ГАЛИНА ЯЦКИНА, заслуженная артистка России: Я ОКАЗАЛАСЬ НИКУДЫШНЫМ БИЗНЕСМЕНОМ
Сегодняшняя наша героина – сильная женщина. Она сумела превозмочь тяжелый недуг, прошла через безумные испытания и доказала, что можно быть сильнее обстоятельств и предрассудков. Она узнала славу после фильма «Женщины», где сыграла «девчоночку фабричную». Затем были картины «Конец Любавиных», «Человек, который закрыл город», «Слово для защиты», «Уроки французского». Галина Яцкина – гость нашей редакции.
- Галина Ивановна, давненько не видели вас на экране. Куда пропали?
- На какое-то время я действительно ушла в тень. Дело в том, что с самого начала моей творческой биографии, я всегда старалась выбирать роли. Моя интуиция подсказывала мне, где настоящее кино, а где – нет. Я предпочитала находиться в тени, нежели высвечиваться в некачественном «мыле», как это делают некоторые мои коллеги. Может, потому послужной список моих ролей и небольшой. Зато многие мои картины вошли в золотой фонд нашего российского кино. Когда началась перестройка, и я поняла, что искусство рушится, и перестали запускаться в работу картины, я думала только об одном: что я должна сделать, чтобы спасти кино. Конечно, как я сейчас понимаю, это было наивно. Но я искренне была уверена, что сумею заработать деньги и вложить их в кино. Ринулась в бизнес. Организовала фирму «Киноконтакт». Зарабатывала поездками в Китай. Брала товар контейнерами, растамаживала его и реализовывала в Саратове. Помню, как развозила пиво на своем «Жигуленке» по магазинчикам. Меня узнавали, особенно женщины среднего и старшего возраста. «Ой, да это Алька из фильма «Женщины! Боже мой, да какой же вы ерундой занимаетесь!» Так я заработала первые деньги на кино, которые и вложила вместе директором киностудии «Мосфильм» Кареном Шахназаровым в первый фильм Тиграна Кеосояна «Катька и Шиз». Конечно, где-то в глубине души я предвидела, что деньги не вернутся, тем не менее, пошла на это. Фильм показали по телевидению несколько раз. Но прокат был развален, и фильм не окупился.
- Откуда в вас коммерческая жилка? И вообще, разве творчество совместимо с бизнесом?
- Бизнесменом я оказалась никудышным. Меня подставили, обманули – угнали машину с ветчиной. Когда ко мне пришла разбираться мафия, я сказала: «Вы можете меня убить, можете похитить моего сына, но дайте мне срок, и я погашу этот долг. Расплачусь». Вот я и выплачивала этот по тем временам большой долг в течение года. А потом решила: все. Больше никогда в это не полезу. Потому что мой творческий характер шел вразрез с коммерческими реалиями. Я решила все закрыть. Оставила только студию «Киноконтакт». Я вновь пришла в искусство, но в ином качестве.
- Не секрет, в каком?
- Теперь занимаюсь только творческими, духовными проектами, благотворительностью. Вместе с сыном мы поставили несколько детских музыкальных спектаклей. Сын – моя правая рука и помощник. У него есть и свои картины. Наши сказки современным понятным детям языком рассказывали о Боге, о долге, о нравственности. Кстати, канал НТВ в свое время проводил некие исследования: на каком материале воспитываются наши дети. Оказалось, что 95 процентов коллективов для детей работают на западном материале. Только Яцкина с ее «Киноконтактом» делают русские сказки.
- Сегодня вы сами снимаете кино. Но ведь ваша актерская судьба складывалась довольно благоприятно. Почему вдруг такой неожиданный поворот?
- Режиссером стала не просто так. Не вдруг. Когда врачи поставили диагноз – туберкулез, я была готова расстаться с актерской профессией. К тому же, умирает муж от инфаркта. Я остаюсь с маленьким ребенком на руках. Я больна – передвигаюсь с помощью костылей. В то время даже на съемки фильма «Уроки французского» меня привозили на Валдай под расписку с двумя костылями. Медики, к счастью, ошиблись – просто после родов в организме образовался недостаток кальция. Но два года я вновь провела на больничной койке. А по ночам писала диссертацию. В результате я, кажется, - единственная из актрис кандидат наук, доцент. После защиты стала преподавать в Щукинском училище, закончила высшие режиссерские курсы. За 17 лет я выпустила несколько курсов. При этом я сочетала преподавание с выступлениями на сцене театре и съемками в кино. Ушла из училища в 1991 году.
