Игорь Арнольдович СкворцовБЕСПЕРСПЕКТИВНЫХ ДЕТЕЙ НЕ БЫВАЕТ


За последние семь лет в России стали появляться службы ранней помощи семьям и детям с нарушением в развитии. Это связано, прежде всего, с увеличением количества социально неблагополучных семей, детей-сирот, возможностью современной медицины спасать жизни новорожденных, которые раньше не выживали и, конечно, ухудшением экологии. В структуре детской инвалидности нервно-психические заболевания занимают первое место. В одной только Московской области насчитывается более пяти тысяч детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП), энцефалопатия. Статистика по детской заболеваемости аутизмом, врожденной слепотой, тугоухостью, умственной отсталостью, задержкам формирования речи также неутешительна. О проблемах и перспективах реабилитации таких детей, новых научных медицинских разработках наш корр. побеседовал с доктором медицинских наук, профессором, генеральным директором Научно-терапевтического центра профилактики и лечения психоневрологической инвалидности Игорем Арнольдовичем Скворцовы

м. Он является автором около 300 научных трудов по проблемам детской и общей неврологии, до 1993 года был главным детским невропатологом Минздрава РФ.


- Игорь Арнольдович, на каком уровне современная медицина способна сегодня оказывать помощь детям с нарушениями развития мозга?


- Я уверен, что на сегодняшний день улучшить состояние больного можно в 95% случаев. А родители обязаны знать, что любые неврологические нарушения лучше поддаются лечению при их ранней диагностике. Пусть консультация у невропатолога и, вероятно, небольшой курс лечения будут лишь эпизодом в жизни ребенка, и он вырастет здоровым, умным, красивым. Тревогу при наблюдении за ребенком первого года жизни должны вызвать такие моменты: в два месяца он не держит голову; два-три – не следит за игрушками, не реагирует на звук; в пять шесть – не сидит, не переворачивается, не узнает близких; в восемь – не начинает ходить, не произносит первые слова. Даже частичное отставание в развитии, задержка в формировании необходимых навыков – повод проконсультироваться с врачом.


- Какие методики используются при лечении психоневрологической недостаточности у детей?


- Известно, что новые нервные клетки (нейроны) после рождения практически не образуются. Дефицит таких клеток, неразвитых или разрушенных во внутриутробном, родовом или послеродовом периодах, и лежит, как правило, в основе функциональной недостаточности у детей с нарушениями в развитии. Любое лечение состоит из двух этапов. На первом этапе нужно возбудить нейроны. Как известно, в детском возрасте еще не до конца дифференцированы нервные центры, клетки коры мозга пока сохраняют потенциальную способность переключения на выполнения функций соседних корковых зон. Мы даем нейронам импульс. Методы лечения могут быть разными. У нас, например, используется собственная разработанная оригинальная методика, которая позволяет точно адресовать вводимые лекарственные препараты в нужные отделы головного и спинного мозга, применяется специальный фармакомассаж. 


На втором этапе лечения важно задать образ правильного действия, обучить. Феномен компенсации с восстановлением (или развитием впервые) ранее отсутствовавших, задержанных в развитии или нарушенных функций и объясняется активацией соседних нейронов. В этом суть реабилитационной работы. Например, восстановление шагового автоматизма у детей с ДЦП и другими нарушениями двигательного развития обеспечивается имитацией ползания и ходьбы. Этим навыкам ребенка обучает бригада, состоящие из врача, массажиста и матери. Для лечения могут быть использованы шаговые и имитационные электростимуляторы, пневмоимпульсные костюмы, аппараты, компенсирующие координацию движений, приборы для разработки моторики кисти, приспособления для стимуляции слуха, зрения. Применяется также коррекция высших психических функций, связанных с восприятием, речью, счетом, письмом, чтением, рисованием, игрой, общением со сверстниками и др. Кстати, аппарат для стимуляции зрительного восприятия - наша разработка. Мы его используем также для лечения детей с врожденной слепотой. 


- Можно ли у ребенка, рожденного слепым, восстановить зрение?


