Михаил КОЗАКОВ, актер: Я – СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК!
Я полагаю, что человек неизменен. Если родился трусом, таким и останешься до конца. Если родился добрым, то будешь добрым всю жизнь и умрешь таким. Скупым – значит, такая у тебя участь. Главные вещи неизменны. Я прошел много этапов -познал успех и популярность. Был молод, симпатичен, нравился девушкам, они писали письма, о тебе отзывались похвально серьезные люди, играл в театрах, а не только занимался мурой. Я совершил массу ошибок, наверное, причинил каким-то людям боль, вред. Но это не специально и не со зла. Обижал кого-то, кому-то делал добро. В принципе, будучи тем же человеком, какой я есть сегодня, я был и другим. Я смотрел на жизнь как на праздник, особенно когда перепадали удачи.
Наедине с собой ни от чего не уйдешь. Я пребываю в постоянных рассуждениях. Когда ты моложе, когда фортуна поворачивается к тебе лицом, когда ты добиваешься каких-то внешних успехов, то полагаешь, что ты человек неординарный, одаренный и имеешь на многое право - лениться, распуститься, напиться, нахамить, иногда морально задолжать. Подумать про какую-то женщину, что, мол, ей подфартило, живет не с водопроводчиком, а с таким-то… Это все ложь.
Часто встречаю замечательных людей – в провинции, попутчиков в поезде. И я знаю, что есть много хороших людей, но вместе с этим – тотальная жестокость, жесткость ценностей, что ли, прагматизм. Гипертрофированные понятия об успешности, престижности соединены обстоятельствами с войнами, взрывами, человеческими трагедиями, экологией, бесовщиной. Вокруг нас висят, а то и проносятся как вихрь облака фальши, лжи – общественной и личной, показухи.
Меня радует, во-первых, общение с младшей дочкой Зоей, с внучкой. А еще – музыка. Раньше я постоянно ходил в консерваторию, сейчас это труднее по чисто техническим причинам. Дома пластинки и записи я слушаю постоянно.
Кино я почти разлюбил. Может быть, дело в том, что отсмотрено и пережито очень многое. Мы пережили Феллини, Боба Фоса, Бергмана, Бертолуччи, пережили десяток хороших режиссеров, и наших в том числе (например, Сергея Эйзенштейна). Лично я обожаю Александрова. Судите меня как хотите, но мой фильм всех времен и народов – «Весна». Я видел его раз тридцать, но не перестаю удивляться каждому кадру. Может быть, это ностальгия, но не по советской власти. Ностальгия по другому подходу к кадру, по отношению к актерам, по другой кинематографической и житейской эстетике. Помню, как мы ходили на кинофестивали московские, смотрели все фильмы подряд, потом специально собирались, дискутировали?.. Сейчас даже не возникает желания говорить об этом. Сходил, посмотрел, кое-что для себя понял – и все. Может быть, время стало жестче. Я думаю об этом, но пока ответов нет.
Я сыграл все, о чем может мечтать актер, – Сирано, Дон Жуана, Фауста, дядюшку Адуева, Тригорина, Арбенина, Кочкарева и еще сто других ролей в кино и театре. Вот про меня и говорят, что я счастливый человек. И, наверное, это так и есть.
|