Максим КАЛАШНИКОВ:
ФАНАТИКИ И ЧУДОТВОРЦЫ. ЭПИЗОД ВТОРОЙ
У нынешней РФ есть только один шанс уцелеть в непредсказуемой и катастрофической Эпохе перемен, что надвигается на нас сегодня. Делать то, что не делает никто на всей планете. Воплощать самые «безумные» идеи в науке и технике.
Мы все еще в состоянии совершить подобный прорыв. А самое главное – от Советского Союза мы унаследовали целый отряд ЛНР, Людей новой реальности.
БЛИЦ-ДОМА СИБИРЯКОВА
Уже сегодня нам есть из чего выбирать.
Возьмем человека, о коем мне случилось писать в своих книгах. Живет в РФ Сергей Сибиряков, который считает, что каждый работающий человек в России должен купить дом для своей семьи. А это значит, что трехэтажный коттедж должен стоить не дороже легковой автомашины. Фантастика? Нет. Развитие современных технологий позволяет сбивать цены не только на компьютеры, но и на недвижимость широкого потребления.
В начале 2000-х годов Сибиряков оставил госслужбу (а он успел побыть генералом налоговой полиции) и вместе со своими товарищами попробовал вывести на рынок быстросборный бесфундаментный дом С08. Собираемый всего за восемь часов из готовых «слоеных» панелей на металлическом каркасе, он должен был идти в продажу по 150 долларов за квадратный метр. Сергей даже вступил в партию «Единство» (нынешнюю «Едроссию») и пробовал выдвинуть как пункт ее программы масштабное строительство «молниеносных» домов. По его словам, программа сулила взрывной эффект. Бурное развитие могла получить ипотека: ведь обычные люди под залог своих городских квартир могли получить деньги на строительство двух-трех коттеджей за городом. Да и отдавать кредит было бы легче: ведь С08 строится не несколько месяцев, а за считанные часы. Проценты просто набегать за такое время не успевают.
Сергея Сибирякова и его единомышленников из «Единства-ЕР» в конце 2002-го выдавили. Никто не хотел принимать его идей всерьез. Не помогла даже демонстрация готового дома. В регионах предпринимателя тоже принимали неласково: ведь слишком низкая себестоимость жилья нового типа грозила прибылям местных строительных воротил, продававших коттеджи по ценам втрое-вчетверо выше. А затем инфляция привела к удорожанию металлоконструкций вшестеро (за 2002-2005 годы). С08 первого типа утратил свою ценовую привлекательность.
Однако предприниматель не сдался. Занявшись бизнесом на банкротствах, смог заработать средства на продолжение конструкторских работ. К 2006 году его команда создала быстровозводимый дом нового поколения, где металлические части оказались сведены к минимуму...
Это — дом площадью минимум в 140 квадратных метров жилой площади. На сей раз он не без фундамента: его роль играют шесть бетонных блоков. Но изюминка разработки в том, что металл в каркасе нового дома заменен на клееный брус.
— Шесть тысяч рублей за квадратный метр — отпускная цена, включающая в себя внешнюю и внутреннюю отделку, установку дома и выведенные коммуникации, — говорил мне Сергей Сибиряков весной 2006-го. — Мы ушли от использования большого количества металла, дабы удешевить конструкцию и при этом не потерять качество...
Спасительным материалом стал несортовой лес, из коего и делается толстый клееный брус. Производство такового можно поставить везде, потратив на это 500 тысяч долларов. Разворачивается производство бруса всего за два месяца и требует десяти рабочих. Оно снабжает строителей «молниеносных домов» компонентами каркаса, косяками, дверями и окнами. И даже мебелью. Обретается полная свобода от монополистов и влияния внешних факторов. А несортового леса сегодня в РФ — избыток. Технология клееного бруса позволяет делать 9-метровые толстые (25 на 25 см) балки из бросовой древесины. Просто-напросто их склеивают и прессуют из полутораметровых брусков.
Благодаря использованию передовых технологий сборка дома (вместо одной рабочей смены в 2002-м) теперь занимает всего три часа. По сути дела, родилась не имеющая аналогов «сет-технология» (от английского set — набор, комплект, круг людей, связанных общими интересами).
В чем суть технологии? Вместо дорогого фундамента используются бетонные блоки, заглубленные в землю. Сам дом (в зависимости от модификации) состоит из 17-20 крупных панелей-сэндвичей. Сама панель — слоеная, состоящая из двух слоев опалубки (ЦСП или пропитанная фанера), между которыми находится утеплитель. Какой? Их на рынке — полсотни видов. И вообще сэндвичи комплектуются по пожеланиям заказчика. Уже на заводе с внутренней стороны панелеей крепятся сантехника и всякие встроенные агрегаты — вплоть до плазменных телеэкранов. На месте бригада сборщиков крепит панели к деревянному каркасу. Способ качественного соединения панелей на стыках — «ноу-хау» компании. Все дело — в особом клеющем составе.