- Галина Ивановна, откуда в хрупкой женщине такой железный характер?
- Характер выковывался с раннего детства. Дело в том, четыре года до семи лет я была прикована к больничной койке, и первый класс закончила в больнице. Уединение, книги, потолок, больничные стены, окрашенные в белый цвет, очень развивали мою детскую фантазию, воображение, что впоследствии очень помогло мне в профессии. Потом я ходила и даже бегала на костылях. И если кто-то мне говорил: «Храм-храм, пойди к нам, я тебе кусочек дам», то получал за это костылем. Я всегда могла за себя постоять. А папе постоянно приходилось чинить мои костыли. Когда подросла и окрепла, стала ходить без костылей, но очень хромала. Одна ножка была тоньше другой – долго была в гипсе. И тогда я решила заняться спортивной гимнастикой. Уж очень не хотелось быть калекой. Я даже на соревнованиях выступала, и даже очень неплохо – получила второй юношеский разряд.
- Когда в вашей жизни появился театр?
- Еще в школе я записалась в театральную студию Дворца пионеров. Актерскому мастерству нас учила знаменитая Наталья Иосифовна Сухостав. Она вырастила не одно поколение замечательных актеров, многим дала путевку в жизнь, в том числе и Олегу Табакову и Олегу Янковскому. Почти сразу я получила у нее главную роль. А когда заканчивала школу, она подошла ко мне и спросила: куда собираюсь поступать? «Да в Саратовское театральное училище», - говорю. «Нет, - отвечает, - я посоветовала Олегу Табакову ехать в Москву. Советую это и тебе». Так я оказалась в столице. Первую ночь провела в подъезде какой-то пятиэтажки возле Павелецкого вокзала. С собой у меня был только чемоданчик с платьем для экзамена. Утром поехала в Щукинское училище. Перед приемной комиссией встала в балетную стойку – одна ножка перед другой – и старалась читать так, чтобы они не отрывали глаз от моего лица. Мой физический недостаток никто не заметил. Поступила с первого раза.
- Как давалась учеба?
- Меня брали за способности, за талант. Послаблений не делали. Пришлось много работать, поскольку рядом со мной учились студенты с известными фамилиями - Марианна Вертинская, Никита Михалков. Конечно, я, девочка из Саратова, уступала им по уровню образованности и культуры. Я ведь из простой семьи: мама – лифтер, папа – охранник. У нас и книг – то в доме никогда не было. Мне срочно надо было наверстывать пробелы. И я наверстывала. Жадно впитывала все, чего мне не хватало. В библиотеку приходила утром со звонком, уходила же последней - с закрытием. Но должна сказать, что мои студенческие годы были вполне благополучными. Уже на первом курсе меня пригласили на главную роль в фильме «Половодье» - я играла Героя Соцтруда доярку Дашу. Правда, фильм прошел практически незамеченным: его «положили на полку»
.
- Зато роль Альки в фильме «Женщины» заметили все. В честь вашей героини даже называли новорожденных девочек …
- Я училась тогда на третьем курсе. Режиссер выбрал меня из множества актрис. На площадке он все время твердил: «Ты только ничего не играй. Будь такой, какая ты есть в жизни. Я вас поэтому и выбрал». А я страшно комлексовала. Ведь рядом были уже такие известные артистки – Нина Сазонова, Инна Макарова, Надежда Федосова, Валентина Владимирова. А я – чистая, строгая, целеустремленная, провинциальная девочка. Как Алька.
- В вашей жизни встречалось много талантливых людей, чья творческая судьба не состоялась. Как вы думаете, почему?
- Думаю, им не хватило работоспособности.
- Или характера?
- Это все связано. Если у человека нет характера, он не заставит себя работать.
Сашу Калягина, который учился с нами, хотели выгнать с первого курса. Он пришел к нам из медицины,- работал акушером на скорой помощи. Саша был страшно закомплексованным - над ним все смеялись. Но он работал и работал… А были такие ребята, про которых мы думали: ну, это точно - будущая звезда. И тогда они начинали пить, гулять, растрачивать себя. Этим все и кончалось. Талант может состояться только тогда, когда он помножен на работоспособность.
- Ну, как раз этого вам не занимать. Как в песне из фильма «Женщины»: «Жила к труду привычная девчоночка фабричная…» Мне кажется, это не только про вашу героиню, но и про вас…
- За это низкий поклон моим родителям, которые с детства приучили меня трудиться. Поэтому, чем сильнее бьет жизнь, тем крепче стою на ногах.
