ПОЧЕМУ КИТАЙ ЭФФЕКТИВНЕЕ РОССИИ?
Кризис – это время осмысления и преодоления ошибок. Очевидно, что путь сырьевой экономики и построения «безыдейного» рынка в РФ оказался не столь эффективен, как ожидалось. Многие крупнейшие экономисты сейчас все больше переосмысливают фиаско «рынка без тормозов», во многом обусловившего нынешний мировой кризис. На этом фоне особенно интересным является анализ опыта реформ Китая, являющимся безусловным лидером мирового развития.
«АЗИАТСКИЕ ТИГРЫ»
Нынешний этап реформ начался с конца 1978 г., когда Дэн Сяопин провозгласил «новый курс» строительства рыночной экономической системы с китайской спецификой (как говорят сами китайцы – «социалистической»), провозгласив политику “реформ и открытости”.
Преобразования начались с четкой постановки целей, разработки идеологии, подчиненной национальным интересам, решению конкретных задач развития страны и повышения благосостояния народа. Эти задачи решались на базе сильной, просвещенной и деятельной государственной власти. Китайские партийные лидеры и экономисты активно изучали и творчески переосмысливали экономический опыт, а также историю взлетов и падений экономик многих стран. В этот же период был отмечен рост интереса к Китаю как со стороны запада, так и зарубежной китайской диаспоры.
Основная стратегия Китая заключается в творческом использовании опыта Японии и «азиатских тигров» - Тайваня, Сингапура и Гонконга, Южной Кореи, а также опыта НЭП в СССР. В стране была реализована экстенсивная модель экономики, основанная на дешевом труде и активном использовании иностранных инвестиций.
Важнейшее конкурентное преимущество Китая – дешевизна достаточно квалифицированной «рядовой» рабочей силы, стоимость которой в течение длительного периода времени составляла около 100 долл. в месяц и ниже, что связано с высокой численностью населения. Неразвитость экономики создала предпосылки для непрерывного длительного роста.
Китайская экономика последовательно идет вперед. Сначала были проведены реформы на селе, произошло расширение сельскохозяйственного производства, продукция которого стала активно экспортироваться. Следующим шагом было освоение рынков трудоемкого ширпотреба – изделий из кожи, производство одежды и обуви. В городах и сельской местности в большом количестве стали появляться несложные трудоемкие производства.
Однако в дальнейшем развитие производства вылилось в настоящую промышленную революцию. Китай переходил к производству велосипедов, часов, электроники, мебели, к изготовлению автомобильных комплектующих. Следующим этапом стало освоение высоких технологий. Страна, которая еще недавно была одной из отсталых, теперь занимает лидирующие позиции по производству высокотехнологичной продукции (2-е место в мире) - мобильных телефонов, персональных компьютеров, телевизоров.
Известно, что по подобному пути развития шла Япония. Однако она достаточно быстро утратила свое главное преимущество – дешевую рабочую силу. Напротив, у Китая существует, по-прежнему, огромный запас дешевой рабочей силы за счет урбанизации.
САЙТ ВЛОЖЕНИЙ КАПИТАЛА
Огромный вклад в развитие рыночного сектора в Китае принадлежит малому и среднему бизнесу, который является его настоящим «национальным достоянием».
Доля малого бизнеса в ВВП России – около 15 %, что говорит о низкой степени развития предпринимательства.
Значительную роль в успехе реформ Китая имеет региональная политика. Ее отличительная черта – самостоятельность регионов. В Китае успешно используется стратегия сфокусированного развития, когда первыми обогащаются отдельные регионы. Большое значение имело создание особых экономических зон, созданных после 1984 г. в ряде городов - Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу. Затем этот статус получили еще 14 приморских городов. Эти зоны получили значительные инвестиционные и налоговые льготы, способствовавшие привлечению иностранных инвестиций и технологий. Как говорят сами китайцы – "открытость есть развитие". С 2000 г. проводится курс на выравнивание уровня развития регионов. Существуют сайт, где каждый регион Китая описывает возможные направления вложений капитала и инвестиционные льготы.
Проводимая политика разделения налоговых поступлений между регионами и центром (так называемая система «разделения котлов») способствует активной и заинтересованной позиции регионов в максимизации поступлений по своим местным бюджетам. При этом активно используется плановая система – закрепление «финансовых заданий». У нас такая система пока не создана – как результат, многие региональные власти РФ не проводят активную политику привлечения инвестиций и, вообще, реально мало что делают для развития своей страны. Наши попытки создать аналогичные экономические зоны не были успешными – они создавались не более, как внутренние оффшоры.
АГРАРНЫЕ ПРОЛЕТАРИИ
В Китае реформы начались с сельского хозяйства. Были отменены коммуны, вместо которых был введен семейный подряд. Правительство разрешило осуществлять свободную продажу излишков произведенной сельскохозяйственной продукции после сдачи государству плана госзаготовок. Земельные участки были закреплены в долгосрочной аренде. На селе стали появляться кооперативные поселковые предприятия.
Указанные меры создали условия для повышения платежеспособного спроса и уровня жизни населения, привели к стремительному росту сельского хозяйства, его модернизации, подготовили серьезную платформу для развития всей экономики в целом, явились «школой» развития предпринимательства.
