ЛЮДМИЛА ИВАНОВА, народная артистка России: МЕЖДУ МНОЮ И ТОБОЙ НИТОЧКА ЗАВЯЖЕТСЯ
Героини актрисы Людмилы Ивановой – нелепые и смешные тетки, соседки, женщины в возрасте, сослуживицы, которым до всего есть дело. Иванова – современница «Современника», которому полвека верно служит. К тому же, она – бессменный художественный руководитель детского музыкального театра «Экспромт». Она сама пишет песни и либретто к музыкальным спектаклям. Ей принадлежат строки песен: «Между мною и тобой ниточка завяжется» и «Приходит время, с юга птицы прилетают, люди головы теряют, и не до сна…» А еще Людмила Иванова преподает в Славянской академии гуманитарных наук им. Державина.
- Людмила Ивановна, когда мы с вами договаривались вчера о встрече, вы неважно себя чувствовали. Вы вполне могли отказаться, однако, не сделали этого. Это профессия научила вас дисциплине?
- У меня не очень крепкое здоровье, и в этой ситуации я вижу единственный способ выжить – преодолеть свои неприятности. Поэтому, всегда как бы ни болела, пытаюсь работать.
- А у вас бойцовский характер! Прям, как у ваших героинь. Кто воспитал вас? Кто был в наставниках?
- Наставников в моей жизни было много. Прежде всего, моя бабушка. Она вышла из крестьян и научила меня жить в ладу с людьми, относиться к ним с пониманием и уважением, прощая их недостатки. Когда она пекла пироги, то в первую очередь несла их соседям. Мое терпение, которому иногда изумляются мои сослуживцы, – тоже от бабушки. Моим наставником был также и отец, декан географического факультета Московского областного пединститута. Когда утром отец шел на работу, то снимал шляпу перед всеми, в том числе и перед дворниками. Все в доме его безумно любили. Мама занималась моим воспитанием, всячески поощряла все мои увлечения, а я чем только не занималась – музыкой, балетом, пела в хоре. Это мама провела меня по всем театрам и кинотеатрам. В школе моей наставницей была учительница литературы Галина Александровна Половинкина – она водила нас в Третьяковку, театр Маяковского, воспитывала мое мировоззрение. Потом были замечательные учителя-наставники в школе-студии МХАТ: Дорохин и Топорков. Ну, и конечно, Олег Ефремов.
- А как вы попали в «Современник»?
- Когда я окончила школу-студию МХАТ, то была распределена на периферию. Уехать из Москвы не могла – тяжело болела мама. От отъезда спасла Наталья Сац, только что вернувшаяся из ссылки. Потом я ушла в Студию молодых актеров под руководством Олега Ефремова. Не сразу, но все-таки меня взяли. Только-только появился костяк театра: Волчек, Евстигнеев, Кваша, Мизери. Ефремов не просто руководил – он создавал гражданский театр, театр поколения. Он жил студией и хотел, чтобы и мы так жили. Мне посчастливилось играть хоть и не самые главные роли, но участвовать во всех его спектаклях.
- Каждый солдат мечтает быть генералом! Бороться за роли приходилось?
- Никогда, да и не было у нас этого совсем. У нас была на редкость интеллигентная обстановка. У меня был другой метод борьбы, который я рекомендую всем начинающим актерам: если очень хотелось что-то играть, я знала роль наизусть. Когда кто-то заболевал, я была готова. Как сказал Шукшин: «Ты должен быть готов, когда твой час придет».
- Вы возглавляли в театре партийную организацию. Общественная работа вам не мешала?
- Не мешала и не помогала – просто я так жила.
- Вы - идейный человек?
- Да, и не вижу в этом ничего плохого. Тогда в нашей парторганизации состояли Ефремов, Евстигнеев, Табаков, Щербаков.
- Как рассказывают, жизнь актеров молодого «Современника» была полностью подчинена театру. И только театру. Как вы оказались в кино?
- В «Современнике» мы работали с утра до глубокого вечера. Поэтому, когда меня впервые пригласили на съемки, я была уже достаточно взрослой. Правда, до этого у меня все-таки была крохотная роль в фильме «Добровольцы». Зато потом меня пригласили сразу в три фильма. Ну, а дальше, пошло-поехало.
- Людмила Ивановна, извините за вопрос, но почему вас так часто «старят» режиссеры?
- Как-то в театре я удачно сыграла возрастную роль. А это, как оказалось, опасно: стоит хорошо сыграть одну, начинают сыпаться другие. Тем не менее, я – артистка. Характерная артистка. Обязана уметь играть любые роли, в том числе и пожилых женщин. И в этом смысле особых мучений не испытывала. Люблю всех своих героинь.
- Ну, а все-таки, какая роль особо пришлась по душе?
- Люблю фильм «Зависть Богов», где я сыграла свекровь. Роль сама по себе очень интересная. Да и потом, я же снималась с самим Депардье! Об этом можно было только мечтать.
- Ну и как он вам?
- Он - прекрасный актер и человек. Очень скромный. Репетировал всегда столько, сколько нужно. Совершенно «не звездил». Многим известно, что Депардье любит поесть. А поскольку по фильму я была хлебосольной хозяйкой, то все восторги и поцелуи от него доставались в мой адрес - так что, мне все завидовали. Когда Депардье начинал в кадре есть, мы боялись, что на второй дубль баранины уже не хватит... Вообще, у нас сложилась очень приятная компания. У меня остались приятные воспоминания.
- Но все-таки, безумно популярной вас сделала Шурочка из «Служебного романа». Как рождался образ?
- Мне это было близко – я сама тогда была председателем месткома театра «Современник». Знала многих, кто занимался профсоюзной деятельностью. Поэтому с самого первого дня съемок уже была в образе.
