ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПАТРИАРХУ
Ваше Святейшество!
Обращаюсь к Вам, уповая на Вашу мудрость Пастыря и высоко ценя Ваше деятельное внимание к важнейшим общественным явлениям.
Мир охвачен кризисом, который, оценивая поверхностно, называют экономическим, в то время как он имеет характер гуманитарной катастрофы. Основная причина критического положения – это прогрессирующее, достигшее опасного уровня отчуждение человека от труда, могущее повлечь за собой кризис веры в благое предназначение человечества.
Тяжело сознавать, что в этой ситуации основные силы общества направлены на упорядочение финансов – ведь это все равно, что бороться с высокой температурой (и только!) у больного воспалением легких.
Не та причина страдания, и иным должно быть лечение.
Неурядицы в финансовой сфере – лишь частное следствие упадка производительных сил, вызванного крайне некомпетентным управлением человеческим потенциалом.
Общество пришло к тому, что многие люди (судя по масштабам негативных явлений – критическое большинство) утратили интерес к трудовой деятельности, как таковой, к ее смыслу и содержанию. Актуальной признается лишь так называемая «внешняя мотивация» к труду – высокие заработки, престижность профессии, надежность общественного положения.
Формируется мировоззрение, возводящее на пьедестал общественного почета рантье – индивида, живущего за счет своих прежних или, хуже того, чужих усилий. На этом моральном фоне человек-труженик выглядит если не сатирическим, то, по меньшей мере, идеализированным персонажем.
Размывается основа существования и развития личности и социума.
Причина тому – не чья-то злая воля, не какие-то мистические непреодолимые обстоятельства, а элементарные упущения в образовании и воспитании людей, в отсутствии действенной системы профессиональной ориентации населения.
Я – психолог. Более двадцати лет занимаюсь изучением закономерностей формирования личности, социальных отношений, индивидуальных различий в поведении. И все более укрепляюсь во мнении – на свете нет некачественных, никчемных людей. Точнее, таковыми не рождаются.
Каждый из живущих изначально нацелен на созидание и взаимодействие. Каждому дарован большой запас прочности, позволяющий оставаться полезным и востребованным членом общества даже при существенных потерях здоровья. Всему, что заложено в природу человека – даже агрессивности! даже честолюбию! даже робости! – может быть найдено конструктивное применение.
Лишь одно разрушает безжалостно и бесповоротно, делает человека несчастным и недовольным судьбой – невозможность самореализации в труде.
Самореализация – это деятельность, в процессе и результатах которой воплощено все, что свойственно индивиду, что заложено в нем природой и обществом: склад ума, темперамент, содержание личности. Воплощено всецело, без остатка, ибо нереализованный потенциал пожирает своего обладателя изнутри, рождает переживание неполноты и неполноценности происходящего.
С управленческой точки зрения, самореализация – это образ жизни, когда решение разнообразных насущных задач происходит быстро, продуктивно, с наименьшими затратами. Каждый человек, осознанно или интуитивно, стремится к самореализации – ведь это наиболее эффективный способ существования.
Противоположность самореализации – непосильный, изматывающий, каторжный труд, врастание индивида в систему общественных отношений не благодаря, а вопреки его психофизической природе. Это – несчастье.
Такой жребий невозможно любить. Люди, которым он выпал, стремятся избавиться от него по мере сил. И это понятно, ведь вместо радости труда они вынужденно испытывают отвращение. Труд для них не награда, а наказание, в лучшем случае – тяжкая повинность. Поэтому за потраченные силы и время они требуют компенсации. В их трудовых отношениях преобладает сугубо потребительская психология.
«Без денег я и пальцем о палец не ударю», – заявляет такой работник, не сомневаясь в своей правоте.
Но это обман и самообман. Никакими деньгами нельзя компенсировать несчастье, и нет такой зарплаты, которая заставила бы человека стремиться к трудовым достижениям в обход самореализации.
Более того, невозможно стать по-настоящему компетентным профессионалом, если в труде ты не воплощаешь самого себя. Верно сказано: «Бескорыстно можно любить только свое дитя и свое дело». Добавлю: если это дело действительно «твое», ты в нем полностью реализован, как личность. Некомпетентность – закономерное следствие нереализованности.
