ВИКТОР СУХОРУКОВ, заслуженный артист России:
И БАНДИТА И ПРАВЕДНИКА ИГРАЮ С ВЕРОЙ!
Сегодня Виктор Сухоруков – один из самых востребованных актеров Российского кинематографа. И это несмотря на то, что его актерская карьера началась по большому счету после 40! Сегодня в его творческой копилке 56 ролей. Зрителям он полюбился прежде всего по фильмам «Брат» и «Брат-2», «Антикиллер», «Бедный, бедный Павел», «Сказ про Федота-стрельца», «Любовь зла», «Остров» и многим другим.
- Спасибо, Виктор, что так скоро откликнулись на мое предложение, да и пришли вовремя, что, должна заметить, звездам несвойственно!
-Не люблю я это слово – «звезда»! Оно какое-то развратное, скользкое, неживое. Мне больше по душе другие определения – любимый народом, знаменитый, талантливый, известный, неординарный и даже странный, если хотите. А слово «звезда» - тьфу!
- Недавно на телеэкранах увидели вас в новом в фильме Виталия Мельникова «Агитбригада «Бей врага», где вы сыграли военного Никанора Васильевича Калинкина. Вы сменили амплуа?
- Виталий Мельников когда-то разглядел во мне Павла I. Тогда, в нашу первую встречу, мы проговорили с ним минут 40, после чего он сказал: «Павел у меня есть!» Пройдет немного времени и Мельников встретит меня на очередном кинофестивале в Выборге и, похлопав по плечу, скажет: «У меня для тебя есть роль». Оказалось, когда он писал книгу воспоминаний "Жизнь, кино", у него возникла киноверсия под названием «Агитбригада «Бей врага!» Прочитав сценарий, я тут же позвонил и воскликнул: «Грандиозный сценарий! Обрыдался и обхохотался! Это мне напомнило «Начальника Чукотки», но уже в Отечественную войну. «Что ж, - прозвучало в ответ, - чем начинали, тем и будем заканчивать».
Он полон энергии, фантазии, любви к своему делу и стране, к нашему кино, яркому насыщенному, снятому в лучших традициях советского кинематографа. К тому же, трагикомедия – мой любимый жанр! Этим фильмом Виталий Мельников словно передает привет и поклон прошлому, ушедшему кинематографу, прошлой эпохе, канувшей в лету стране.
Таких положительных, смешных и в то же время трогательных персонажей, как Никанор, мне не доводилось играть! После императора, после директора завода у Говорухина, после монаха, я думал, как же сыграть этого бывшего солдатика, что нового я могу дать зрителю? Таких персонажей ведь было огромное количество! И вдруг в процессе съемок я нашел решение своего образа: так как Мельников всем фильмом кланяется кинематографу советского времени, я этой ролью также отдавал дань замечательным актерам советского периода - Юматову, Лапикову, Ульянову, Зубкову, Алейникову, Крючкову, Кононову и многим-многим другим. Вот вам царь, солдат, урод – и все в одном лице.
- Вижу, ностальгируете вы по тому времени?
- Время от времени я задаюсь вопросами: «Почему долька арбуза была ярче и слаще тогда, чем сегодня? Почему халва была вкуснее? Почему манная каша, как казалось, давала некую здоровую силу. Почему все «там» было намного приятнее – по ассоциациям, по запахам, по каким-то другим вещам?» Все просто - потому, что я был молод.
- Вы родом из Орехово-Зуево. Эти места еще называют исторической Палестиной староверов. Вы случайно не из их потомков?
- Корней своих, к сожалению, я не знаю. Мне, как и многим детишкам того времени, не прививали желание раскопать свою родословную, нарисовать древо своих кровных отношений. Поэтому дальше своих отца и бабушки никого не знаю. Откуда мои прабабушки и прадедушки не ведаю. Родился я в нормальной православной семье. В младенчестве меня крестили – в ближайшей церкви, куда по утрам даже в советские времена тайком носили крестить младенцев. Так что я – человек верующий. Другое дело, что суета и динамика жизни не позволяют исполнять все каноны и правила православной жизни. А вера есть. И Бог есть… Это я знаю…
- Лицедейство и вера – понятия совместимые?
