Любовь ДУХАНИНА: КАК УСПЕШНО СДАТЬ ЕГЭ
Напасть под названием «Единый государственный экзамен», попросту – ЕГЭ – совсем недавняя, но она уже заставляет изрядно понервничать как выпускников школ, так и их родителей. Как «всем вместе» лучше всего подготовиться к ЕГЭ? – на этот вопрос мы попросили ответить члена Общественной палаты РФ, зам. председателя Комиссии по образованию и науке, доктора педагогических наук, профессора ДУХАНИНУ Любовь Николаевну.
Любовь Николаевна уже почти двадцать лет руководит образовательным холдингом «Наследник» и профильной Комиссией в Общественной палате, контролирующей ЕГЭ. В этом смысле, наша собеседница знает проблему и «изнутри», как директор, и «снаружи» - как ревизор ЕГЭ.
- Любовь Николаевна, сейчас приходит «Время Жить Вместе», и потому наш вопрос связан с этим девизом и названием нашего издания: как Всем Вместе успешно сдать ЕГЭ?
- Только так, «Всем Вместе», с заглавными буквами в этих словах.
- Что имеется ввиду?
- ЕГЭ – конечно, стресс, но совсем не похожий на стресс во время вступительных экзаменов в вузы, когда из провинции в большие города приезжали девчонки и мальчишки, не знающие ни города, ни вуза, ни друг друга. Каждый был сам за себя, и нагрузка на юный организм была несоизмеримая. Однако, были и плюсы. Можно было «вжиться» в университет, пропитаться «духом» того учебного заведения, куда хотелось поступить. Или наоборот, царившие в институте порядки могли напрочь отбить охоту у поступающего учиться в этом вузе и дальше, да и вообще получать высшее образование… Вопросы в экзаменационных билетах были более или менее известны заранее, выбор специальностей и возможности поступления был ограничен в большинстве случаев двумя факультетами одного вуза. То есть, если уж ты приехал поступать в один университет, значит должен добиваться результата и связывать свою судьбу именно с ним.
Бывали случаи, когда выбранные факультет и дальнейшая профессия ставились под сомнение во время поступления: всё оказывалось не таким, как виделось со школьной парты.
Что мы имеем в случае с ЕГЭ?
Во-первых, во время сдачи Единого госэкзамена речь не идёт о профессиональном самоопределении. Проблемы выбора вуза или отказа от получения высшего образования стоят не столь остро и не «отвлекают» ученика. Школьнику нужно сконцентрироваться на самом экзамене – об этом мы ещё поговорим.
Во-вторых, сдача ЕГЭ – это специальное мероприятие, организуемое только ради самого ЕГЭ. Другими словами, поступление и новый приток студентов в вуз – это лишь одна из хлопотных страниц в жизни самого вуза, важный, но преходящий эпизод работы университета. Аттестация же выпускника в форме Единого госэкзамена – это стоящее особняком мероприятие, требующее организации работы различных подразделений в сфере образования. Для этого работают пункты приема экзаменов, выпускается литература и разрабатываются тесты.
Наконец, в-третьих, Единый госэкзамен – наверное, первый значимый экзамен в жизни школьника, результаты которого нельзя будет объяснить сторонними факторами, как-то «не понравился приёмной Комиссии», или «вытянул не тот билет» и т.д. Система ЕГЭ разработана так, чтобы исключить эти моменты «случайности», «везения».
Теперь чуть подробнее по каждому пункту. Я думаю, что нижесказанное будет важно и детям и родителям.
Поговорим о «концентрации внимания» ученика во время сдачи ЕГЭ. Дело в том, в нашей стране долгое время отсутствовала так называемая «тестовая культура». Плохо это или хорошо – отдельный вопрос. Отечественная традиция обучения поощряла широту мышления, кругозор, общую эрудицию. Это касалось не только гуманитарных предметов. Оценивая математические знания, было принято отделять «ошибки невнимательности» и «непонимание принципа». Если ребёнок усвоил принципы, способы решения задачи, значит – можно идти дальше, невзирая на многочисленные ошибки в расчётах, примерах «от невнимательности».
