ВАЛЕНТИН РАСПУТИН: НАПЛЮЕМ ЛИ МЫ НА СВОЮ ДОЛЮ?
Писатель Валентин Распутин. В памяти всплывают "Живи и помни", "Последний срок", "Деньги для Марии", "Прощание с Матерой"... Нет, не деревенскую жизнь в ее узком понимании узнавали мы из этих произведений, а жизнь, характер, дух народа. Правда, узнавание это оказывалось не всегда приятным: восприятие всего русского, как у любого честного художника, у Валентина Григорьевича неоднозначное.
- Сейчас русского усиленно скоблят со всех сторон, чтобы отыскать и объяснить его недостатки дурной природой. И получается: ни для чего-то доброго он непригоден, и уж, конечно, непригоден управиться с собой.
- А хочет ли он сам управиться с собой?! Где мы видели хотя бы одну область, где люди - добрые, умные - выдвигали бы своего кандидата, талантливого да честного? Ничего подобного - так и будут голосовать за абрамовичей и прочих залетных птиц.
- Позвольте, Абрамович выдвинулся в Думу от чукчей, русским он как раз не доверяет. Не доверяет - значит, не рассчитывает их одурить. Так же, как не доверяют им ни Березовский, ни Кобзон, ни другие "бедные безродные". Значит, с политграмотой у русских становится лучше. Прочел я недавно статью, написанную эмигрантом Александром Салтыковым. Называется она "Две России". Контраст между Россией и Европой Салтыков объясняет тем, что Европа входила в состав Римской империи и была вовлечена в культуру тысячелетних цивилизаций. Русским же пришлось строить свой характер без фундамента, и выстроить его надлежащим образом не удалось. Отсюда наш нигилизм, анархия, бескультурье, словом, все наши нестроения. Две России - это плюс-Россия и минус-Россия. То, что относится к плюс-России, создано варягами, минус-Россия - наше собственное, изначальное. Салтыков считает, что вся история России была призванием варягов, и, естественно, чтобы продолжить ее, необходимо снова обратиться к чужеземцам. Ибо изнутри никакого строения извлечь нам не дано. Видите, как откровенно и цинично? Позвольте, зачем призывать варягов, если они уже правят нами?! Или варяг пошел не тот, или никакой варяг уже неспособен помочь?! Так что и в этом случае ничего не остается, как обратиться к собственным деятелям. Они есть. Их искать не надо, они на виду. Их просто не пускают.
- Чего же мы их не двигаем во власть?! Взятка - это тоже привнесенная, не наша национальная черта? Лучше грех на душу возьму, чем честно заработаю те же деньги?
- Где в России найти работу и живые деньги? Пол-России сидит без постоянной работы из-за разрушенного хозяйства, в деревнях пенсию до последнего времени выплачивали крупой да солью. Может быть, в Подмосковье на обслуживании бессчетного числа богачей, так? На живые деньги скупаются дворцы на лазурных берегах и райских островах.
Рыба гниет с головы. Вы лучше меня информированы и знаете, на какие доходы правящей российской камарильей скупаются дворцы по всему миру, и из какого теста лепятся Чубайсы. А уж на старших глядя... При Столыпине взяточничеству в России была объявлена беспощадная война, и эмигранты удивлялись разгулу взяточничества, в сравнении с Россией, в Европе.
- Почему, что бы ни происходило в управлении нами, мы все безропотно терпим? Если что не нравится - то измени! Что ж это за непротивление злу? Или, может, и терпение стало производным от наплевательства на свою жизнь, от лени изменить свою долю!
- Не есть ли терпение - способ убедиться в том, что нужно принимать такое решение, а не другое? Может быть, долго запрягать - это совсем и неплохо? Нам с вами не дано знать, выигрышей или проигрышей стоит это долгое запрягание. Наше запрягание, слава Богу, кончилось. Вспомните выборгскую историю, когда рабочие вернули себе украденный целлюлозный комбинат. Этот народный почин - как волевое действие - не остался единичным. Так что - поехали!
Наталья Желнорова
|