ЭПИДЕМИЯ СМЕРТНОСТИ
Критические заметки о современных выставках
Современное искусство как активный пропагандист «свободы» от такого «предрассудка» как культура.
В наше время идет стремительное и тотальное для социума и мучительное для отдельного человека обессмысливание жизни. Происходит распад или деградация различных форм общности людей: семьи, неформальных групп, творческих союзов, целых этносов и государств.
Все это сопровождается активной пропагандой «свободы» от такого «предрассудка» как культура. Между тем, единственное, что остается в истории от любой цивилизации, страны или народа - это история их культуры. Поэтому сохранение культурных традиций и приумножение культурных ценностей - самая главная и первостепенная задача любой разумной и дальновидной политики.
Человек, живущий только в себе, для которого центр жизни - он сам, - такой человек, говорит Феофан Затворник, подобен стружке, свернувшейся вокруг собственной пустоты. Человек теряет ценностные ориентиры и подменяет истинные ценности такими суррогатами как секс вместо любви, «нужные люди» вместо друзей, и, наконец, однообразные, пустые и пошлые заменители вместо подлинного искусства.
Академик Игорь Гундаров назвал факторы духовного благополучия и неблагополучия, которые, превалируя в обществе, либо продлевают, либо укорачивают жизнь. Такие качества как альтруизм, взаимопомощь, коллективизм, деньги, как средство, и целомудрие создают духовное благополучие в обществе, а противостоящие им качества, такие, как эгоизм, расчетливость, конкуренция, индивидуализм, деньги как цель и сексуальная свобода являются причиной духовного неблагополучия.
Многие века художники подражали миру Природы как идеальному образцу, созданному Творцом. Природа была храмом, а Художник благоговейно служил в нем. Художник стремился собрать и обобщить все самое прекрасное в человеке и окружающем его мире.
Где сегодня «душа художника»?
Самым великим чудом была и остается передача от художника к зрителю того состояния, в котором художник творил и которое можно назвать вдохновением, экстазом или «вложением души». Поэтому выражение «художник вложил душу» имеет не фигуральный, а буквальный смысл. Только в этом случае искусство пленяет зрителя, потому что возникает сотворчество, сопереживание.
Искусство оперирует образами, которые отражают суть того или иного человека или явления. Так, например, портрет, выполненный подлинным мастером, передаст не только внешнее сходство, но и невидимый дух, живущий в теле.
После создания каждое произведение искусства начинает свою жизнь. Энергетика истинного произведения искусства вызывает отклик в душе у зрителя, влияя на него благодатно и насыщая его духовный голод.
Каковы признаки произведения истинного искусства и существуют ли они вообще? Самое общее определение дал Александр Пушкин, сказав: « ...и чувства добрые я лирой пробуждал». Вот, пожалуй, главный признак подлинного явления искусства - пробуждает ли оно в других чувства добрые, откликается ли душа на те зерна доброты и благородства, что посеял художник.
Особенно ярко это проявилось в иконописи, в которой гармонично соединяется духовный опыт и нравственный облик иконописца с изображаемым сюжетом, а сам художник рассматривает свое творчество как путь спасения.
Уникальность, неповторимость, «штучность» - также один из признаков произведения, которое можно назвать явлением искусства.
Недосказанность - еще один из признаков истинного искусства. Академик Лихачев писал о важности «неточности». Зритель, читатель или слушатель всегда восполняет образ, угадывая замысел творца и дополняя его собственным воображением и индивидуальной восприимчивостью.
Каждое национальное искусство интересно своей самобытностью, непохожестью на традиции других народов и истинный художник всегда это чувствует и, как правило, достигает творческого успеха тогда, когда работает в этом основном русле, расширяя и углубляя его.
Гламурное дерьмо
Между тем именно в России мы наблюдает активные (и даже агрессивные!) попытки перенести негативные и ложные эксперименты в области западного искусства на нашу почву.
В марте этого года в Москве открылось 2 международное московское биеннале под общей темой "Примечания: геополитика, рынки, амнезия". Чем чуднее и непонятнее тема - тем ближе к современному искусству.