Повышение благосостояния на селе способствовало развитию мелкого деревенского ростовщичества, игравшего роль канала финансирования как для развития местного бизнеса, так и для переселения и открытия бизнеса в городах. Земля в Китае находится в государственной или коллективной собственности, в городах - в государственной. В Китае существует возможность отторжения земли в пользу государства, что может вызывать конфликты с властями. В настоящее время проводится дальнейшая реформа землепользования, в результате которой земледельцы смогут сдавать свои участки в аренду, обменивать их и закладывать.
В 2006 в Китае были отменены сельскохозяйственные налоги. Государство стало оказывать поддержку аграрному сектору. Страна, располагая около 7% мировых пахотных угодий, производит около 20% зерновых, занимает лидирующие позиции в мире по производству хлопка, мяса, молока, яиц, масличных культур. Доля продукции сельского хозяйства в ВВП постепенно снижается и за 2008 год составила 11,3%.
Все сказанное еще раз подтверждает тезис о том, что развитие нормального рынка всегда начинается с реформ на селе.
А КАК В РОССИИ?
Превращение наших крестьян в «аграрных пролетариев» во времена советской власти крайне дорого обошлось России, которая до революции была одним из мировых лидеров производства сельскохозяйственной продукции. Несмотря на позитивное введение института частной собственности на землю, сельскохозяйственная политика государства не является эффективной.
Нет существенных мер по поддержке сельского хозяйства, развития фермерства, в результате рост производства сельскохозяйственной продукции в РФ не превышает нескольких процентов в год. Земля – основное национальное богатство России, но используется оно недостаточно – при огромном фонде многие жители села живут в домах далеко не лучшего качества и не располагают участками такого размера, который позволил бы им вести эффективное хозяйство. Развитие сельского хозяйства, активное освоение территории РФ может явиться важнейшим фактором активного роста экономики, повышения внутреннего спроса, роста рождаемости, стимуляции регионального развития и преодоления низкого уровня жизни.
Напротив, длительный период административной экономики в СССР отрицательным образом сказался на предприимчивости нашего населения. Не такие уж низкие условия жизни, созданные в СССР в 80-е годы, вызвали сложность при адаптации населения в процессе перехода к жестким рыночным условиям в 90-х годах. Значительная часть населения пока не стремится к предпринимательству, разумному риску, конкуренции. В то время как наше население, к великому сожалению, уменьшается, при том, что у нас используется дешевый труд иммигрантов, китайские граждане, хватаясь за любую работу, идут вперед.
РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС - ТОЛЬКО ДЛЯ БОГАТЫХ
Засилье нефтяных денег в России (так называемая, «голландская болезнь»), монополизация многих рынков приводят к высокому уровню цен, неадекватному низким доходам основной части населения, порождает дороговизну экономики, факторов производства, существенно ограничивающую возможность развития. Ориентация нашего бизнеса прежде всего на людей с высоким уровнем доходов еще больше снижает уровень жизни малообеспеченных граждан, затрудняя процесс нормального воспроизводства и развития человеческого капитала. Особенно хорошо это видно на примере жилищного строительства.
Власти Китая делают очень многое для дальнейшего развития конкурентного инвестиционного климата. Они создают современную рыночную инфраструктуру, активно работают над строительством автодорог, железнодорожных путей, развитием энергетики. В стране идет настоящий строительный бум, бурно развиваются города. Работает программа кредитования частного жилищного строительства, призванная решить жилищную проблему путем использования сбережений населения.
Что касается российских планов по развитию инфраструктуры, дорог, атомной энергетики и пр., хотя последние периодически обсуждаются и принимаются, но пока они еще далеки от реализации. Ряд параметров российской экономики – высокие налоги (в т.ч. НДС), неразвитость финансовой системы, отсутствие необходимой инфраструктуры, коррупция, излишняя бюрократичность, делают наш инвестиционный климат еще далеким от совершенства. В результате, у нас недостаточно как внутренних, так и долгосрочных иностранных инвестиций. Однако, если государство проявит политическую волю и разрубит этот «гордиев узел», наша страна смогла бы предложить хорошие условия для развития бизнеса.
РАЗРУХА НАЧИНАЕТСЯ В ГОЛОВАХ
В Китае существует мощнейшая государственная бюрократия, которая, как и у нас, имеет огромную власть. Но если в России коррупция пустила крепкие корни, то в Китае с ней активно борются, причем достаточно жестко. Госаппарат Китая является проводником курса власти на развитие экономической мощи, власть жестко спрашивает с чиновников. Сильное китайское государство оказалось способным использовать позитивный опыт активной роли государства, имевшейся в плановой экономике, направив ее на активную модернизацию и развитию предпринимательства.
В России низкая эффективность и слабость государства является одной из важнейших проблем развития. Безответственность элит приводит к падению их конкурентоспособности, эффективности и духовности. В начале 20-х годов 20-го века на базе успехов НЭПа у России был шанс при определенной гибкости построить эффективную смешанную экономику, возможно, избежав социальных катаклизмов 30-х годов. Такой шанс был и во время Горбачевской «оттепели», но он был утерян за счет ряда ошибок. На текущий момент краткосрочные интересы элит - сырьевого капитала, бюрократии, монополистов, опасающихся развития конкуренции, выступают тормозом к активной комплексной модернизации страны. Длительная стратегическая пассивность государства была нарушена появлением "Стратегии 2020", созданной в предвыборный период осени 2007 г.- весны 2008 г. Однако, уже в середине 2008 г. стало ясно, что она подвергается отторжению со стороны консервативных сил общества.
Нам есть чему поучиться у Китая – он полностью обогнал нас в понимании того, что для развития - все средства хороши.
Александр Смирнов
|