СВЕТЛАНА АЛЕКСИЕВИЧ: ТРЕБУЕТСЯ ЛЮБОВЬ
ПОТРЯСАЕМ НЕСЧАСТЬЕМ
Мои книги о силе человеческого духа, а у европейского человека появились с этим проблемы. Люди стараются не тревожить себя. Западный человек склонен выбрать не сострадание другому, а помощь: я даю деньги, участвую в какой-то инициативе, но в чужие проблемы не вхожу и в душу их не пускаю. И вот этот практичный, рациональный европейский ум ощущает собственный крах: стало ясно, что рациональный человек не выживет, возникла потребность в гуманитарном человеке.
Объяснять смысл жизни только необходимостью приобретения комфортного жилища, престижной машины означает свести ее к биологическому существованию. Это тупик.
Когда во Франции мы с моим хорошим знакомым два часа говорим о том, где лучше покупать пирожные, я мгновенно начинаю тосковать по Минску и Москве. Но тут же вспоминаю, как приехала в Чернобыль к ликвидаторам года через два после аварии. Вечером они вернулись из зоны, на столе появилась трехлитровая банка самогона, и мы вели потрясающе интересные разговоры. Там были ученые (кандидаты наук с лопатами - так их в Чернобыле использовали), и разговоры шли о Циолковском, Горбачеве, о коммунизме и христианстве... Входит женщина, приносит яичницу, у нее задираются рукава халата, и я вижу руки в страшных волдырях. "Да, говорит, это мы стираем их белье". "Как руками?!" "Ну, дали стиральную машину, она испортилась..." Я возмущаюсь: они же смертницы! А ребята отмахнулись: все мы смертники. И продолжают философствовать. Может, западный человек слишком прагматичен, но он не будет стирать радиоактивное белье. А русский или белорус будет подниматься в интеллектуальные высоты, но сам ни о себе, ни о ближнем не подумает.
Значит, наша ментальность тоже уязвима. Особенно сегодня, когда появились новые страхи, зло под новыми масками. Поэтому западный человек, который привык жить "нормально", не хотел бы жить в такой стране, как наша, она излучает некую опасность, наша культура и литература - это тоже потрясение несчастьем.
Но и путь, предложенный миру Америкой - это путь назад. Вместо того, чтобы низвергать идеи, убиваем людей. Для меня то, что происходит в Ираке, полное поражение цивилизации. Оказалось, есть времена, когда человечество откатывается назад. В мире все гораздо таинственней. И даже у войн более непонятные причины, чем думалось раньше.
На Западе все чаще говорят о том, что у демократии есть свои тупики. Если альтернатива диктатуры есть демократия, то альтернативы демократии нет! И это тоже одно из потрясений сегодняшней жизни.
|