Еще раньше безумно пошло проявило себя так называемое концептуальное или актуальное искусство. Оно имело дело с демонстрацией самых низменных инстинктов и физиологических отправлений, которыми зрителей те же искусствоведы призывают не только любоваться, но и восхищаться, поскольку это отвечает духу времени и чрезвычайно (употребим шикарное словечко!) «гламурно».
«Гламурно» появляются в прозрачных контейнерах мертвые животные в формалине, распятые шкурки убитых на глазах публики зверушек, кучи дерьма, свежеизвергнутого художником прямо на вернисаже, вода, собранная при омовении трупов и струящаяся по полу выставочного зала.
Венцом подобного рода извращений можно смело назвать сосульки из человеческих экскрементов, повисшие из окон Исторического музея и Эрмитажа над Красной и Дворцовой площадями Москвы и Санкт-Петербурга во время проведения 1 международного московского биеннале 2005г.
Это уже не чудачество и оригинальничание отдельных представителей богемы. Это прямое и намеренное оскорбление чувства национального достоинства. Говорят, что это творение Ильи Кабакова - одного из отцов-основателей современного концептуализма.
За наши бешеные деньги
Все эти знаменитые биеннале финансируются из федерального бюджета, а кураторами выставок приглашаются известные западные эксперты. По данным ИТАР-ТАСС, на проведение 2 биеннале 2007 г. из госбюджета выделено 52 млн руб.
Газета «Коммерсант- власть» писала по этому поводу: «Государство, видимо осознав, что поддержка современного искусства – вопрос международного престижа страны, выделило на проведение второй биеннале 52 млн рублей». Были представлены такие мэтры современного искусства, как Мэтью Барни (недоучившийся пластический хирург, модель, муж Бьерк), ныне самый выдающийся американский художник.
Интерпретаторы его фильмов и инсталляций пытаются хоть как -то объяснить их смысл, но из смеси истории искусства, масонства, противогаза, вазелина, кровавой бани и нью-йоркского небоскреба смысл не извлекается! Но зато сводится, как пишет журналист, «в одно гламурное целое». «Впрочем,- добавляет журналист, - зрители завороженно смотрят это многочасовое видео как клип, не особенно задумываясь о смысле зрелища».
Все это делается для быстрейшего приобщения и «вливания» отсталого отечественного изобразительного искусства в мировой творческий процесс и арт-рынок. Для этого же устраиваются мастер-классы с иноземными специалистами для студентов наших творческих вузов.
18 сентября прошлого года ведущий передачи «Апокриф» канала «Культура» Виктор Ерофеев собрал в студии ведущих специалистов по «московскому концептуализму». Выступая перед школьниками старших классов, все эксперты объясняли ребятам, что это замечательное направление в искусстве, которое не всем дано понять, что оно собрало под свое крыло выдающихся личностей, и что тот птичий язык и заумь, на котором они говорят, и есть проявление высочайшего интеллекта.
Эксперты внушали, что эти люди занимаются уборкой, что они подобны «санитарам леса», что они – талантливые теоретики искусства.
Что-то в это не верится. Наоборот, кровь, навоз и урина - самые излюбленные материалы нынешних первоткрывателей.
Одна моя остроумная подруга так объяснила разницу между перформансом и инсталляцией: «Когда художник в чем мать родила скачет на четвереньках, ведомый на поводке, и лает на публику, собравшуюся на открытие выставки, - это перформанс. Когда он садится в уголке справить большую нужду - это тоже перформанс. А вот когда публика любуется на результаты его трудов - это уже инсталляция».
Согласитесь, что попробуй этот художник проделать такие штуки на улице или в ином общественном месте, его призвали бы к порядку. А тут все в восторге, что заставляет задуматься о «слепых поводырях слепых».
Возвращаясь к передаче «Апокриф», надо с сожалением отметить, что только один человек в студии решился сказать, что все эти эксперименты ничего общего не имеют с искусством и ничего не дают душе человека.
Там, куда стекаются огромные деньги, нет места сантиментам и брюзжанию «о вечном и прекрасном». Не работают и аргументы научно доказанного вымирания нации из-за отравления недоброкачественной пищей духовной, и не случайно этот процесс получил название «эпидемия преждевременной смертности».
Зоя Кутейникова
Продолжение следует
|