Гарри БардинВАКЦИНА ОТ ГАРРИ ПОТТЕРА

Гарри Бардин входит в десятку крупнейших режиссеров-мультипликаторов мира. На его счету более 20 мультфильмов: «Летучий корабль», «Конфликт», «Брэк!», «Брак», «Банкет» и «Чуча» стали классикой жанра. В багаже – четыре «Ники», «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля и масса других престижнейших наград, в том числе и Государственная Премия РФ. Для того, чтобы выяснить, над чем Гарри Бардин работает сейчас, наш корреспондент отправилась на киностудию «Стайер». 

- «Стайер» - означает бегун на длинные дистанции. И куда бежим, Гарри Яковлевич?

- 18 лет существования студии, согласитесь, – длинная дистанция. Когда в 1991 году я с коллективом создателей последнего фильма «Серый волк энд Красная Шапочка», снятого на киностудии «Союзмультфильм», пришел в эту заброшенную фотолабораторию на окраине Москвы, мы наткнулись на огромное количество ржавых ванн, крыс и тараканов. Так что, все в буквальном смысле начиналось с нуля. Общими усилиями сделали ремонт. Снимали рекламу, покупали оборудование. И, наконец, в 1995 году при поддержке Госкино России сняли получасовой пластилиновый фильм "Кот в сапогах». Фильм собрал свой урожай призов, а мы доказали себе, что в новых стенах мы не снизили свой профессиональный уровень. После этого были сняты фильмы: "Чуча», "Адажио» "Чуча-2, "Чуча-3". Сейчас на студии, как вы успели заметить, идут съемки полнометражного анимационного фильма "Гадкий утенок".

- Да, сегодня мне удалось подсмотреть некоторые ваши производственные секреты, к примеру, как из простых предметов: бумаги, перьев и проволоки рождаются и оживают сказочные персонажи.

- Мы уже четыре года работаем над этим мультфильмом. Сценарий по мотивам сказки Г.ХАндерсена написал я. Прекрасную аранжировку музыки Чайковского сделал Сергей Анашкин. Фонограмму для фильма записал знаменитый Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова. Вокальное наложение сделано известными актерами, в том числе и хором Михаила Турецкого. За Гадкого утенка поет Светлана Степченко – альтистка оркестра Спивакова. Мы уже сотрудничали с ней в другом мультфильме – у нее чудный голос! Стихи написаны прекрасным поэтом Юлией Кимом. Потрясающий художник Кирилл Челушкин нарисовал персонажей. Фильм будет длиться полтора часа. Он будет грустным и смешным, трогательным и серьезным.

- Почему выбор пал именно на эту сказку? 

- Идеи моих будущих фильмов подбрасывает сама жизнь, наша действительность. К сожалению, в последнее время меня все больше беспокоит нарастающая в обществе нетерпимость к чужим - людям, говорящим на иных языках, исповедающим другую веру, непохожими на других. И это в нашей многонациональной стране! Так родилась тема «гадкого утенка», инородца среди птичьего двора. «Гадкий утенок» - мое отношение к проблеме, мой ответ на нарастающую в обществе ксенофобию, нетерпимость к чужим. Почему это происходит? Да, они другие. Но, вместе с тем, они такие же люди, равные нам по разуму: они боятся холода, жары, боли. И имеют такое же право жить на нашей земле. Где наша терпимость? Почему вместо консолидации мир разделился?

- Поисками национальной идеи, которая может объединить народ, давно и, похоже, безнадежно заняты лучшие умы страны! У вас есть свой рецепт решения этой проблемы?


- Единой национальной идеей всю многонациональную, многоконфессиональную страну покрыть невозможно. Объединить нас может только одно - чувство собственного достоинства: чтоб жену можно положить в роддом без тараканов, чтобы в яслях, в детском саду были нормальные нянечки, в школе – любящие детей учителя, в больнице – врачи, не берущие конверты с деньгами, чтоб в общественном туалете – чистота, а на кладбище – порядок. И тогда в благодарность стране, которая дала мне все это, я положу руку на сердце и, глядя на герб и знамя, спою наш гимн на слова Михалкова. 


- Но это чувство не возникает на пустом месте! Оно рождается, когда «за державу не обидно»! Как воспитать патриотов?


- Патриотизм, на мой взгляд, - это честно делать свое дело, не воровать, не брать взятки, любить ближнего. Так, на мой взгляд, должна проявляться любовь к родине. Поэтому я буду продолжать честно делать свое дело, а не рвать на себе рубашку.


- О том, как вы относитесь к своему делу, говорят ваши многочисленные награды. Но в прокате и на телевидении чаще можно встретить «Гарри Потера», чем Гарри Бардина. Почему не видно ваших мультфильмов?

- Это вопрос не ко мне. Самому хотелось бы знать, зачем и для кого, к примеру, открыли канал, по которому бесконечным потоком идет всякая муть иностранного производства? Мы что, хотим воспитать «отморозков»? Или нам нечего показывать? Но это не так! Только на студии «Союзмультфильм» было создано 1600 мультфильмов. Среди них огромное количество таких, которые могут помочь воспитать из маленького человечка настоящего человека.

- В своем творчестве вы затрагиваете острые проблемы. А нужно ли нам серьезное мультипликационное кино?


- Играя, я рассказываю о серьезных вещах, о том, что меня волнует. Я общаюсь со зрителем на равных - как со своим собеседником. 


- Мы, зрители, вольно или невольно разделили мультипликацию на детскую и взрослую. Кого вы считаете своим собеседником? На кого ориентируетесь?

