ЕВГЕНИЙ КНЯЗЕВ, народный артист России, ректор ТИ им. Щукина: ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ
Когда-то на вступительных экзаменах в театральное училище им.Щукина абитуриент Евгений Князев читал монолог Григория Незнамова. Тогда взять столичный вуз с первой попытки не удалось. Но уже спустя годы именно эта роль в театре им.Вахтангова принесла молодому актеру Князеву успех и Государственную премию. Сегодня Евгений Князев играет главные роли в нескольких спектаклях родного театра, снимается в кино ("Маросейка, 12", "Пятый ангел", "На Верхней Масловке" и др.). И, кроме прочего, возглавляет Театральный институт им. Щукина.
- Пока ждала вас в фойе училища, Евгений Владимирович, краем глаза наблюдала за вашими студентами. Вроде, ребята, как ребята – шумные, озорные, подвижные, какие и должны быть в 18-20 лет. А у вас какие впечатления от молодежи?
- Те ребята, кто поступает к нам, безусловно, одаренные люди. Они понимают, куда и зачем пришли. Ведь наша профессия – хоть и заманчивая, но одна из труднейших, обучиться ей сложно. Одного таланта порой здесь недостаточно. Чтобы состояться молодому человеку, необходимо не только страстное желание, но и недюжинная воля, энергия, терпение. Мы выпускаем в год 30-40 человек. Но далеко не у каждого судьба складывается так, как мечталось при поступлении вуз: лишь единицы получат признание у зрителей, будут успешны в кино. Кто-то и вовсе не найдет себя в профессии. Это нормально. Так было всегда!
- Как складываются ваши отношения со студентами?
- Вахтанговская школа всегда славилась своей демократичностью. Во все времена учителя относились здесь к студентами как к своим детям. А как иначе - они ведь проводят здесь почти все время, с утра до позднего вечера. Я знаю практически всех студентов по именам. Ребята называют институт своим вторым домом, а нас – родителями. Ну, а настоящие родители могут быть за своих детей спокойны: за все время существования училища у нас не было ни одного случая наркомании или пьянства. Мы много времени уделяем их общему образованию, стараемся привить любовь к искусству, русской литературе - артист не может быть необразованным человеком. Если бы вы слышали, как завкафедрой по сценической речи Василий Семенович Лановой принимает у студентов экзамены по художественному чтению – с этим ни одна филармония не сравнится.
- Но, честно говоря, иной раз видишь актера на экране и не можешь поверить, что это актер – настолько он беспомощен в своей профессии. Почему же молодежь теряет то, чему училась в театральных институтах? Куда улетучивается их молодой задор, их энергия?
- Каждому актеру хочется состояться профессионально, причем как можно быстрее. Поэтому, когда молодые люди получает предложения сниматься в сериалах, они хватаются за это. И совершают непростительную ошибку.
Они еще не в силах понять, что режиссеры приглашают их на съемки не за талант, а всего лишь за типаж, за внешние данные. В большинстве современных сериалов нет даже намека на творчество: у актеров нет времени на осмысление роли, на подготовку к работе. Получили текст, вышли на съемочную площадку – и быстро вперед! Как говорится, время – деньги. На съемку сцены - полчаса. Главное – не забыть текст. И режиссера рядом нет – он сидит за монитором, следит, чтобы микрофон в кадр не попал. Остальное – не беда, сойдет и так!
В результате – полная пустота, отсутствие всякого движения в кадре. При таком раскладе артистам с опытом трудно бывает – не то, что молодым. Возьмите недавно прошедший сериал «Бедная Настя». Обратили внимание, там и профессиональные актеры не очень-то блещут актерским мастерством!
Но мне кажется, что это само скоро кончится. Придет время, когда это надоест, неприлично будет сочинять примитивные диалоги, сниматься в примитивных сериалах. Уже появляются хорошие режиссеры и продюсеры, ориентированные на качественное кино. Так что, движение вперед уже проглядывается. Только это не скоро делается.
- А вам, Евгений Владимирович, положа руку на сердце, никогда не было стыдно за свою работу?
- Было такое. Когда-то я принимал участие в сериале «Молодые и злые». Мне обещали, что это будет новое кино. Оказалось, что прямо на съемочной площадке писались тексты, а в результате экономии средств было такое количество всевозможных «ляпов» и накладок, что становилось стыдно. Хотелось уйти, что, в конце концов, и пришлось сделать. Никакого отношения к актерской профессии такая работа не имеет.
- А, может, еще дело и в том, что многие актеры распыляются, пытаются объять необъятное. К примеру, параллельно занимаются бизнесом, чего в русском театре никогда не наблюдалось. Как вы к этому относитесь?
- Если кому-то это удается, почему нет? Вспомните, это только при советской власти невозможно было сидеть на двух стульях. Если артист служил в Вахтанговском театре, то уже не мог принимать участие в спектакле МХАТа. Для этого необходимо было уволиться из своего театра. Исключение сделали лишь однажды: когда Михаил Ульянов должен был сыграть Наполеона у Эфроса. Но это был единичный случай. Сейчас другое время. Другие отношения. Если в театре нельзя удовлетворить свой коммерческий интерес, то почему бы не заняться чем-то еще. Как, например, это делает Максим Суханов. Помимо служения театру он занимается ресторанным бизнесом, но это не мешает ему быть хорошим артистом. Таких примеров на Западе великое множество. Другое дело - далеко не всем это удается.