- Можно. В нашей практике есть такие случаи. Однажды к нам поступила трехмесячная девочка Маша, которая родилась полностью слепой. В лечении во многих известных клиниках ей было отказано из-за неперспективности ребенка. У зрячих людей отклик на свет регистрируется в затылочной доле мозга. У Маши такого «ответа» не было, поэтому врачи констатировали: «Отклика нет – видеть не будет». А мы все-таки приняли решение о проведении лечения девочки. Помимо слепоты наши специалисты выявили у девочки аномалию в развитии глаз и начали с ней работать. Для этого мы воздействовали на глаз светом фонарика. И вот во время лечения мы открыли интереснейший феномен: нами был зарегистрирован зрительный ответ с заднего отдела теменной доли! То есть заработали нейроны в другом отделе и сформировали зрительные вызванные потенциалы. А это означало, что зрение подлежит восстановлению. Впервые в России в нашем центре это открытие было описано. Дальнейшие исследования показали, что формирование резервных зрительных центров может происходить и в других отделах мозга. Меня поразило упорство, с которым, вопреки всем препятствиям, выполняется генетическая программа человека в процессе адаптации его к жизни. К трем годам Маша начала видеть мелкие предметы, даже маковые зернышки. Зрение было восстановлено, хотя в глазу мы ничего не делали. Мозг сам пробил путь в другую долю и сформировал новый центр. Сегодня девочка учится в массовой школе, все видит, правда ее видение немного отличается от «обычного». К нам обращалось немало детей с подобными проблемами, в том числе с врожденной тугоухостью. После проведения курсов лечения, а это обычно два-три десятидневных периода с трехмесячными интервалами, у детей наблюдались заметные улучшения. Именно успехи в восстановлении зрения и слуха являются особым предметом гордости наших врачей. 


- А какие болезни труднее всего поддаются лечению?


- К нам нередко попадают дети с грубейшими дефектами мозга. Чем больше его отделов и клеток поражено, тем меньше надежды на восстановление. Мы ведь ничего «не вкладываем» в мозг, а только стимулируем сохраненные нейроны. Но состояние даже таких детей можно улучшить. Более того, я уверен, что важно не только обеспечить улучшение состояния больных, но и раскрыть тонкие механизмы этого улучшения, изучить процессы функциональной и структурной перестройки мозга при этом. Поэтому параллельно мы ведем большую научную работу. Используя результаты исследований, мы восстанавливаем координацию движений не только у детей с мозжечковой формой ДЦП, но и у пациентов с врожденным недоразвитием мозжечка. Такие больные раньше считались практически неизлечимыми. Успешно поддаются лечению со значительным улучшением дети с ранним детским аутизмом, другими аутическими синдромами. За 19 лет работы мы пролечили более 17 тысяч детей, среди них были очень тяжелые, которым отказывали в лечении во многих клиниках, ссылаясь на бесперспективность ребенка. Более эффективные результаты достигаются у детей, которые начинают лечение в первом или втором полугодии жизни. Как правило, при этом можно добиться полного выздоровления ребенка с последующим развитием без отставания от сверстников.


- С какими проблемами вы сталкиваетесь в период лечения? 


- Одна из серьезных проблем - родительско-детские отношения. Вообще, рождение и воспитание аномального ребенка вызывает «родительский стресс», то есть комплекс негативных реакций и переживаний. Наш социальный менталитет, к сожалению, далек от благожелательного отношения к больным и инвалидам. Тяжелый психологический груз приводит к потере у матери веры в будущее. На этой почве в ряде случаев у нее возникают психосоматические заболевания. В процессе работы с ребенком проводится психологическая и медицинская коррекция отношений матери и ребенка. Чтобы коррекционо-восстановительная работа с детьми была эффективной, родители должны помочь ребенку приспособиться к сложным условиям существования. Каждая мать проходит «Школу матерей». Она участвует в процессе работы с ребенком разных специалистов: психолога, массажиста, логопеда и т.п. Наша задача состоит еще и в поднятии уровня принятия родителем своего ребенка, степени взаимного доверия. Только тогда результаты лечения улучшаются. Задача это сложная даже при условии, что у ребенка имеются оба родителя, а если ребенок-инвалид, сирота – разговор отдельный.


- А таким детям Вы оказываете помощь?


- Совсем недавно сбылась наша мечта. Теперь, благодаря поддержке благотворительного фонда, мы получили возможность лечить детей из детских домов- интернатов Подмосковья. Выездная бригада наших врачей обследовала детей с физическими недостатками из Дмитровского детского дома-интерната. Специальные курсы лечения сейчас проходят 20 детей, есть хорошие результаты. Чтобы проделать эту работу, наши специалисты выезжали в Подмосковье вместе с необходимой диагностической и реабилитационной аппаратурой. Сейчас ведется работа для организации такого мероприятия в доме-интернате Раменского района. К сожалению, чтобы полноценно помогать таким детям, нам не хватает специалистов и оборудования. А сами условия пребывания детей в интернатах даже хорошими назвать сложно. Они даже не оснащены по минимуму необходимой медаппаратурой, чтобы отслеживать состояние больного ребенка. 


- Какие существуют у ребенка критические периоды развития с точки зрения психоневрологии?