- Я не делю фильмы на возрастные категории. Для меня важнее аудитория. Я делаю мультфильмы в расчете не только на детей, но и на взрослых. Мое кино для семейного просмотра. Здесь каждый найдет свой посыл. Знаете, мы порой недооцениваем детей. Они гораздо умнее и смышленее, чем мы думаем. Да, у взрослого больше ассоциаций, он глубже и полнее воспринимает увиденное, но у маленького человечка, лишенного жизненного опыта, есть все шансы воспринять все это через какое-то время.


- Раньше была «мультипликация», сейчас — «анимация». Простите уж мою некомпетентность, но в чем разница?


- Практически никакой разницы нет. Просто понятие «анимация» (от латинского anima - «душа») точнее по смыслу. Но для нашего слуха по-прежнему привычнее «мультипликация», еще лучше - «мультяшки», «мультики». 

– Гарри Яковлевич, сегодня много говорят о кризисе в нашей мультипликации. Как, по-вашему, этот жанр жив?


- В России не перевелись талантливые люди, и наша мультипликация по-прежнему занимает одну из самых высоких ступеней на самых престижных фестивалях. Так что, говорить о падении отрасли было бы неправильно. Беспокоит другое. Советская анимация всегда имела свое неповторимое, ни на кого не похожее лицо и была частью культуры нации. Она была талантлива по мастерству и уровню исполнения, но главное – она имела свои культурно-исторические корни.. Именно этим сегодня интересны миру британская или японская анимация – они выбиваются из общего ряда. Что же произошло у нас? Когда во главе угла встали коммерческие интересы, некоторые создатели пошли на поводу у зрителя – а он уже подсел на американскую анимацию. И вот режиссер делает уже то, чего от него ждут – продукт широкого потребления, своеобразный Макдоналдс. Это и происходит сегодня. Поэтому, если мы и дальше пойдем по этому пути, откажемся от того хорошего, что было создано школой советской мультипликации, не протянем связующую нить, мы можем многое утратить и потерять.


- То, что наша анимация жива вы не раз доказали собственным примером, завоевав признание и успех во всем мире. Из ваших наград вполне можно уже и небольшой собственный бюстик отлить! Признайтесь, что испытывает художник, когда ему в очередной раз вручают высокую награду?

- Первое ощущение – признание. А это - всегда допинг на следующую работу. Вообще же, серьезного отношения к себе, когда человек несет себя как постамент самому себе, когда начинает думать и говорить о себе в третьем лице, - этого не понимаю. В моей жизни были прекрасные образчики для подражания: люди, которые не допускали панибратства с дворником и лизоблюдства с министром. И в этом была их интеллигентность. Для меня это стало естественной формой проживания. Другого себе представить не могу. Поэтому, когда мне вручают награду, внутри меня всегда с издевкой поет голос солистки хора Пятницкого; «Неужели это я?». Юмор меня спасает.

– Некоторое время назад было много разговоров о советской коллекции мультфильмов, которую выкупил некий предприниматель у эмигрировавшего российского киноактера Олега Видова. Тот, в свою очередь, приобретя коллекцию, получил и права на ее коммерческое использование. Как вы оцениваете моральную сторону поступка Видова?


- На выгодное дело его подтолкнула умная жена. И здесь я ему не судья. Спасибо хотя бы за то, что в трудные для страны времена, когда не было денег на реставрацию и восстановление, он сохранил эти мультфильмы. Другое дело, что Видов, конечно, этим моментом не пременул воспользовался. Тем более, что обстоятельства этому вполне благоприятствовали: сделка прошла при полном попустительстве второй стороны, подписавшей контракт. По всему, договор о продаже был составлен неграмотно: в нем не были прописаны детали. Когда Олег Видов сказал мне: «Сейчас зритель другой, ему тягомотина не нужна! Надо бы мультфильмы подрезать и укоротить», я схватился за голову! «Что ты делаешь?» - закричал я, - тогда ты собьешь музыкальную синхронность!» Картины все-таки были подрезаны, в результате чего остались музыкальные «хвосты». Таким образом, были не только нарушены права авторов, но и пострадал зритель. Поскольку когда действие на экране идет под четко наложенную музыку, зритель испытывает ни с чем не сравнимое удовольствие!

- Гарри Яковлевич, недавно вы стали дедом. Что испытали, когда ваш статус изменился?

- Моего внука зовут Яков. Фамилия - Бардин. Так почти через столетие мой отец повторился в этом маленьком существе. Когда я смотрю на него, то испытываю бесконечную нежность к этой крохе. Говорят, он внешне похоже на меня. Но он все время меняется, взрослеет. Пройдет время, прежде чем он узнает, кто его дедушка, сколько мультиков он подготовил к его приходу в этот мир. Думаю, скоро он и моего «Гадкого утенка» сможет посмотреть!

- А сейчас на каком этапе работ вы находитесь?

- Мультфильм - довольно сложный по технике исполнения. Но, знаете, эти трудности нас не пугают. У нас слаженная команда – справимся. Главная трудность в другом. Министерство культуры выделило нам лишь половину денег, необходимых на производство. А поскольку я, к тому же, еще и продюсер, приходится добывать средства самому. Признаюсь, бесконечно звонить, напоминать просить, унижаться перед банкирами и олигархами нелегко.

- А ваши звания, награды? Неужели не помогают?

- Поймите, бизнес, финансы - это совсем иной мир, совершенно другие взаимоотношения. Если б делал это для себя, то давно бы плюнул! Но я ведь прошу на дело – какие могут быть обиды! Ради благородной цели я готов на многое! 

- У Андерсена все кончается хорошо. А у вас? Превратится ли гадкий утенок в белого лебедя?

- Даже самый гадкий, самый уродливый, самый маленький утенок должен верить в то, что непременно станет прекрасным лебедем. И я даю эту надежду ...

Интервью взяла Марина Характерова

Комментарии наших читателей

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Июнь 2009

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!