Людмила ИвановаЛЮДМИЛА ИВАНОВА, народная артистка России: МЕЖДУ МНОЮ И ТОБОЙ НИТОЧКА ЗАВЯЖЕТСЯ

Героини актрисы Людмилы Ивановой – нелепые и смешные тетки, соседки, женщины в возрасте, сослуживицы, которым до всего есть дело. Иванова – современница «Современника», которому полвека верно служит. К тому же, она – бессменный художественный руководитель детского музыкального театра «Экспромт». Она сама пишет песни и либретто к музыкальным спектаклям. Ей принадлежат строки песен: «Между мною и тобой ниточка завяжется» и «Приходит время, с юга птицы прилетают, люди головы теряют, и не до сна…» А еще Людмила Иванова преподает в Славянской академии гуманитарных наук им. Державина.

- Людмила Ивановна, когда мы с вами договаривались вчера о встрече, вы неважно себя чувствовали. Вы вполне могли отказаться, однако, не сделали этого. Это профессия научила вас дисциплине?

- У меня не очень крепкое здоровье, и в этой ситуации я вижу единственный способ выжить – преодолеть свои неприятности. Поэтому, всегда как бы ни болела, пытаюсь работать.

- А у вас бойцовский характер! Прям, как у ваших героинь. Кто воспитал вас? Кто был в наставниках?

- Наставников в моей жизни было много. Прежде всего, моя бабушка. Она вышла из крестьян и научила меня жить в ладу с людьми, относиться к ним с пониманием и уважением, прощая их недостатки. Когда она пекла пироги, то в первую очередь несла их соседям. Мое терпение, которому иногда изумляются мои сослуживцы, – тоже от бабушки. Моим наставником был также и отец, декан географического факультета Московского областного пединститута. Когда утром отец шел на работу, то снимал шляпу перед всеми, в том числе и перед дворниками. Все в доме его безумно любили. Мама занималась моим воспитанием, всячески поощряла все мои увлечения, а я чем только не занималась – музыкой, балетом, пела в хоре. Это мама провела меня по всем театрам и кинотеатрам. В школе моей наставницей была учительница литературы Галина Александровна Половинкина – она водила нас в Третьяковку, театр Маяковского, воспитывала мое мировоззрение. Потом были замечательные учителя-наставники в школе-студии МХАТ: Дорохин и Топорков. Ну, и конечно, Олег Ефремов.

- А как вы попали в «Современник»?

- Когда я окончила школу-студию МХАТ, то была распределена на периферию. Уехать из Москвы не могла – тяжело болела мама. От отъезда спасла Наталья Сац, только что вернувшаяся из ссылки. Потом я ушла в Студию молодых актеров под руководством Олега Ефремова. Не сразу, но все-таки меня взяли. Только-только появился костяк театра: Волчек, Евстигнеев, Кваша, Мизери. Ефремов не просто руководил – он создавал гражданский театр, театр поколения. Он жил студией и хотел, чтобы и мы так жили. Мне посчастливилось играть хоть и не самые главные роли, но участвовать во всех его спектаклях.

- Каждый солдат мечтает быть генералом! Бороться за роли приходилось?

- Никогда, да и не было у нас этого совсем. У нас была на редкость интеллигентная обстановка. У меня был другой метод борьбы, который я рекомендую всем начинающим актерам: если очень хотелось что-то играть, я знала роль наизусть. Когда кто-то заболевал, я была готова. Как сказал Шукшин: «Ты должен быть готов, когда твой час придет».

- Вы возглавляли в театре партийную организацию. Общественная работа вам не мешала?

- Не мешала и не помогала – просто я так жила.

- Вы - идейный человек?

- Да, и не вижу в этом ничего плохого. Тогда в нашей парторганизации состояли Ефремов, Евстигнеев, Табаков, Щербаков.

- Как рассказывают, жизнь актеров молодого «Современника» была полностью подчинена театру. И только театру. Как вы оказались в кино?