- Я всегда играю с верой – и бандита и праведника. Играя злодейство, я всегда говорю: «Господи, прости!» Иногда спрашиваю разрешения: «Господи, позволь».
- Приходилось ли расплачиваться за роли, неугодные Богу?
- Может, мой недавний инфаркт и есть расплата. И одиночество – тоже расплата…
- Одиночество или все-таки уединение?
- У меня придумалось другое слово – одинокость. Одиночество – это же понятие социальное. Уединенность - другое: уединился и потом вышел из уединения. Одинокость – это одиночество среди людей. Можно ведь быть и на демонстрации одиноким. И на параде, и на карнавале, и в мышлении, в фантазии, в понимании мира. Так вот, психологически чаще я одинок. Ну, а если говорить о творчестве, то, тут применимо другое определение: индивидуалист. Даже будучи мальчиком, не хотел идти строем. Когда объявлялись конкурсы в пионерлагере, я сочинял рассказ в одиночестве, рисовал картины в одиночестве, на праздник цветов я создавал свой индивидуальный букет.
- Верить – значит жить в ожидании чуда! Это в вашей жизни случалось?
- Моя жизнь – сплошные чудеса судьбы. И в метриках загса, где меня регистрировали, они не были прописаны. Представьте, что мне, простому пареньку из Орехово-Зуево, посчастливилось попасть в московский вуз, да еще и театральный. Для большинства наших это было недосягаемой вершиной – мало кому это удавалось! Разве это не чудо! Чудом оказалось и то, что по распределению я оказался не где-нибудь, а Ленинграде. Другое дело, что я сам себе мешал, разрушал – пил, но ведь я смог пересилить себя и бросить. Я сам себя спрашиваю, как это случилось? Чтоб спасти, наверное, своих близких, чтоб помочь кому-то другому. Разве не чудо? Так же и в кино. До сорока лет не снимали, в массовку не брали. Было страшно… А ведь я всегда был таким - талантливым дерзким, импульсивным. Что случилось – не знаю, но только когда сказал себе: «Все. Не пойду я больше в этот кинематограф», дверь и открылась. А когда все стало получаться и налаживаться, все заговорили, что не просто так. Ну, не знаю я, почему меня тогда не было в кино, а сегодня я есть. Все пришло странно и неожиданно и, в конце концов, победоносно. Чудо, что я вернулся в Москву. И то, что я сегодня вам интересен, тоже чудо! Разве не так?
- Вы сыграли огромное количество бандитов и разных отморозков. Вам пригодился тот жизненный опыт, когда вы жили в рабочей среде?
- Жизнь была разнообразной, но я никогда ничего не тащил оттуда в свои роли. Персонажей, о которых вы говорите, в детстве я как будто и не знал, и не видел. Я учился и заряжался пионерско-комсомольским задором. Читал «Пионерскую правду», ездил в пионерские лагеря, позже в стройотряды. Криминальная среда по большому счету мне была неизвестна. И в то же время, теперь это понимаю, эта уголовная среда охватывала весь круг моей жизни: помню, кто-то уходил, кто-то возвращался из мест, не столь отдаленных – кто за поножовщину, кто за паразитизм, воровство, за хулиганство. Это были яростные, бесшабашные, бесстрашные люди, которым в тюрьме было так же уютно, как и на воле. Время от времени молодежные группировки города разбирали заборы на колы и шли друг на друга – улица на улицу, район на район. Но тогда мне все это казалось нормой жизни. Другого я не знал. Телевизоров не было, выставок мы не посещали. Талоны, серая жизнь. В первый раз в жизни в Москву поехал, когда принимали в пионеры. Но нас повели не в Третьяковскую галерею, а потащили в ГУМ за колбасой. Но, несмотря ни на что, меня всегда тянуло к чему-то красивому: я любил кинотеатр, обожал наше советское кино, любил сказки, кукольный театр…
- Вот ведь какой парадокс: несмотря на огромное количество сыгранных вами отрицательных персонажей, мы вас любим. В чем секрет?