В случае с ЕГЭ ребёнок сталкивается с тестами, предполагающими работу совершенно других способностей, «высших психических функций», как говорят психологи. Критерии оценки не разделяют ошибки на «помарки», «описки», «огрехи невнимательности», не «щадят» потерю концентрации. Задания сформулированы на языке, не похожем на задания в учебниках, требуется точность и обоснованность ответов и т.д. И, как показывает опыт, ученики порой не в силах прочитать правильно само задание, уяснить то, что спрашивается в тестах.
В связи с этим, я рекомендую ученикам и их родителям потренироваться в ответах на тесты ЕГЭ, «порепетировать» на прошлогодних контрольных вопросах.
Конечно, дальнейшая судьба ребёнка, его специализация и профессия – очень важные вопросы, но перед самим ЕГЭ надо концентрироваться именно на его сдачу. Вопросы выбора вуза можно отложить на несколько дней позже, а лучше если выбор осуществлен не позднее десятого класса.
Теперь пара слов насчёт того, что ЕГЭ – это Событие с большой буквы.
Дело в том, что здесь мы опять сталкиваемся с инерцией предшествующих взглядов. Были времена, когда самым важным показателем уровня преподавания в школе считалось число медалистов. Педагогический коллектив работал в течение года, и результат «на выходе» - медалисты – обрисовывался ещё до выпускных экзаменов. Все знали, кто и как учился, результаты выпускных экзаменов и оценки в аттестате были предсказуемы, поэтому нередко самым важным событием в конце учебного года были не экзамены, а выпускной вечер. Эти традиции были бы хороши и сегодня, если бы не изменились требования вузов к поступающим, если бы не произошла смена всего образования и профессиональной подготовки в целом. Потому бывало, что после «комфортной» сдачи экзаменов в школах, отличники и любимчики педагогического коллектива с треском проваливались на вступительных экзаменах в вузы, а поступавшим в институтам студентам говорили: «Забудьте всё, чему вас учили в школе». Школа выпускала учеников, чьи способности и успехи оценивались в самой школе, а критерии оценки варьировались от одного образовательного учреждения к другому, чего уж говорить о разных подходах к оценке знаний на «стыке» уровней образования, вузов и школ.
Подобная ситуация долго продолжаться больше не могла. По аналогии с тем, как технологические революции происходят всё чаще, меняя не только «поколения компьютеров», но и весь наш быт, так и меняются образовательные технологии, требования к знаниям и человеческим способностям в обществе, создаются новые специальности и реформируются профессии, меняется запрос на «человеческий капитал».
Родители должны с одной стороны успокоить страхи ребёнка, снять напряжение и тревогу, с другой – поддержать его, помочь сконцентрироваться, отстаивать интересы своего дитя согласно регламенту сдачи и апелляции результатов ЕГЭ.
Сегодня я с уверенностью могу сказать, что результаты сдачи напрямую зависят от уровня подготовки к ЕГЭ и от организации процесса экзаменации.
Многие школы оказались не готовы к организации дня сдачи ЕГЭ – от безалаберности некоторых директоров просто волосы дыбом встают. Чего стОит, например, факт организации школьной дискотеки непосредственно перед ЕГЭ по русскому. Причём, дискотека начиналась в одиннадцать вечера – предполагалось, что дети должны танцевать до утра, что ли? Или такое странное мероприятие, как «встреча восхода» одиннадцатиклассниками в ночь и утро перед ЕГЭ по математике иначе как профнепригодностью не объяснишь: дети к утру замёрзли, у многих начался кашель, некоторые оказались простужены и т.д.
