бы не так. Цивилизация, от которой бежали бывшие горожане, быстро догнала их. Лес вокруг Гришина вырубается, пустовавшие дома освоили дачники из Петербурга и Петрозаводска...
Тут не пьют и не курят
От ближайшего населенного пункта Гришино отделяют 60 км, от Петербурга - около трехсот. До недавнего времени сюда можно было добраться лишь на внедорожнике, да еще и речку Важинку надо было на лодке пересечь. До 1993 года деревня с уникальными деревянными храмами XVII века была мертвой. Потому ее и облюбовали основатели экопоселения Гришино.
- Многие из нас мечтали жить на природе с детства, - говорит лидер новых робинзонов Владислав Кирбятьев. - Хотели основать поселение, которое было бы в гармонии с природой. Забыть о химии в быту, все необходимое выращивать на своих огородах.
Ныне в Гришине постоянно живут 4 семьи, в двух из которых есть маленькие дети. Первые робинзоны на берегу Важинки появились в 1993 году. По словам Владислава, в лесах они проводили семинар с ритуальными танцами и игрой на бубнах и барабанах. Собралось несколько десятков таких любителей культуры экзотических народов. Одно слово, папуасы. Места вроде глухие, дальние, но и немногих здешних аборигенов пляски людей в странных костюмах насторожили. В ужасе те прибежали к милиционерам: в лесу, мол, завелись сектанты, что-то непонятное делают.
Для задержания экстремалов местные стражи порядка вызывали подмогу из райцентра. Но... убедившись, что собравшиеся не сектанты и ничего дурного не замышляют, милиционеры отпустили их на все четыре стороны. А некоторые возьми да и останься тут насовсем. Кирбятьев уверяет, теперь-то отношения с местными жителями у экопоселенцев вполне добрососедские:
- А поначалу люди из ближайших деревень и в самом деле отнеслись к нам настороженно. Удивлялись, например, что у нас никто не курит и не выпивает. Правила экопоселения в самом деле запрещают и распитие спиртных напитков, и употребление любых наркотиков. Но местных удивлял и сам факт того, что мы сюда приехали. Ведь отсюда, наоборот, бежали все - и помоложе, и люди среднего возраста.
Кормят гуси и трава
Семь дней в неделю они посвящают работе на земле. Пища в маленькой коммуне употребляется исключительно вегетарианская. Объясняют, мол, это не по идеологическим соображениям, а оттого, что с мясом в поселке вообще напряженка.
- Выжить в деревне, - рассуждает Кирбятьев, - куда легче, чем в городе. Особенно в условиях кризиса. Тут деньги практически не нужны. В городе за день потратишь столько, сколько в деревне за неделю или две. Мы покупаем только соль, крупу и промтовары. Все остальное можно вырастить или сделать своими руками.
Горожане даже не представляют, сколько можно заработать на селе. Одна из гришинских семей разводит гусей и продает их в рестораны Петербурга и Петрозаводска. Ребята освоили плотницкое дело, сами собирают срубы бань и жилых домов на продажу.
А еще в окрестностях Гришина растут уникальные травы. Например, иван-чай, из которого получается вкусный и полезный напиток. Экопоселенцы выращивают его на огромном поле, а сборы в фирменной упаковке продают в Петербурге и Москве.
Особые трудности, конечно, у них с медицинской помощью и обучением детишек. Рассчитывать приходится исключительно на себя. Вызывать "скорую" или спасателей в такую глушь совершенно бесполезно:
- Болезни мы стараемся лечить народными средствами, травами и русской баней. Иначе и в самом деле никак. До ближайшей больницы сложно добраться даже летом, а про зиму лучше и не говорить! Сейчас моей дочке Олесе четыре года, а она ни разу не была у врача. Хотя, пока мы живем в деревне, за своего ребенка я спокоен. Вот в городе она и в самом деле может подхватить любую заразу. Тут же царит чистота!
Мечтают гришинские жители и о собственной школе. Каждый день возить ребенка в ближайший поселок почти нереально. Так что пока маленькие гришинцы учатся экстерном.
Вместо картошки сажали лес
В последнее время опять потянулся поток добровольцев, готовых сменить городскую суету на жизнь в глуши. К Кирбятьеву с начала года обратился уже не один десяток человек.
- Сразу мы не отказываем никому, - рассуждает Владислав. - Но и согласия тоже не даем. Ведь нужно познакомиться с людьми, пожить вместе хоть какое-то время, а там уже станет видно, насколько мы устраиваем друг друга. Жить вместе лучше начинать с весны, чтобы пройти весь цикл полевых работ. Когда станет ясно, что человек наш, - принимаем его в общину. И дом для нового поселенца строим всем миром.
Остаются, впрочем, немногие из приезжих... Как ни странно, но именно в разгар экономического кризиса в глушь пришла цивилизация. Вокруг поселка начались активные лесозаготовки. По закону лесорубы могут уничтожить всю растительность, оставив селянам километровый "кружок". По словам Кирбятьева, если дело так и пойдет, существование экопоселения окажется бессмысленным. Ни грибов, ни ягод, ни целебных трав в окрестностях Гришина не останется. После гибели леса обмелеет речка и исчезнет рыба.
Но и это еще не все! Для лесовозов в подпорожскую глубинку проложили дорогу. Вслед за грузовиками но новому пути потянулись легковушки. Дома-развалюхи за копейки стали скупать горожане. И в выходные некогда заброшенный поселок стал превращаться в обычную деревню...
Сдаваться без боя экопоселенцы, впрочем, не собираются. С начала года осаждают чиновников требованиями остановить вырубку леса, а кроме того, пытаются изменить ситуацию сами. Весной вот вместо того, чтобы копаться на грядках с картошкой, поселенцы отправились на вырубки. Высадили маленькие елочки на 23 гектарах лесоразработок. И осенью планируют продолжить свои экологические труды.
А новая дорога робинзонов не пугает. По ней в Гришино скорей приедут новые мечтатели о гармонии с природой. Если, конечно, лес и все прочие радости такой вот жизни им удастся спасти и сохранить...
Сергей Андреев
|