- Основные кризисные периоды это: новорожденность, один год, три года, семь лет, тринадцать лет (подростковый), семнадцать лет (юношеский). На рубеже младшего и среднего школьного возрастов может проявляться предподростковый кризис. В основе всех их лежит отказ от старых навыков, разрушение, преодоление старой системы отношений, действий, связей и возникновение качественно нового – в поведении, взглядах, позиции. Правда во врачебной практике нередко приходится встречаться с нарушениями развития психоневрологических функций, как отдельными болезненными состояниями. В основном это обусловлено генетическими причинами и факторами среды. 


- В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу?


- К шестилетнему возрасту, как показывают клинические и нейрофизиологические исследования, ребенок может быть готов к школьному обучению. Здесь учитываются показатели обучаемости, уровня устойчивости внимания, созревания функций зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики, речи, коммуникации, мышления. Однако развитие самого навыка обучения индивидуально. Последний год перед школой родители обязаны посвятить оздоровлению ребенка, обеспечить подготовительное обучение в детском коллективе, приучить к режиму дня. На мой взгляд, ребенка лучше определять в школу с шести с половиной - семи лет. Если это произойдет значительно позже, ему будет труднее учиться и общаться с одноклассниками, он, скорее всего, будет чувствовать себя белой вороной. Даже если ребенок отстает в развитии, и есть перспектива отдать его в обычную школу раньше семи лет или в семь – надо отдавать, ведь возможности мозга неисчерпаемы. 


- Игорь Арнольдович, какое влияние оказывает на здоровье ребенка использование мобильного телефона? Слышала, что неблагоприятное его излучение может вызывать нарушения мозговой деятельности.


- Я не специалист в области излучений, но твердо убежден, что использование детьми телефонов, особенно в начальной школе, нужно запретить. Самая главная проблема здесь – отвлекающий фактор. Для связи с ребенком достаточно иметь телефон учителя. А иначе получается, что ребенок, вместо того, чтобы слушать педагога и работать на уроке, думает о том, как бы незаметно достать телефон и начать играть. Современные мобильники, Вы знаете, перенасыщены разными «игрушками». Ребенок становится рабом этой электроники, не учится думать, познавать окружающий мир. У детей моего поколения не было таких технических возможностей, как сейчас - компьютера, телевизора, музыкальных систем, но зато у нас были книги и время на размышление. А у современных детей его слишком мало. Ребенку просто необходимо учиться думать с ранних лет, в этом основа его развития. 


Беседовала Светлана Петрушова

Комментарии наших читателей

Виктория 5612 дней назад в 17:22:32
Профессор Скворцов говорит: "Мы восстанавливаем координацию движений не только у детей с мозжечковой формой ДЦП, но и у пациентов с врожденным недоразвитием мозжечка". Только прочитав эту статью, я узнала, что можно помочь таким больным. Я рассказала об этом своим друзьям, у которых больной сын, как раз именно такой диагноз. Очень нужная статья. Спасибо вам.
марина 5464 дня назад в 22:10:22
моему сыну 12 лет у него задержка психоневрологическом развитией, и задержка реча
Наталья 4949 дней назад в 16:36:26
Игорь Арнольдович! Не знаю, дойдут ли до Вас мои слова благодарности и признательности. Когда-то я была Вашей пациенткой. В то время, когда вся медицина от меня отвернулась, вы подарили мне надежду. Дали шанс вернуться из вынужденного изгнания обратно в общество. Сейчас у меня уже взрослый сын - ему в июне будет 17 лет. Вы и Ваши коллеги дали мне в моем ограниченном детстве такое неоценимое тепло и бесценную поддержку, которую я не забуду никогда. Спасибо Вам и низкий поклон, деда Игорь! =) Помните, что разрешили нам так Вам называть, потому что мы, дети, не могли выговорить Ваше отчество?
Михаил 3197 дней назад в 14:48:51
здравствуйте Игорь Арнольдович пишет вам с Украины зовут меня Михаил в 1999году я и моя жена вместе с няней приезжали к вам на лечение моего сына Олега Олегу было 7 лет мы у вас прошли три курса по квартально потом по стечению обстоятельств я не смог дальше к вам приезжать сейчас моему сыну полных 23 он очень сложный ребенок по его поведению ему можно дать 5 лет не больше у него случаются иногда приступы огресии он всех бьет и себя в том числе начинает рычать огресивно бить себя по голове все вокруг ломать но это все длится не больше минуты потом он успокаивается с нашей помощью и наченает просить прощение важная деталь он очень плохо говорит поэтому человек который с ним не общался его не поймет. Игорь Альбертович мать Олега умерла один год назад я сына забрал к себе у меня к вам просьба пожалуйста ответте мне я хочу к вам приехать может вы нам поможете я просто смотрю в перед и понимаю если нечего не предпринимать то я с ним не справлюсь а тем более няня вот мой электронный адрес vizirovm@mail.ru и мой телефон +380951793389 с уважением Визиров Михаил

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Июль 2009

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!