- В «Современнике» мы работали с утра до глубокого вечера. Поэтому, когда меня впервые пригласили на съемки, я была уже достаточно взрослой. Правда, до этого у меня все-таки была крохотная роль в фильме «Добровольцы». Зато потом меня пригласили сразу в три фильма. Ну, а дальше, пошло-поехало.

- Людмила Ивановна, извините за вопрос, но почему вас так часто «старят» режиссеры?

- Как-то в театре я удачно сыграла возрастную роль. А это, как оказалось, опасно: стоит хорошо сыграть одну, начинают сыпаться другие. Тем не менее, я – артистка. Характерная артистка. Обязана уметь играть любые роли, в том числе и пожилых женщин. И в этом смысле особых мучений не испытывала. Люблю всех своих героинь.

- Ну, а все-таки, какая роль особо пришлась по душе?

- Люблю фильм «Зависть Богов», где я сыграла свекровь. Роль сама по себе очень интересная. Да и потом, я же снималась с самим Депардье! Об этом можно было только мечтать.

- Ну и как он вам?

- Он - прекрасный актер и человек. Очень скромный. Репетировал всегда столько, сколько нужно. Совершенно «не звездил». Многим известно, что Депардье любит поесть. А поскольку по фильму я была хлебосольной хозяйкой, то все восторги и поцелуи от него доставались в мой адрес - так что, мне все завидовали. Когда Депардье начинал в кадре есть, мы боялись, что на второй дубль баранины уже не хватит... Вообще, у нас сложилась очень приятная компания. У меня остались приятные воспоминания.

- Но все-таки, безумно популярной вас сделала Шурочка из «Служебного романа». Как рождался образ?

- Мне это было близко – я сама тогда была председателем месткома театра «Современник». Знала многих, кто занимался профсоюзной деятельностью. Поэтому с самого первого дня съемок уже была в образе.

- Как вы думаете, за что народ полюбил вашу Шурочку?

- Я много думала об этом. В каждом из нас есть что-то положительное и отрицательное. Моя Шурочка желала людям добра, стремилась сделать что-то полезное. Да, иногда она перегибала палку – ведь, как известно, заставь дурака Богу молиться, он лоб расшибет. Но она и много чего полезного делала. Была справедливой и доброй. Ко мне до сих пор подходят старушки и благодарят: «Спасибо, Шурочка, за то, что вы наших детей в пионерские лагеря отправляли. За то, что деньги собирали на юбилеи и похороны. Теперь о нас никто не заботится…» И что удивительно, когда недавно я была в Китае на фестивале «Амурская осень», там меня узнавали студентки университета, которые изучают русский язык. Они подбегали ко мне с криком: «К нам Шура приехала!» 

- А в жизни встречали таких Шурочек?


- Я и сама была в какой-то мере такой – иногда в себе ее слышу. Шура – реальный живой человек. Она живет самостоятельной жизнью.

- Как работалось с Рязановым?

- Очень хорошо. Мы вместе работали в двух фильмах. Рязанов любит артистов, разрешает им импровизировать. Мы очень весело снимались. К сожалению, многое не вошло в фильм. Вылетела моя любимая сцена. После того как Шура увидела живого Бубликова, она бежала по институту и кричала: «Я не виновата! Умер однофамилец, а позвонили нам. Что мне теперь делать? Я на общественные деньги оркестр заказала, венок купила! Я бы сама померла, да фамилия другая!» А потом, когда он шел ко мне, я кричала: «Да здравствует живой товарищ Бубликов!»

- Людмила Ивановна, вас называют королевой эпизода: вы сыграли массу эпизодических ролей и ролей второго плана. Большинство из них - тетеньки из народа. Красивую роковую женщину никогда не хотелось сыграть?

- Каждый артист должен быть на своей территории. Всегда знала, что я не Джульетта и не Анна Каренина и спокойно к этому относилась. Я – другая.

- Известно, что талантливый человек талантлив во всем. Почему вдруг стали сочинять песни? 

