Максим КАЛАШНИКОВ:
ВОЗМОЖНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ОЛИМПИАДЫ - 2014
ПРОЕКТ «АНАКЛИЯ»
Сорокаместная прогулочная субмарина бесшумно скользит вдоль подводного каньона. Мы – на ее борту, любуемся сквозь прозрачные (но сверхпрочные) борта видами Нептунова царства. Колышется ковер буро-зеленых водорослей, пугливо бросается в стороны косяк серебристых рыб. По правому борту проплывают очертания затонувшего в незапамятные времена пароходика. Его корпус густо оброс морской травой и мидиями. А вот впереди показывается гладкая массивная конструкция. Она походит на корпус большого корабля. Перед нами – донная опора большого центра морского досуга «Анаклия-1». Супергостиницы, возвышающейся над водной гладью.
Конструкция опоры ярко освещена подводными прожекторами. В ней открываются ворота – и подлодка скользит внутрь. Шлюз закрывается, вода откачивается – и вот взволнованные прогулкой пассажиры поднимаются вверх. Их ждут отдых и развлечения, деловые встречи и приятные знакомства.
Итак, мы – на борту «Анаклии-1». Опираясь на массивное основание, поднимается над водой ее цилиндрическое тело, опоясанное террасой и увенчанное прозрачным куполом. Рядом с ним виднеется вертолетная площадка. Кажется, «Анаклия-1» сошла со страниц советских научно-фантастических и футурологических книг начала 1960-х годов. Тогда любили рисовать города-башни, стоящие в море.
Комплекс вздымается из волн морских в нескольких километрах от берега. К услугам его гостей – отличные номера-каюты, уютный холл, рестораны с подводными иллюминаторами, подводная галерея, кафе, дискотека, кинотеатр, конференц-зал, открытые солярии, бассейны, джакузи, казино. Здесь можно кататься на водных лыжах и заниматься подводным плаванием. Для любителей подводных экскурсий имеются прогулочные подводные аппараты: и сорокаместная лодка с прозрачными бортами, и похожий на летающую тарелку десятиместный «Арго-2», и двухместные подводные аппараты «Марина» с кабинами – прозрачными куполами. Они очень напоминают игрушки-планетоходы, что продавались в «Детском мире» в начале 1970-х. В распоряжении любителей экстремального туризма имеются специальные двухместные подводные аппараты с мускульным приводом. Этакий вариант велосипеда для аквалангистов. Поселившись в «Анаклии-1», можно развлечь себя рыбалкой, походить на яхте или катере, поскользить по глади моря на виндсерфинге. Здесь есть дельта- и парапланы для любителей полетов. Есть легкий вертолет. Но «изюминка» комплекса – прогулочные пятиместные экранопланы «Акваглайд-5». Необычные аппараты, они скользят по воздушному «экрану» низко над поверхностью воды со скоростью в 170 км/час. Экранопланы связывают комплекс с берегом и стоящими по соседству морскими отелями, работая как такси.
Представьте, что комплекс установлен у сочинского побережья. Те, кто приехал посмотреть на Олимпиаду, отправляются посмотреть на соревнования. Они перелетают на берег на борту экранопланов.
«Анаклия-1» экологически чиста. Все отходы на ее борту обрабатываются биологически активными составами, а затем специальным судном отвозятся на береговые очистные сооружения. Туда же отвозятся и твердые бытовые отходы. Энергией комплекс может питаться по переброшенному с суши кабелю, а может – от своего бортового генератора. И тогда комплекс можно ставить хоть у самого дикого (и живописного) побережья. Прорабатывается вариант оснащения морской гостиницы солнечными батареями.
Впрочем, есть и другой вариант морского отеля – «Анаклия-2», являющий собой огромный катамаран с переходом между корпусами. Его можно отбуксировать в нужное место – и установить на подводную опорную часть. Оснащен гостиничный комплекс так же, как и «Анаклия-1».
Стоит комплекс «Анаклия-1» сравнительно недорого: примерно как три пассажирских самолета – 96,5 миллионов «условных единиц». По расчетам создателей, окупается он за пятилетку, в последующие двадцать лет службы принося прибыль до 30 миллионов «у.е.» ежегодно.
БИЗНЕС НА «ФАНТАСТИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ»
Проект «Анаклия» создавали настоящие энтузиасты. В начале 90-х годов глава «Арктической торгово-транспортной компании» («АТТК») Рубен Нагапетян создал творчески-деловой союз со знаменитым КБ «Малахит», создателем советских атомных подводных лодок. Родилась фирма «Новые подводные технологии». Первоначально – для создания арктических подводных грузовозов.
Параллельно Р.Нагапетяну удалось спасти едва не погибшее после 1991 года КБ Ростислава Алексеева – исследовательский центр советского экранопланостроения в Чкаловске под Нижним Новгородом. Бизнесмен, вложив в предприятие миллионы долларов, спас и коллектив, и опытное производство. В итоге удалось начать серийный выпуск малого экраноплана «Акваглайд-5». Сейчас «АТТК» готовится к выпуску первого большого пассажирского экраноплана «Акваглайд-30».