- Несколько лет назад состоялась премьера вашего фильма «Алла и Даниил». Как вам удалось, не имея особой помощи, сделать его?
- Мы с сыном сделали его на очень небольшие деньги. Когда ты понимаешь, что это кино нужно людям, ты находишь тех, кто тебе помогает. Я благодарна всем, кто оказал нам помощь в съемках. Этот фильм – плод нашего многолетнего труда. Он рассказывает о героической судьбе и подвиге верующей женщины, которая вымаливала неверующего мужа. Моя героиня Алла Андреева, вдова поэта-философа Даниила Андреева, репрессированного в годы сталинизма. Познакомились мы с ней случайно. Как-то я была приглашена на прием в Чилийское посольство. Во время приема обратила внимание на женщину, которая выделялась среди всех своей особой статью, высоко поднятой головой. Я поинтересовалась: «Кто это?» Мне ответили: «Алла Андреева, вдова литератора Даниила Андреева». Мы познакомились. Я сразу поняла, что передо мной настоящая глыбище. С тех пор мы почти не расставались. Алла – необыкновенная женщина. Ничто не могло поколебать ее любви к мужу – ни многолетняя разлука, ни тяжелые жизненные испытания. На Лубянке спросили: «Вы разделяете мнение вашего мужа?» Она ответила: «Я все разделяю. Я разделяю с ним любую его судьбу»… Последние восемь лет жизни она была слепой, но все равно сохраняла активность: открыла мемориальную доску в память мужа, Даниила Андреева. В Литературном институте, издала полное собрание его сочинений, читала его стихи так, что никто бы и не подумал, что она слепая. К Алле я испытывала особое трепетное отношение еще и потому, что она оказала огромное влияние на моего сына Васю. Его мотало из стороны в сторону, как и многих молодых людей нашего времени: кришнаиты, экстрасенсы, какие-то немыслимые группы. Она смогла показать и доказать ему, что все это наносное, несерьезное. Она сделала то, что не удавалось мне: привила ему любовь к Богу, церкви, храму, классике. Они много общались: ходили в консерваторию, читали стихи, говорили о живописи. То, что мой сын Василий стал таким, – бескомпромиссным, честным, православным – во многом ее заслуга.
- Почему ваших фильмов не видно на телевидении?
- К сожалению, этот фильм не смог пробиться на телеэкраны, хотя мы пытались. Телевизионщики единодушно отметили качественный звук, хорошую операторскую работу, но при этом поставили условием убрать концовку фильма, которая была «не в их формате». Там дети говорят о Боге, о жертвенности. Но мы не для того снимали фильм, чтобы так его обрезать и он потерял «соль». «Неформат» - это только стандартная отговорка. Наше телевидение блокирует все, что касается души. Там все поставлено на поток, потому мы и имеем сплошные «мыльные «сериалы на экране. Но ради чего такое кино? Оно ведь ничего не дает – только разрушает. А если это кино сделано человеком, чей талант направлен на темные силы, это опасно вдвойне. Однажды один мой друг, режиссер, пригласил меня в Дом кино на просмотр очередного его триллера. Я посмотрела фильм и сказала: «Если бы мы не были друзьями, я бы тебе сейчас залепила пощечину». Он: “Почему?» Я говорю: «Потому что Бог тебе дал талант, а ты делаешь кино, которое разрушает. Больше на твои картины не пойду».
- Против течения плыть нелегко, особенно женщине. Почему вы делаете это?
- Потому что, прежде всего, думаем о поколении, вкусы которого уже очень испорчены.
- Вас называют православным режиссером. Что для вас вера?
- Сложный вопрос. Не знаю, могу ли считать себя православным режиссером. Я стремлюсь к этому. Двигаюсь в этом направлении. Это трудно и, порой, кажется, никому не нужно. Но это не так: на кладбище нет ни богатых, ни бедных, ни именитых, ни знаменитых. Мы все равны перед Богом. И всем нам отвечать за свои поступки.
- У вас нет обид на судьбу?
- Какие могут быть обиды? Наоборот. Мне судьба подарила очень многое. Я снималась в хороших ролях. Объехала полмира со своими ролями. Защитила диссертацию, которую ввели как спецкурс для театральных вузов. Воспитала учеников. Воспитала сына… Разве это не счастье?...
Интервью взяла Марина Характерова
|