- В вашем вопросе – мой ответ. Я всего лишь играл, а не жил ими, не любил этих людей.
- Фильм «Остров» вызвал горячие обсуждения и в народе, и в прессе. Большинство сошлось в том, что ваш персонаж очень реален. В жизни общались с похожими людьми?
- Кто сказал, что кино должно быть реальностью? Кино – это иллюзия, искусство. А искусство всегда вымысел. Даже, когда написано, что фильм создан на основе реальных событий. Все равно это комментарий к некой фантазии. Так вот, мой Филарет – не реален. Он органичен. А роль — результат прожитой жизни. Если я это сделал, значит, я к этому подошел. Не было прототипа, не было специальной работы. Так сложилось.
- Сегодня, похоже, у вас начался новый период – положительных героев?
- Этот период начался с фильма Говорухина «Не хлебом единым», где я сыграл некоего Дроздова, директора завода и любящего мужа. Может, кто-то и сочтет мой персонаж отрицательным, но я по этому поводу имею свою позицию. Если человек совершает какую-то гнусность, но при этом может объяснить, какие у него были на это причины, то, извините, какой же это отрицательный поступок?
- Когда вы пересматриваете свои фильмы, не возникает ли мысли, что сегодня что-то сыграли бы по-другому?
- Нет, никогда. Когда смотрю свои прошлые картины, я обращаю внимание не на то, какой я был молодой, а совсем на другое – на свою неопытность, незрелость. И начинаю понимать, что все мои творческие накопления (опыт, какие-то актерские хитрости, даже штампы), которые происходят из года в год, из картины в картину, - это приобретения времени, а не моего дара.
- А если сегодня вам предложат сыграть какого-нибудь головореза, согласитесь?
- Однажды великую актрису Нону Мордюкову спросили: «Чего ты все колхозниц играешь?» Она прекрасно, на мой взгляд, ответила: «Ну кто-то должен их играть! Если у меня это получается, почему я не должна это делать?» Поэтому, если у меня получается виртуозно сыграть всех этих жутких персонажей, этих чудовищ, и я даже получаю за это премии, то почему я должен отказываться? Меня ведь любят не за то, что я играю подлецов и негодяев. А за то, что я делаю это хорошо. Мне так кажется. Другое дело, если мне сегодня предложат сыграть какого-нибудь головореза, я, помня, что уже играл что-то похожее, посмотрю, а что там есть новенького, свеженького. А от тех, кого я уже когда-то нарисовал, я отказываюсь. Повторяться не хочется.
- А почему вас не видно в сериалах?
- Сыграть «как попало» не умею, а для качественного исполнения в сериалах не хватает времени.
- Но там этого и не требуется!
- Потому меня там и нет. А, может, это уже и от сытости. Не знаю. Но пока у меня все получается в большом кино. Мне достаточно. Я не берусь за 5-6 фильмов, как это порой делают другие актеры. Я беру два, но за них я отвечаю! Не знаю, может, когда-нибудь будет плохо, не постесняюсь, приду и без гордыни поклонюсь режиссеру: «Отец родной, дай в сериале поработать, чтоб на хлеб заработать, за квартиру заплатить!» Пока этих проблем нет. Но все ведь может случиться. Моя жизнь не дешевеет – она стареет и дорожает…
-Виктор означает победитель. Чувствуете это в себе?
- Всегда считал себя упрямым. На деле же оказался победителем. Сегодня, впервые об этом говорю, я обрел главное качество – бесстрашие. Все у меня сложилось, получилось, образовалось, реализовалось. Я успел. Сегодня я плыву по течению, но река моя бурная. Много сил отнимает, но я плыву – не барахтаюсь. Торжественно, гордо…
Интервью взяла Марина Характерова
|