ОН НЕ ЖЕРТВОВАЛ ЛИЧНОСТЬЮ!
Последние десять лет непрерывного реформирования российского образования показали, что, несмотря на реформы, за кадром остается главное - способность школы выпустить в свет человека предприимчивого и ответственного. Роль школы, особенно в последние годы, сведена исключительно к «натаскиванию» на поступление в вуз.
Подлинная реформа школьного дела заключается в том, чтобы выпускник был способен достигать успеха в реальных жизненных условиях, в частности, прокормить себя и заняться Делом.
Россия широко разворачивает ежегодный конкурс имени А. С. Макаренко по всей стране. Людей интересует живое творческое дело, потому что оно отвечает здравому смыслу. За шесть лет существования в конкурсе приняли участие 65 регионов.
Вот что говорит Эмилиано Меттини, вице-президент Международной Макаренковской Ассоциации:
"Я четыре года работаю в посольстве Италии главным менеджером по вопросам распространения итальянского языка в Москве. Наследием Макаренко занимаюсь уже шесть лет, и опыт мой в этом деле – небольшой, потому что я считаю себя не практиком, а теоретиком. Изучаю, исследую систему, в которой люди могут перевоспитывать себя через группу, коллектив. Они накапливают опыт, потому что общаются между собой и могут уличать себя, так как каждый отражается в другом. Это интересное направление.
Ведущий педагог и воспитатель создавал коллектив как средство перевоспитания не по схеме «сверху-вниз» или «снизу-вверх». В макаренковском коллективе воспитатель не насильно воспитывал или перевоспитывал людей, а создавал «ситуации», по которым, взаимодействуя, все личности могли воспитать и перевоспитать друг друга, обогащая друг друга. Макаренко воспитывал личность через коллектив, а не жертвовал личностью самому коллективу.
Сегодняшнее общество не принимает опыт Макаренко, потому что мы живем отдельно друг от друга. У каждого человека свои проблемы, свои переживания. Наследие Макаренко можно использовать в глубинке России, Африке, Латинской Америке, где еще есть общение между людьми. А в Европе, где многие разобщены, это наследие сложно применить. Там в основном думают только о материальном.
Пока есть люди, которые видят проблемы других, можно еще изменить такое общество в лучшую сторону. Начать надо потихонечку с каких-нибудь экспериментальных школ. Перед нами стоят глобальные проблемы, которые надо решать сообща, вместе, потому что это касается всех. Ведь как многие рассуждают – мне хватает, остальное уже неважно. Все основывается на деньгах. Это равнодушие. Сейчас принято считать, что педагог виноват в воспитании, потому что семья как бы отстранилась от этого. Надо воспитывать гражданина, патриота своей страны. Любовь к Родине начинается с семьи. Растут дети с узким кругозором, потребители, которые не уважают другого человека. Такое общество больное.
Наша главная задача состоит в том, чтобы оказывать помощь населению в том или ином вопросе. Этим и занимается конкурс Макаренко".
|