- Как вы думаете, за что народ полюбил вашу Шурочку?
- Я много думала об этом. В каждом из нас есть что-то положительное и отрицательное. Моя Шурочка желала людям добра, стремилась сделать что-то полезное. Да, иногда она перегибала палку – ведь, как известно, заставь дурака Богу молиться, он лоб расшибет. Но она и много чего полезного делала. Была справедливой и доброй. Ко мне до сих пор подходят старушки и благодарят: «Спасибо, Шурочка, за то, что вы наших детей в пионерские лагеря отправляли. За то, что деньги собирали на юбилеи и похороны. Теперь о нас никто не заботится…» И что удивительно, когда недавно я была в Китае на фестивале «Амурская осень», там меня узнавали студентки университета, которые изучают русский язык. Они подбегали ко мне с криком: «К нам Шура приехала!»
- А в жизни встречали таких Шурочек?
- Я и сама была в какой-то мере такой – иногда в себе ее слышу. Шура – реальный живой человек. Она живет самостоятельной жизнью.
- Как работалось с Рязановым?
- Очень хорошо. Мы вместе работали в двух фильмах. Рязанов любит артистов, разрешает им импровизировать. Мы очень весело снимались. К сожалению, многое не вошло в фильм. Вылетела моя любимая сцена. После того как Шура увидела живого Бубликова, она бежала по институту и кричала: «Я не виновата! Умер однофамилец, а позвонили нам. Что мне теперь делать? Я на общественные деньги оркестр заказала, венок купила! Я бы сама померла, да фамилия другая!» А потом, когда он шел ко мне, я кричала: «Да здравствует живой товарищ Бубликов!»
- Людмила Ивановна, вас называют королевой эпизода: вы сыграли массу эпизодических ролей и ролей второго плана. Большинство из них - тетеньки из народа. Красивую роковую женщину никогда не хотелось сыграть?
- Каждый артист должен быть на своей территории. Всегда знала, что я не Джульетта и не Анна Каренина и спокойно к этому относилась. Я – другая.
- Известно, что талантливый человек талантлив во всем. Почему вдруг стали сочинять песни?
- Стала сочинять и все. Начала писать в начале 60-х. В театре моя первая песня прозвучала в спектакле «Пять вечеров». Впоследствии мои песни исполняли известные певцы – Майя Кристаллинская, Анна Герман, Гелена Великанова. Каждая из них живет своей жизнью. С каждой из них связана своя история. Однажды, как мне рассказал драматург Гуркин, он насмерть разругался со своей невестой - они решили расстаться. И тут неожиданно по радио они услышали мою песню «Может быть…» И тут произошло невероятное: они вытерли слезы, взялись за руки и … Пошли в ЗАГС. Они вместе уже 40 лет.
- Ну, а с кем завязалась ваша ниточка? Как сложилась ваша личная жизнь?
- Мой муж, Валерий Александрович, - доктор физико-математических наук, известный бард. Он – умный и порядочный человек. Талантливый писатель. Пишет юмористические рассказы, стихи к песням, хорошо играет на гитаре. Нередко мы вместе с ним выступаем на концертах. У нас два сына. Старший, Ваня – художник, работает директором детской художественной школы, преподает в двух институтах. Младший Саша по профессии психолог. У обоих сыновей замечательные семьи. У старшего - двое детей. Я очень люблю своих внуков.
- Ваша профессия никогда не мешала семейным отношениям?
- У меня работы было всегда больше, чем я могла сделать. Вела драмкружки, работала с эстрадными певцами, сочиняла, снималась. Было нелегко. Но я всегда делала вид, что принадлежу семье и дому. И в этом смысле я – не типичная артистка: всегда вставала часов в 7-8 утра, варила на всех кашу. Днем всегда был готов обед. Мы вместе уже скоро полвека.
- В чем секрет вашего семейного счастья?
- Видимо, все дело в том, что мы – терпеливые люди. Никогда не ссоримся. Умеем уступать, идти навстречу друг другу. При этом мы не очень много разговариваем. Часто молчим.
- А что заставило вас заняться детьми, до которых сегодня никому нет дела?
- Я очень люблю заниматься с молодежью, поэтому и стала художественным руководителем театра «Экспромт». Моя мечта осуществилась в 1990 году. «Красный уголок», где я принимала население как депутат районного совета, по выходным пустовал. Вот мне и подумалось: «Как было бы хорошо, если бы здесь был театр для всей семьи». Власти меня поддержали. Так родился театр «Экспромт». Сегодня это государственный музыкальный театр на 80 мест, в труппе которого и бывшие мои студенты и профессиональные музыканты. Все они – хорошие актеры. Видимо, поэтому их часто переманивают в другие театры – Большой, Новую оперу. Наверное, это правильно – пусть растут, уходят в большие театры, на большие роли. Но наш театр – хорошая стартовая площадка, где нет места халтуре. Наши артисты играют для детей не в нагрузку, а с удовольствием. В нашем репертуаре и серьезные спектакли - «Риголетто», «Маменька» и сказки для самых маленьких. Перед спектаклем обожаю поговорить с детьми, спросить, какие книжки они читают. Жаль, что возможности наши невелики. Хотелось бы, чтобы проявились спонсоры – многие театры сегодня живут с их помощью.
- Людмила Ивановна, восхищаюсь вашей неуемной энергией. И это при том, что театру вашему живется нелегко, да и проблемы со здоровьем у вас немалые: вижу, как вы с трудом передвигаетесь. О чем мечтаете?
- Да, хромаю. Перенесла серьезную операцию на коленном суставе. Не очень удачно. Хочется быть здоровой. Чтобы еще пожить. Ведь так многое еще надо успеть…
Интервью взяла Марина Характерова
|