- Стала сочинять и все. Начала писать в начале 60-х. В театре моя первая песня прозвучала в спектакле «Пять вечеров». Впоследствии мои песни исполняли известные певцы – Майя Кристаллинская, Анна Герман, Гелена Великанова. Каждая из них живет своей жизнью. С каждой из них связана своя история. Однажды, как мне рассказал драматург Гуркин, он насмерть разругался со своей невестой - они решили расстаться. И тут неожиданно по радио они услышали мою песню «Может быть…» И тут произошло невероятное: они вытерли слезы, взялись за руки и … Пошли в ЗАГС. Они вместе уже 40 лет. 

- Ну, а с кем завязалась ваша ниточка? Как сложилась ваша личная жизнь?

- Мой муж, Валерий Александрович, - доктор физико-математических наук, известный бард. Он – умный и порядочный человек. Талантливый писатель. Пишет юмористические рассказы, стихи к песням, хорошо играет на гитаре. Нередко мы вместе с ним выступаем на концертах. У нас два сына. Старший, Ваня – художник, работает директором детской художественной школы, преподает в двух институтах. Младший Саша по профессии психолог. У обоих сыновей замечательные семьи. У старшего - двое детей. Я очень люблю своих внуков. 

- Ваша профессия никогда не мешала семейным отношениям?

- У меня работы было всегда больше, чем я могла сделать. Вела драмкружки, работала с эстрадными певцами, сочиняла, снималась. Было нелегко. Но я всегда делала вид, что принадлежу семье и дому. И в этом смысле я – не типичная артистка: всегда вставала часов в 7-8 утра, варила на всех кашу. Днем всегда был готов обед. Мы вместе уже скоро полвека.

- В чем секрет вашего семейного счастья?

- Видимо, все дело в том, что мы – терпеливые люди. Никогда не ссоримся. Умеем уступать, идти навстречу друг другу. При этом мы не очень много разговариваем. Часто молчим.

- А что заставило вас заняться детьми, до которых сегодня никому нет дела?


- Я очень люблю заниматься с молодежью, поэтому и стала художественным руководителем театра «Экспромт». Моя мечта осуществилась в 1990 году. «Красный уголок», где я принимала население как депутат районного совета, по выходным пустовал. Вот мне и подумалось: «Как было бы хорошо, если бы здесь был театр для всей семьи». Власти меня поддержали. Так родился театр «Экспромт». Сегодня это государственный музыкальный театр на 80 мест, в труппе которого и бывшие мои студенты и профессиональные музыканты. Все они – хорошие актеры. Видимо, поэтому их часто переманивают в другие театры – Большой, Новую оперу. Наверное, это правильно – пусть растут, уходят в большие театры, на большие роли. Но наш театр – хорошая стартовая площадка, где нет места халтуре. Наши артисты играют для детей не в нагрузку, а с удовольствием. В нашем репертуаре и серьезные спектакли - «Риголетто», «Маменька» и сказки для самых маленьких. Перед спектаклем обожаю поговорить с детьми, спросить, какие книжки они читают. Жаль, что возможности наши невелики. Хотелось бы, чтобы проявились спонсоры – многие театры сегодня живут с их помощью.

- Людмила Ивановна, восхищаюсь вашей неуемной энергией. И это при том, что театру вашему живется нелегко, да и проблемы со здоровьем у вас немалые: вижу, как вы с трудом передвигаетесь. О чем мечтаете?

- Да, хромаю. Перенесла серьезную операцию на коленном суставе. Не очень удачно. Хочется быть здоровой. Чтобы еще пожить. Ведь так многое еще надо успеть…


Интервью взяла Марина Характерова

Комментарии наших читателей

НАФСИЯ 4534 дня назад в 23:00:37
ВЫ восхитительны ! Очень люблю ваши роли!
Сднем рождения Вас ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА!
ЗДОРОВЬЯ ВАМ! :)

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Август 2009

Специальное предложение

Юлия Маева

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!