«О какой самореализации можно говорить в условиях неразвитости производства, нецивилизованной конкуренции и тотального недоверия людей друг к другу?» – Раздраженно спрашивают скептики.
Воплощение человека в созидательной деятельности – не идеал, а эталон, любое отклонение от которого чревато потерями эффективности социального взаимодействия. Самореализация – не благое пожелание, а потребность, непременное условие качественной жизни.
Без самореализации нет профессионализма и компетентности.
Без компетентности нет доверия.
Без доверия нет веры.
Без веры нет будущего.
Нереализованные в труде люди пытаются удовлетворить потребность в самореализации суррогатными путями: ищут возможность раскрыть свой потенциал в криминальном поведении, в интриганстве, в «партизанских войнах работников с работодателями» (существует и такое понятие).
Язвы общества – пьянство, пристрастие к азартным играм, наркомания, сексуальная распущенность, лихоимство, рвачество – неискоренимы именно потому, что это не просто «вредные привычки», «плохие поступки». Это суррогаты самореализации. Погружение в них создает иллюзию осмысленности жизни.
Вот почему общество обязано создавать все необходимые условия для реализации индивида в трудовой деятельности. И начинать нужно с изучения каждого человека с точки зрения наличия у него профессионально важных психологических качеств. Без этого рациональное управление в социуме невозможно.
Но что делает общество для этого? – Увы, ничего. Или крайне мало.
Весьма показателен провал системы профориентации российской молодежи, который обнаружил себя в этом году в ходе вступительных экзаменов в вузы страны. Многие абитуриенты буквально веером разбросали аттестационные документы по десяткам (а в отдельных случаях – сотням) различных университетов, признав тем самым свою неготовность к осознанному выбору профессионального поприща.
Человек, случайно попавший в профессию, и потому тяготящийся ею, никогда не станет надежным и продуктивным работником. Производство, где накоплена критическая масса ненадежных горе-специалистов, презирающих труд (а можно ли уважать каторгу?), способно продержаться на плаву лишь за счет недобросовестного экономического поведения.
Погоня за прибылью любой ценой, в ущерб качеству продукции, девальвирует такое производство в глазах общества. А инвесторов отпугивает его плохая управляемость. Как следствие, финансовые потоки устремляются не на поддержку заводов и фабрик, а выплескиваются на спекулятивные площадки.
Денежная масса увеличивается, труд обесценивается, риски предпринимательства многократно возрастают. Таков, схематически, механизм современного кризиса.
Сама постановка вопроса: «бизнес существует для обеспечения благосостояния общества» вызывает гомерический хохот. А ведь экономика, со всеми ее изощренными инструментами, не нужна ни для чего иного. Социальные блага – их эффективное производство и рациональное распределение – вот цель деловой активности. А мы смеемся над этим. Категорически отказываемся это признавать. Что это? Мир стоит на голове? Но судьба такого мира плачевна. Человеку нечего делать в мире, лишенном индивидуального смысла. Но смысла не обрести в жизни без своего дела, без полноценной самореализации.
Скепсис, нигилизм, рост рентных настроений («я никому ничего не должен, но все должны мне») характерны для нашего времени, для нашего общества. В этом психоэмоциональном состоянии пребывают люди всех возрастов. Исключения бывают, но они редки и не создают адекватного противовеса.
«Как жить дальше? Для чего и во имя чего?» – Спрашивают себя многие, сквозь эйфорию погони за материальным достатком, и не находят ответа. Специалисты отмечают беспрецедентный рост депрессии (подавленности) и апатии (безразличия) в глобальных масштабах.
Следует сказать, что определенные меры в обществе предпринимаются. В этом аспекте весьма показательно «ползучее» – постепенно, но неуклонно распространяющееся – изъятие человека из производственных технологий. Дескать, если «человеческий фактор» не способствует и даже мешает эффективному производству, не лучше ли его вообще исключить?
Подтверждает эту тенденцию и поиск выхода из кризиса – исключительно макроэкономическими средствами, путем финансового регулирования. О человеке и его потребностях и речи при этом не идет. Человек – инструмент, винтик экономического механизма, причем самый ненадежный и слабый. Такова логика антикризисной и, в целом, управленческой, активности.