К месту сборки все части строения доставляются либо в сорокафутовом морском контейнере (если «транспортное плечо» больше тысячи километров), либо в двух трейлерах, где все части вставлены в специальные кассеты. Такова суть максимально технологичного «сет-метода».
— Дальше будут сет-метод, сет-дом, сет-метр, сет-ремонт, — рассказывал мне Сергей. — Мы уходим от всяких евростандартов и евроремонтов. В производстве домов мы максимально приближаемся к фордовской, конвейерной технологии. Будет и сет-стандарт новой жилищной политики: не менее 25 квадратных метров площади на человека...
По словам Сибирякова, они с товарищами готовы развернуть массовое производство домов нового типа в регионах, используя площади обанкротившихся предприятий. В течение четырех месяцев можно наладить производство. Подготовка — три месяца. На четвертый — 200 домов с конвейера. На пятый — уже триста. А дальше — до тысячи-двух ежемесячно. В год — до 15 тысяч домов на одной небольшой площадке. И организовать их можно практически везде.
Слава о новой домостроительной технологии уже пошла по Руси. Входит Сергей Анатольевич и во все мыслимые комиссии по осуществлению объявленных Кремлем «национальных проектов». Вот только проку от этого маловато. Всё покамест уходит в слова. На уровне губернаторов и «первых лиц» — восторг и слова поддержки. Но всё вязнет, словно в болоте, едва дело опускается на уровень исполнителей — вторых лиц. Всяких заместителей. Тех, кто реально распределяет подряды и участки земли. Тех, у кого под рукой — строительный комплекс. Они сидят на этом бизнесе. Им дешевое быстровозводимое жилье ни к чему.
— Еще недавно я считал, что пробить такую стену невозможно, — продолжает наш собеседник. — Пять лет мы бились о преграду из чиновников и взяточников. Оставь все как есть — и все нацпроекты погибнут в этой трясине. Пока президент и его ближайшее окружение в столице не будут проталкивать принятые решения с пушечной пробивной силой, пока губернаторы не возьмут намеченные планы под личный контроль, пока их не будут снимать за то, что они мелют языком, а реально не строят — толку не будет.
Поэтому я не общаюсь больше с первыми лицами. Гораздо полезнее переговоры с советниками облеченных властью людей и приближенными к ним бизнесменами. Они крутятся в системе. Если мы их заинтересуем, они потом пойдут к губернаторам. Так, мы работаем с тремя главами регионов в Поволжье.
С другой стороны, есть еще один резерв — работа с потребительскими кооперативами тех, кто получил участок земли и хочет под залог своей городской квартиры выстроить загородный дом...
Умные понимают: чтобы ипотека действительно работала, нужны технологии дешевого и быстрого строительства. А это значит, что старым строительным гигантам придется иметь дело с быстрым и энергичным конкурентом…
Сибирякову понадобился год, чтобы открыть первое производство на триста домов в год. (Это случилось в мае 2007-го). А если считать от первых образцов блиц-дома – так и все семь лет. О, сколько за это время было злорадных улюлюканий в Интернет-форумах! «Ну, и где ваши дома за несколько мегабаксов?» «Это – очередная утопия, у Сибирякова ничего не получится!» А Сибиряков назло всему своего добился. Увы, в нынешней РФ на одного человека, что делает дело – десять тех, кто стоит рядом, ни черта не предпринимает, а лишь злорадно каркает.
К сожалению, производство пришлось остановить: Сибирякову еще до кризиса не удалось взять большой кредит, чтобы построить «показательный» поселок. А то ведь все, к кому он обращался на предмет заказа, говорили: «Ты нам построй за свой счет, а мы посмотрим: брать твои дома или нет!» Хотя Сергей и вывозил свой дом на Селигер для показа первым лицам, и говорил о том, что готов поставлять дома по цене менее 500 долларов за квадратный метр. Нет – чиновники предпочитают закупать сборные дома из Австрии – по цене в 1000 евро за метр.
С кризисом производство пришлось остановить. Хотя в массовом производстве, при поддержке государств, мы могли бы дать РФ дома и по 300, и по 200 долларов за «квадрат»!
Но потенциально такая технология у русских имеется. И вдобавок к домам керамическим мы потенциально можем покрыть страну быстровозводимыми особняками Сибирякова.
Но и это не все...
Продолжение следует
|