Мне, к примеру, тоже приходится подрабатывать на стороне: я озвучиваю фильмы, записываю спектакли на радио, снимаюсь в сериалах. Это мой приработок. Чего тут стесняться! На одну зарплату ректора не проживешь.
- Когда на телеэкране вышел сериал «Пятый ангел», где вы сыграли одну из главных ролей, он вызвал большой зрительский интерес. Особенно активно обсуждался ваш герой – новоиспеченный олигарх. Кстати, студенты не стали называть вас Плоткиным?
- Нет. Правда, на улице иногда называют. Кто-то уважительно – Григорием Моисеевичем окликает, кто-то просто Плоткиным. Однажды, когда шел сериал, мне нужно было купить цветы. Я приехал на рынок. Подхожу к продавщице, а она уставилась на меня и как во весь голос закричит: «Это ты вчера свою жену убил?» «Я», - говорю, понимая, о чем она. А народ уже во все глаза смотрит на меня, в ужасе шарахается оттого, что я пришел за цветами, видимо, на могилку жены. «И правильно сделал, - продолжает орать продавщица, - тебя любить надо было! Если бы она любила, то с тобой такого и не приключилось бы!»
- А как вы лично относитесь к Григорию Плоткину? Вы анализировали природу этого явления?
- Когда мне дали познакомиться со сценарием фильма «Пятый ангел», меня сразу «зацепила» судьба этого человека. Эта работа - серьезное размышление о жизни. Как сохранить человеческий облик перед соблазном больших денег? Как уберечь человеческое достоинство и уберечь душу? Где тот рубеж, за которым деньги перестают быть средством платежа и переходят в разряд нравственных категорий? Неплохой, в общем-то, человек, умный, энергичный, волевой, любящий родителей, Григорий Плоткин постепенно превращается в циничного и расчетливого бизнесмена, у которого деньги заменяют все в этой жизни. Чем это закончилось для многих реальных олигархов, мы знаем. Иных уж нет, а те – далече! Думаю, сегодня они бы так себя уже не вели.
- Как вы сами относитесь к деньгам?
- К сожалению, пока мы от них отказаться не можем. Мне нужно содержать дом, семью, хочется ездить на машине. Для этого я и работаю. Но сказать, что деньги меня уж очень интересуют – не могу. Я не ставлю пред собой цели обогатиться, заработать как можно больше. Большие деньги предусматривают и другие отношения. А меня устраивает то, что есть на сегодняшний день. Мне нравится то, чем я занимаюсь: играть в театре, сниматься в хорошем кино, получать удовольствие от общения с молодежью.
- А вы помните свой первый заработок?
- Конечно! Первые баснословные, на мой взгляд, деньги – 400 рублей – я получил после первого курса института за два месяца тяжкой работы в студенческом стройотряде. Чего только мне не приходилось делать: отгружать цемент, класть кирпичи, рыть фундамент, штукатурить, участвовать во всех черновых работах. Когда я принес эти деньги домой, мама заплакала. Мы ведь жили небогато. В семье было четверо детей, работал один отец.
Когда я поступил сюда, мне было неловко, чтоб родители тащили меня. Поэтому я решил, что обязательно буду получать повышенную стипендию. И, действительно, к третьему курсу я уже получал повышенную стипендию – около 100 рублей. Это были по тем времена приличные деньги – почти зарплата инженера. Но денег все равно не хватало.
Тогда мы с моим однокурсником Женей Дворжецким устроились в гардероб учебного театра. В училище, которым я сейчас руковожу, мы принимали у зрителей пальто и вешали их на вешалки. Это были дополнительные деньги. Мы не ходили по ресторанам, тем не менее, хотелось красиво одеваться и не обременять родителей. А потом мы с Женей устроились в Институт красоты, который расположился на наших задворках, уборщиками. Мыли там полы, но делали это так плохо, что директор института только из уважения к искусству не уволила нас, а поставила мыть «черную» лестницу, которую было не видно посетителям. Мы проработали там целый год и получали аж по 80 рублей.
- Где ваша отдушина?
- Люблю землю, сад, растения. Мне нравится ездить на дачу, где-то копать, что-то сажать. Люблю голыми руками ковыряться в земле, вырывать сорняки, выращивать цветы. Мне кажется, что через землю – я ее очень ощущаю – все отрицательное уходит, а положительное, наоборот, возвращается.
- Если бы была возможность, что бы попросили у волшебной щуки? Итак, по щучьему велению, по моему хотению…
- Ничего материального просить не хочу. Потому что, по себе знаю, что, если чего-то захотеть, то всего можно добиться. Наверное, я бы попросил веры и терпения себе, своей семье, детям на всю оставшуюся жизнь в самом широком смысле слова…
Интервью взяла Марина Характерова
|