ТАЛАНТЫ ВСЕ РАВНО ПРОБЬЮТСЯ
С 16 по 27 сентября в Москве проходит Фестиваль юмора и эстрады, главная цель которого – открытие новых имен перспективных исполнителей и авторов эстрадных произведений. О том, как осуществляется конкурсный отбор и что ожидает победителей, рассказали на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС организаторы фестиваля: президент фестиваля Михаил Ашумов, председатель жюри, писатель Аркадий Арканов, члены жюри - заслуженный артист России Николай Бандурин, писатель Анатолий Трушкин, заслуженный артист России Юрий Григорьев, финалисты фестиваля группа Next ББ и другие.
Михаил Ашумов: Наш фестиваль существует шестой год, и второй год его финал проводится в Москве. Год выдался непростой, поэтому сократилось число городов, в которые мы ездили. В то же время, увеличилось количество городов, представители которых приедут в столицу. Генеральный спонсор фестиваля, благодаря которому удалось сохранить это мероприятие – ОАО «Российские железные дороги». В этом году нам также помогает московское правительство и Комитет по культуре Государственной Думы.
В этом году мы впервые определяем наших победителей в творческие команды. Так, Николай Бандурин взял на себя обязательство взять лучшую разговорную пару в свое шоу «Парад веселых дуэтов». Рафаэль Циталашвили возьмет в свою команду лучших иллюзионистов и поедет с ними на гастроли в Израиль. Таким образом, наших победителей ожидают и творческие поездки, и заработки, что немаловажно.
Аркадий Арканов: Хотелось бы, чтобы внимания к подобным фестивалям было больше. В отличие от Юрмалы или «Новой волны», это фестиваль полностью на конкурсной основе. Единственное требование к участникам – высокий профессиональный уровень, вне зависимости от возраста. Нет большего счастья, чем обнаружить в каком-нибудь отдаленном городе необычайно одаренного человека. К большому сожалению, сделать такое молодое дарование достоянием всего нашего общества – дело чрезвычайно сложное, а иногда и безнадежное. На ТВ нет достойного времени для освещения этих конкурсов, чтобы показать кого-то кроме «звезд». На ТВЦ нам выделен очень небольшой формат, где невозможно показать всех, кто этого достоин. Объяснение простое: «Их никто не знает, а нам нужны звезды». Я не знаю, как с этим бороться, но это очень грустно.
Мы всегда убеждаем конкурсантов не копировать тех, кого они постоянно видят по телевизору, чем, к сожалению, многие злоупотребляют. Нам не нужны новые Наташи Королевы или Аллы Борисовны, нам нужно нечто неповторимое. Доходят до того, что делают пародии на Максима Галкина, то есть пародию на пародию. Мы с этим боремся, отстаивая идею самостоятельности и непохожести.
Юрий Григорьев: Я очень рад, что в этом году к нам вернулся председатель вокального жюри Иосиф Давидович Кобзон. Хотя просмотр номеров отнимает очень много времени, мы не имеем права никого обидеть: когда мы устраивали конкурс в Новороссийске, возникли вопросы, почему мы не проводим его в Геленджике. Тогда мы сделали его в Геленджике, и там, и, узнав об этом конкурсе, к нам приехали участники со всего Краснодарского края. Этот конкурс заменил собой всесоюзные конкурсы эстрады, и мы гордимся, что именно нам удалось выявить новые таланты. Когда вы смотрите «Аншлаг» и видите там нового человека, вы не задумываетесь, как он там появился. А между тем, это Регина Дубовицкая звонит Михаилу Ашумову и спрашивает, есть ли у него новые лица. И тот предлагает ту или иную кандидатуру. Или вспомните, например, коллектив «Облом» у Евгения Петросяна.
Трушкин: Наш труд подобен труду на золотых приисках: нужно перемыть очень много, прежде чем найти золотую крупинку. Тем больше мы радуемся каждой такой крупинке. Не во всех жанрах ситуация одинаковая: много хороших вокалистов, хороших цирковых номеров. Беда у нас с разговорным жанром. Возможно, требуется больше рекламы «на местах» - часто на гала-концерт приходят люди, которые только узнали о фестивале. Кроме того, последние фестивали проходили летом, когда люди в разъездах.
