на автомобиле - без бензина
Представьте себе такую картину: на трассе Москва-Санкт-Петербург через каждые 150 км расположены "розетки", к которым лишь на несколько минут подключаются электромобили и мчатся далее, не загрязняя атмосферу вредными выхлопами. Фантастика? Но в истории человечества подобное случалось не раз. На этот раз нашу жизнь может изменить изобретение ученых из Массачусетского технологического института (МТИ) - быстрозаряжаемый аккумулятор.
Джербранд Сидер и Канг Бьёнву сумели так изменить обычные литий-железофосфатные аккумуляторы, что скорость перемещения катионов лития в них стала почти в 100 раз выше. Иначе говоря, если такой аккумулятор подсоединить к сети, то электроны почти моментально становятся на отведенные им места в кристаллической решетке - раз, и батарея уже заряжена. Соответственно, резко уменьшилась продолжительность полной зарядки такого аккумулятора, которая теперь составляет 20-30 секунд, в худшем случае 4-5 минут, т.е. меньше, чем даже заправка бензином на АЗС.
Почему новый аккумулятор так важен - ведь электромобили выпускаются уже давно? Все дело в удобстве использования. Электромобили, действительно, давно разработаны и выпускаются небольшими партиями, но использование их ограничено малым пробегом на одной зарядке аккумулятора и длительностью этой зарядки, достигающей... 5 часов. Также, сейчас уже в массовом масштабе выпускаются гибридные автомобили, в которых установлены попеременно работающие бензиновый и электродвигатель. Но, несмотря на небольшое потребление топлива, они гораздо дороже, чем обычные легковушки с двигателем внутреннего сгорания. А самое главное - требуют многочасовой зарядки и потому непригодны для сколько-нибудь дальних поездок на электротяге. Для поощрения покупки таких автомобилей "продвинутым" правительствам приходится искусственно стимулировать спрос на них - в Англии, например, разрешен бесплатный въезд в центр Лондона, хотя владельцы обычных бензиновых авто платят 25 фунтов в день!
Так что изобретение ученых из знаменитого МТИ имеет все шансы стать началом новой промышленной революции. И на этот раз все начнется в электротехнике, особенно использующейся в электромобилях.
|