Но замена людей роботами – не выход. Я вовсе не противник научно-технического прогресса, но, как психолог, хорошо понимаю: человек, лишенный радости труда, не может быть счастлив. Самое существование человечества оправданно его созидательной активностью. Знаю, есть футурологи, спокойно прогнозирующие в недалеком будущем Землю без людей, активность разума не в человеческом, а в каком-то ином обличии. Но все мое существо протестует против подобной перспективы. Уверен, я не одинок в этом протесте.
Не отстранять человека от производства нужно, а, напротив, создавать условия для его максимальной самоотдачи в труде. Но прежде необходимо выстроить систему изучения профессионально важных задатков каждого. Сделать так, чтобы еще в раннем возрасте люди попадали в поле внимания компетентных специалистов (которые сами успешно реализованы на психолого-педагогическом поприще).
Следует осознать, наконец, что распознавание характера и склада ума юного человека гораздо важнее, чем насыщение его мозга информацией. Скажу больше: без уверенного, глубокого знания индивидуальных особенностей ученика его воспитание и образование теряют смысл. Универсальные рецепты, общие, недифференцированные подходы мало эффективны. Педагогический процесс должен быть максимально индивидуализирован.
Прикладная психология сегодня располагает проверенными, надежными инструментами диагностики профессионально важных особенностей человека. Они с успехом используются в ряде «специальных» отраслей. Увы, эти инструменты почти не известны школьным психологам и педагогам.
Предстоит существенно обогатить научно-методический арсенал педагогических вузов, создать сеть психологических лабораторий и служб в территориальных органах управления образованием. В каждой школе должен работать целый штат психологов, сопровождающих воспитательный и образовательный процесс. Нагрузка на учителя и психолога не должна превышать нормы управления (максимум 9 учащихся на уроке или групповом собеседовании), чтобы ни один подрастающий человек не был забыт и потерян.
Непременно должна быть восстановлена на новом организационно-методическом уровне связь образовательных учреждений и производства, в широком смысле слова. Не профанация предпрофессиональной подготовки, а подлинное знакомство с будущей профессией должно стать нормой школьной жизни. Не все подряд должны направляться, «для галочки», на экскурсию на конкретное предприятие или на производственную практику, а лишь те, кому это интересно в плане трудовой самореализации.
Человек – не универсальная машина. Он должен подходить к будущей профессии, как ключ к замку. Свойства как этого «ключа», так и «замка» должны быть заранее хорошо известны людям, ответственным за воспитание новых поколений.
России необходима система перманентного, в течение всей жизни человека, профессионально ориентированного образования.
На ее создание следует потратить столько ресурсов, сколько потребуется, ибо это – безусловный приоритет. Только в этом спасение нации – и сегодня это уже не звучит излишне пафосно. Пора браться за дело, засучив рукава.
Почему я обращаюсь с просьбой о моральной и организационной поддержке этого начинания к Православной Церкви? – Потому что она человеколюбива. А речь идет об истинном благе человека. О том, что все мы, в суете мирской, легко попираем в погоне за сиюминутными выгодами. Лишь Церковь никогда не поступается этим благом и ревностно блюдет интересы своей паствы. Она отделена от государства, но неотделима от общества.
Почему не ищу поддержки у светских властей? – Потому, что они инертны. Сколько благих намерений погребено под ворохом служебных бумаг, сколько отложено «в долгий ящик» – не сосчитать! Армия чиновников прирастает контролерами, а не созидателями, увы.
Время бить в набат. А набатный колокол – на самой высокой башне.
Ваше Святейшество! Уповаю на известные всему миру Ваши человеколюбивые устремления и дела. Прошу благословения и поддержки.
Со своей стороны готов отдать все силы, знания и опыт делу организации в России системы профессиональной ориентации и предпрофессиональной подготовки населения.
Пономаренко Виктор Викторович – врач, психолог, менеджер государственного управления. Председатель правления Автономной некоммерческой организации «Центр эффективных технологий обучения», г. Москва.
|