УСЛЫШЬ, РОДИНА!
Дорога на историческую родину не всегда бывает самой простой и короткой. Мы, конечно, имеем в виду не бывших советских военнопленных, хлебнувших горя на пересылках и в лагерях для перемещенных лиц. Нет, речь о наших современниках, которые желают получить российский паспорт. Желают, но не могут. Как говорится, быстро сказка сказывается…
Переломный момент в жизни Александра и Натальи Осиповых произошел в 2005 г., когда в их родном Андижане (Узбекистан) из тюрьмы сбежали все уголовники и бесчинствовали в городе целую неделю. Те события широко освещались российской прессой: зэки громили и жгли все подряд. “Все побежали — и мы побежали”, — вспоминает Александр Николаевич.
Так его жена, бросив квартиру и все, что нажито непосильным трудом, с ребенком оказалась у своих родителей в Волгоградской области. А папа Осипов приехал искать счастья в Москву. В то время программы содействия добровольному переселению соотечественников еще не было. Но идея, так сказать, витала в воздухе. Александру Николаевичу особенно запали в душу слова наших чиновников о том, что России нужно поправлять демографическую ситуацию. И что, например, Калининградская область готова принять 300 тыс. соотечественников из дальнего и ближнего зарубежья.
Невольно вспомнились слова замечательной послевоенной песни: “Мы тебе колхозом дом построим, чтобы было видно по всему…”
Да, именно так великая страна и должна встречать своих соотечественников! Решено.
Вынужденные переселенцы Осиповы, со своим сынишкой и домашним скарбом бежавшие из Андижана от войны и погромов, осядут на ПМЖ в Калининградской области, где местные власти с распростертыми объятиями примут братьев по вере.
Не откладывая дела в долгий ящик, глава семейства тут же написал письмо о своей печальной истории в администрацию Калининградской области. Что так, мол, и так, хотели бы приехать на ПМЖ к вам, в Багратионовский район. По телевидению тогда заверяли, что именно этот район уже принимает попавших в беду соплеменников. Супруги Осиповы указали и свои профессии: он — учитель физкультуры высшей категории, она — учительница русского языка и литературы 1-й категории.
Как водится, из области письмо соискателя российского гражданства переправили в район для “консультации” — и уже вскоре за подписью министра по развитию территорий Калининградской области Михаила Плюхина поступил долгожданный ответ. В нем Осиповым объясняли, кто попадает под понятие соотечественника: прежде всего сами граждане России, постоянно проживающие за рубежом. Также бывшие граждане СССР, чьи предки хоть когда-то жили в России. И более того, все граждане, имевшие паспорта СССР, а теперь граждане стран СНГ. Даже дети, внуки и правнуки белогвардейцев, покинувших родину в годину испытаний и проживающих сегодня во всех уголках мира, по закону считаются нашими соотечественниками.
Однако вывод высокопоставленного чиновника для Осиповых был совершенно неожиданным. “Поскольку вы не попадаете ни под одно из этих понятий, — сообщалось в ответе, — то вы не можете стать участником программы по переселению…”
“Вот тебе и раз, — воскликнули супруги, — не попадаем под понятие. Как же так?” Действительно, как же так? Дедушка и бабушка Александра Осипова уехали из России в Узбекистан в конце 30-х годов, по призыву, между прочим, советского правительства. До 1992 г. Александр Николаевич и его жена Наталья, разумеется, имели советское гражданство, а после 92-го — узбекское. Наконец, родной отец Натальи Осиповой проживает в Волгоградской губернии. И с таким послужным списком родословной они — не российские соотечественники?!
Впрочем, тому письму сам Александр Николаевич особого значения не придал. Решил, что в Калининградскую область хлынули тысячи писем от таких же бедолаг, как он сам. И что по невнимательности или от усталости чиновники не признали андижанскую семью за своих.
Осиповы просто снова написали письмо — и про деда с бабкой, и про отца на Волгоградщине, и про советское, и про узбекское гражданство.
Только… что это? Уже и.о. министра по развитию территорий Калининградской области А.Штурбабин в новом ответе опять растолковывает глубинное понятие гордого слова “соотечественник”: потомки белогвардейцев, потомки выдворенных из СССР, бывшие граждане СССР... И в очередной раз делает вывод: Осиповы ни под одну из этих категорий не попадают. А раз так, то в России им ничего не светит.
Александр Николаевич раскладывает многочисленные отписки чиновников. Этот ответ ему пришел в августе 2007 г. (заметим, что Указ президента о программе переселения вышел еще в июне 2006 г!). Этот — спустя два месяца, а вот этот — в декабре 2007 г. И нигде никакой надежды вернуться на родину.
Забегая вперед, скажем, что у Осиповых сегодня все более-менее устаканилось, они получили-таки российское гражданство. Но не благодаря властям, а совершенно вопреки им и вне программы “добровольного переселения”. На это они затратили долгих три года, уйму нервов и целую кучу денег. Да-да, потому что за все в нашей жизни нужно платить. Хотя к тому времени проект “переселения” был в самом разгаре и власти были обязаны все сделать без проволочек.
Потому в данный момент хлопочет он уже не за себя — за других своих соотечественников, которые устали от переписки с администрациями и правительствами. Ведь схожая история — и уже совсем в другом регионе — может повториться!
Конечно, у чиновников формально найдется тысяча “уважительных” поводов отказать просителю. Одна из них — на тот момент, когда Осиповы начали обивать пороги российских учреждений, программа “Содействие добровольному переселению…” официально еще не работала, хотя о ней говорили на каждом углу.
Наверняка и с документами у Осиповых было не все в порядке. Не могли они запастись всеми справками: в городе, где хозяйничают заключенные, главной задачей было спасти ребенка, а не прихватить с собой, допустим, выписку из домовой книги.
Но мы же великая держава, по радио и телеэфиру только и кричим: родина слышит, родина знает.
Ничего она, по мнению Осипова, и слышать не хочет!
С переездом на ПМЖ в Калининградскую область семья из Андижана “пролетела”. Сегодня Александр Николаевич, в прошлом один из лучших школьных учителей физкультуры в Узбекистане, работает на каком-то складе в Москве, его супруга тоже не сидит сложа руки. Снимают квартиру в 40 км от Москвы — за 18 тыс. руб. в месяц. Пока они мыкались с получением российских паспортов, успел подрасти их сын, поступил учиться в московский вуз. Но — на платное отделение, это еще уплати по 80 тыс. руб. в год.
Как понимаете, родина-мать своих сыновей и дочерей встретила не очень ласково. И сам Александр уверен, что именно в таком положении сегодня пребывают сотни тысяч, а может, и миллионы вынужденных или добровольных переселенцев. А призывы ехать на свою историческую родину — пустые слова, никому переселенцы не нужны.
— Все, что мы тут зарабатываем, — вздыхает он, — уходит на оплату квартиры, обучение ребенка и элементарную еду, одежду. Перспектив никаких. Но даже в советское время, когда осваивали БАМ или целину, комсомольцам-добровольцам первым делом государство строило жилье. Дайте нам хотя бы вагончики! Или стройматериалы по себестоимости, мы сами себе построим, ведь невозможно всю жизнь платить за съем квартиры такие деньги и при этом не иметь никаких перспектив на покупку недвижимости...
Как говорится, а в ответ — тишина.
Владимир Быков
|