Иной раз оказывается, что директор школы лишь в последний момент узнаёт, где и когда будет проходить экзамен: бывало, что ученики вынуждены ехать на сдачу ЕГЭ за сто километров, хотя ничего не стоило директору поднять вопрос об организации сдачи экзамена поближе или в самой школе. И вот приходится детям просыпаться в пять утра, брать с собой термосы и бутерброды и на автобусе добираться до пункта приема экзамена.
Неподготовленность педколлектива к ЕГЭ, саботаж и срыв мероприятия сказывается на наблюдателях и контролирующих инстанциях, на родителях и, конечно, на результатах сдачи ЕГЭ учениками. В случаях плохой организации начинают проявляться известные «болезни» нашего общества: произвол и создание неравных условий для сдачи, коррупция, подсказки на экзаменах, конфликты с наблюдателями, срыв сроков сдачи и сроков публикации результатов.
Все необходимые материалы по организации ЕГЭ есть – требуйте. Требуйте пособий и вариантов заданий, методических рекомендаций и подробностей, задавайте вопросы и требуйте ответов. Требуйте номера телефонов ответственных лиц. Я каждый год провожу «горячую линию», и готова помочь всем, чем смогу.
Надо «кричать о проблемах» до того, как началась сдача ЕГЭ, а не после.
- Что делать, если ребенок и родители не согласны с результатами ЕГЭ?
Сначала нужно проверить ещё раз соответствие оценки и фамилии-имени-отчества ученика. Да, к сожалению, бывали случаи, когда однофамильцы получали «не свои» результаты.
Если же, вы считаете, что неудовлетворительная сдача ЕГЭ произошла в результате плохой организации и информированности детей, то вам нужно подстраховаться - подать апелляцию.
Я хочу подчеркнуть, что такой важный момент, как подача апелляций – является процедурой, обязательно сопровождающей тестирование.
Нужно настроить ребёнка так, чтобы он не боялся задавать вопросы организаторам, и в течение трёх дней после объявления результата – при поддержке родителей и учителей школы - имел возможность повысить результат.
Другой момент – это само качество тестов, так называемых КИМов. Относительно последних было немало нареканий – и я сама высказывалась на это счёт в Министерстве образования, в Совете Федерации, в Общественной палате. Есть проблемы с объективностью оценок. В этой связи, с девизом «Время жить вместе» на устах, нужно ввести такую норму: ввести «перекрёстное оценивание» результатов, когда можно проводить проверку части С комиссией другого региона.
Наконец, есть ещё один аспект, требующий внимания. Это решение проблемы сдачи экзамена детьми с особенностями здоровья, а также квалификация факта неявки ученика на экзамен. По этим проблемам нужна серьёзная проработка: по-прежнему не определён перечень уважительных причин неявки на экзамен, не определено понятие «щадящий режим», не утвержден перечень документов, дающий право на сдачу в щадящем режиме и т.д.
Череда проблем, нестыковок, нервозности, которая сопровождает ЕГЭ – касается всех его участников, ложится бременем на организаторов, педагогов и детей.
Претензий к ЕГЭ можно насчитать сотни, у меня лично немало наберётся историй, в которых как в зеркале отражаются болячки нашего общества и нашего образования. Однако, нельзя с водой выплёскивать ребёнка. Единственный путь, по которому надо идти – это открытость. Разговор напрямую, начистоту о проблемах и преимуществах ЕГЭ, приглашение журналистов и общественных наблюдателей к процессу сдачи экзамена. Ничего «подзапретного», «подцензурного» в обсуждении этой темы нет – в стране открыто заявляют о своей позиции сторонники и противники ЕГЭ. Но пока они говорят на разных языках, не собираясь вместе решать проблемы качества образования и единого образовательного пространства, проблемы коррупции и произвола руководителей учебных заведений. И самое главное – не особо слышен голос родителей, которые, согласно последним законам и нормативным актам в сфере образования, получили немало прав в деле контроля за качеством обучения в школах.
Поэтому я – за открытость обсуждения всех острых углов ЕГЭ. От этого никуда не деться. Эти проблемы тоже нужно решать всем вместе. Потому как время такое…
|