Нагапетян – фанатик русского научно-технического прорыва. За годы «экранопланной эпопеи» он умудрился найти средства и на постройку коммерческих подводных аппаратов, спроектированных «Малахитом». То есть, мало-помалу создавались компоненты для возникновения «Анаклий»: туристическо-гостиничных комплексов, не имеющих мировых аналогов. Именно «Анаклии» Рубен Нагапетян хочет предложить олимпийской государственной корпорации как эффектный ход в подготовке Сочи к играм 2014 года.
ОЛИМПИАДА КАК ПРОРЫВ К СВЕРХНОВОЙ РОССИИ
Замысел предпринимателя прост: подготовить Сочи к зимним играм 2014 года – задача не из легких. Не хватает земли: Большой Сочи вытянулся узкой полосой на 145 километров вдоль черноморского побережья Краснодарского края. В агломерацию входят, помимо Сочи, курортные поселки Магри, Макопсе, Аше, Лазаревское, Головинка, Лоо, Дагомыс, Мамайка, Хоста, Кудепста и Адлер. За узкой застроенной полосой побережья тянется Сочинский национальный парк, вздымаются вершины Большого Кавказского хребта. Расширяться некуда. Уже сегодня в обществе зреет недовольство планами государства отчуждать земельные участки для олимпийского строительства. Возможности Адлерского аэропорта, сочинского железнодорожного вокзала и морского пассажирского порта ограничены. Дополнительных автотрасс к Сочи не протянешь. Бороться с нехваткой места, насыпая искусственные острова? Дорого. Такие работы оцениваются в несколько миллиардов «условных единиц». Да и экологию моря можно запросто погубить.
"Здесь и надо начать строительство морских гостиниц, – считает Рубен Нагапетян. – "Сохраняя экологию, мы попутно решаем важнейшие задачи. Во-первых, создаем великолепную туристическую инфраструктуру, не имеющую аналогов в мире. Она может работать еще четверть века после окончания Олимпиады. Цепь морских центров можно растянуть от Анапы до Сочи. Проблема с земельными участками снимается. Быстрое сообщение обеспечат экранопланы. Во-вторых, активизируем пассажирское судоходство.
Таким образом, затраты на создание олимпийской инфраструктуры позволят стране совершить технологический прорыв. «Анаклии» и подводные аппараты мы можем строить в Санкт-Петербурге и Выборге, достраивая комплексы в финском Турку. Экранопланы – производить также в России.
Можно переместить центры морского досуга в другие места. Например, к крымскому побережью. Сделай это – и освоишь Крым экономически. Можно ставить наши гостиницы в Красном или Средиземном морях, и тогда отечественный бизнес в союзе с местными предпринимателями получит мощные позиции в туристической сфере. Ведь мы предложим потребителям такие услуги, которых не может предложить никто другой. Кстати, у нас идет проработка с индийскими партнерами для создания центров морского досуга у побережья Гоа. В принципе, и в Карибском бассейне можно поработать. И на нашем Дальнем Востоке – у южных берегов Сахалина, например. Там вообще – рай для дайверов, непаханая туристическая «целина». Во всех случаях мы получаем возможность сохранять экологический баланс, не разрушая природу побережий…
В общем, читатель, тут есть над чем подумать. Олимпийские игры – штука для национального престижа крайне важная. И сделать нам надо все, чтобы и престиж укрепился и затраты на игры послужили делу научно-технического и экономического рывка Российской Федерации.
ВРЕМЯ НЕТРИВИАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ
Время банальных, нетворческих решений ушло. России потребны дерзкие и амбициозные предприятия. И создание того, чего нет ни у кого на свете…
«Еще одно важное следствие теории исторических ценозов, выдвинутой Бадалян и Криворотовым. Каждая цивилизация должна максимально использовать свой ландшафт, свои технологии природопользования, опираться на свою культуру. Слепо копирующий стратегии и технологии зарубежного лидера обречен.
И сразу вспоминаются две недавние, несвязанные на первый взгляд статьи. Одна – про намывной остров «Федерация», площадью в 320 га и стоимостью в 240 миллиардов рублей (около 10 миллиардов долларов), который предлагают сделать к олимпиаде в Сочи. Его контур повторяет очертания России, а прорытые поперек каналы названы именами великих русских рек от Волги до Колымы. В «Сибири» и на «Колыме» - домики с террасами, во «Владивостоке» - торговые центры и причалы для яхт. Иными словами, римейк того, что есть в Арабских Эмиратах.
Россию толкают в аутсайдерскую экономическую нишу «курортов у моря», где ее не ждут. Где уже есть Турция, Египет, Франция, Испания, те же Эмираты… Мы будем с ними тягаться?
А вторая статья – в «Докладах Академии наук» - про моделирование и прогноз ледового покрова в районе Северного морского пути. (Напомню, что он вдвое короче пути вокруг Азии, если плыть в Японию.) И становится ясно, что в связи происходящим на наших глазах потеплением в этом районе открываются огромные экономические перспективы и возможности. Но требуется обустройство Севморпути, создание современной инфраструктуры. Нужны средства.
А ведь это наш, уникальный ресурс, которого ни у кого нет. Надо выбирать. Выбирать свое будущее…»
Проект «Анаклия» - один из слагаемых «другого будущего» для русских.
|