Надежда ЛЕБЕДЕВА, специалист по этнопсихологии, доктор психологических наук, профессор ГУ-ВШЭ:
У НАС ТРУДНО С ПОЗИТИВОМ. А С НЕГАТИВОМ ЛЕГКО
Русская культура – одна из наиболее репрессивных, подавляющих позитивные эмоции. Смотрите, как воспитывают у нас детей. Только и слышишь: «Не смей, не делай». Проявлять эмоции и радость у нас не поощряется с детства. Наша мама говорит: мальчику плакать нельзя. А почему? Как ему выражать эмоции? Вот наши мальчики и не плачут, а потому запивают – сразу, как только можно становится.
Это идет от коллективистской культуры. Личность в таких культурах никогда не была ценностью. У нас главное, чтобы было хорошо коллективу: «Раньше думай о Родине, а потом – о себе». У нас трудно с позитивом. А с негативом – легко. Возьмите нашу фирменную фразу: «Я сказал ему все, что о нем думаю». В России эту фразу понимают однозначно: наговорил гадостей. А другие народы вполне могут допустить, что человеку рассказали, какой он хороший.
Это лечится. Желательно – с детства. Растущему ребенку достаточно в день 10 минут направленной любви родителей, чтобы он вырос добрым и любящим человеком.
У русских огромные запасы любви. Но что делать с этой любовью, мы не знаем. Мы любим с надрывом, не умеем выражать эмоции в позитивном ключе. Поэтому часто выражаем в негативе.
Интерес к другим проявляется тогда, когда человек узнает и полюбит свою этническую группу – свой народ. Зная ценности своего народа, ребенок не оскорбит представителя другой нации. Когда русским подросткам задавали вопрос: «Что вас более задевает – когда оскорбляют вас или ваш народ?» - они отвечали, что более обидно за народ. В этнической идентификации заложена огромная энергетика, которая может иметь как позитивный, так и негативный заряд.
|