Бандурин: Мы не только ищем таланты по стране, но и пытаемся сами растить их. Так, в прошлом году мы помогли дуэту «Желтый чемоданчик», который стал потом лауреатом нашего фестиваля. В этом году я также готовил пару – впервые мы решили поставить женский разговорный дуэт. Мы пытаемся «пристроить» ребят, помочь им попасть в какой-нибудь телевизионный или эстрадный проект. Таким образом, наша работа не заканчивается на вручении дипломов. Не менее важно и освещение фестиваля в прессе. Одна небольшая заметочка об участнике даст его знакомым стимул принять участие в конкурсе, покажет конкретные результаты фестиваля.
Участники группы NEXT ББ: Когда мы начинали, подобные всесоюзные, всероссийские конкурсы были основной кузницей кадров для эстрады. Эта традиция необходима и в наше время. Несмотря на засилье юмора на телевидении, не хватает разнообразия. Самородки, которых мы можем отыскать в глубинке, смогут внести нечто новое. Поэтому, уже, и не участвуя в конкурсе, мы рады оказывать молодым ребятам свою помощь и поддержку.
- Как участники узнают о фестивале, если информационная поддержка, по вашим словам, оказывается недостаточная?
Михаил Ашумов: Сейчас основным источником информации является Интернет. Кроме того, за два месяца до фестиваля мы начинаем размещать объявления в местной прессе и на телевидении. Особенно хорошо эта деятельность налажена в тех городах, где вещает радиостанция «Юмор FM», наш постоянный партнер. Сильно развито и «сарафанное радио», особенно в тех городах, где мы уже проводили конкурс.
- Большой ли отсев происходит на первом этапе конкурса?
Николай Бандурин: В каждом городе мы отсматриваем порядка ста номеров. В итоге около десяти номеров получают поощрение в виде лауреатства или дипломов.
Трушкин: При этом, заявок приходит гораздо больше – порядка двухсот.
Ашумов: Иногда бывают уникальные номера. Например, сейчас в Москву приедет «девушка с песком» - это необычайно красивый и эффектный номер. Есть два виртуозных аккордеониста из Тольятти, один из которых стал победителем в прошлом году. Можно вспомнить и «Железнодорожный патруль» из Самары – несмотря на отдельные недочеты, у них был очень смешной номер, с замечательными костюмами.
- Не думаете ли вы рекомендовать лауреатов в «Минуту славы»?
Аркадий Арканов: Это совершенно показушная, местами позорящая нацию передача. Не надо путать, мы не говорим, что мы лучше, но мы другие.
- Есть ли у вас цензура?
Михаил Ашумов: Даже я, человек демократический, цинично настроенный, снял в свое время фильм «Плач по цензуре». Цензура существует внутри всех сидящих здесь людей.
Арканов: Если говорить о нецензурных выражениях, то, если они составляют языковую окраску, увеличивающую смысловой эффект, если это остроумно и органично, я ничего не имею против. Но если они произносятся только ради того чтобы быть произнесенными – это гадость и пошлость, и это нами пресекается. Цензуры в политическом смысле у нас нет.
- Планируете ли вы приглашать конкурсантов из других стран?
Михаил Ашумов: Да, у нас есть зарубежные представители. Мы хотим поехать и в Прибалтику, чтобы сделать там фестиваль - возможно, в Таллине.
- Изменилась ли эстрада за время существования конкурса?
Анатолий Трушкин: Да, она, безусловно, отражает происходящие в обществе изменения. Думаю, что причины провала разговорного жанра нужно искать именно здесь, в недопущении сатиры на телевидении. Здесь спасает только вера в то, что трава все равно пробьется через асфальт, что таланты все равно пробьются.
Подготовила Дарья Желнорович
|