Почему мы замечаем только чужие таланты, своих - как всегда - не ценим? Скажите, зачем нам на Евровидении от России украинка Настя Приходько, если столько своих замечательных, одаренных Богом певцов и певиц остаются невостребованными?
"ТОЛЬКО РАЗ БЫВАЮТ В ЖИЗНИ ВСТРЕЧИ..."
Кто хоть раз побывал на чудесном курорте Чехии в Карловых Варах, тот, скорее всего, попал на концерт местной певицы Валерии Моисеевой. Откуда - вы спросите - у чешской певицы русская фамилия? А все оттуда же, из России...
16 лет назад неведомая судьба занесла эту красивую хрупкую девушку всего на несколько дней в Чехию. И эти несколько дней полностью изменили ровное течение жизненных планов Лерочки.
Это сейчас афишами с ее портретом и датами концертов увешаны Карловы Вары, а тогда... Ах, если бы знали мы, что нас ждет! - Тогда, видно, и рисковать не стали бы. Нет уж, пусть лучше будет так, как есть: все, что ждет нас, ведомо одному Богу. Любящему нас. Дарующему избранным из нас такой чарующий, необыкновенной сильный и лиричный голос, как у Валерии.
... Мы познакомим вас со страницами из дневника мужа певицы, по стечению судьбы, имеющего то же имя, как и жена. Оба Валерии. Он тоже наш соотечественник, в прошлом журналист. Сейчас пишет замечательные стихи (мы скоро вас с ними познакомим). Дневник Моисеева рассказывает об их жизни в Чехии. И о его любви. Любви глубокой и чистой, но в тоже время, такой сложной и драматичной...
8 марта 1993 года
Почти год живу в Чехии. За это время побывал в лагере для беженцев, работал на стройке, был в статусе нелегального безработного, весьма успешно продавал на улице акварели петербургских художников. В Карловых Варах был подобран хозяином галереи и получил уникальную должность – фотограф и уполномоченный по пропаганде и продаже художественных изделий. Но должность эта не приносила мне ни кроны дохода.
И вот я в Праге. Нарядился во все лучшее. На мне даже белая рубашка с галстуком - завтра из Питера приезжают мои знакомые акварелисты. В нашей галерее открывается выставка их работ – «Русская тройка».
9 марта 1993 года
Поезд с двухчасовым опозданием, наконец-то, прибыл к пражскому перрону. Почему-то с утра сердце колотится, как перед экзаменом. А может быть, перед нежданной радостью?
Вагон «Санкт-Петербург-Прага» оказался не в голове, а в хвосте поезда, и мне пришлось бежать вдоль всего состава. Ну, вот и нужный мне вагон. Подбегаю и вижу, как из него выходит девушка с гитарой. Спрашиваю ее: «Не знаете, художники в этом вагоне приехали?... Ах, вы с ними. А как вас зовут?» – «Валерия» – «Правда? А меня – Валерий!».
Потом, уже в Карловых Варах, было застолье. Но мне надо было ехать в Ходов, городок, где я жил. Мне не хотелось расставаться с новыми друзьями. Мне было так хорошо и уютно среди своих, русских. И Валерия так чудесно поет романсы. Я все-таки засобирался, испугавшись, что не успею на последний поезд. А Валерия вдруг запела: «Не уходи, побудь со мною…» И я остался. И влюбился по уши. И в этом состоянии нахожусь до сих пор.
8 декабря 1995 года
Мы ходим по коридору родильного отделения. Я вожу за тобой капельницу с физиологическим раствором и «заговариваю тебе зубы». А перед этим читал тебе «Евгения Онегина». В больнице мы уже двенадцать часов. Промежутки между схватками становятся все короче…
Вокруг тебя хлопочут медики. Я фотографирую Великое событие. А слезы текут и текут… Первый раз в жизни узнал, что такое слезы счастья. Но, видно, в силу профессиональной привычки пытаюсь руководить съемкой: отстраняю врача, загораживающего интересный кадр, прошу сестричку подвинуться.
Девочку положили тебе на грудь. И ты, уставшая, с улыбкой обняла ее и прошептала: «Моя Оленька».
24 ноября 1996 года
В стихах предложил тебе руку и сердце, и ты согласилась стать моей женой. Нас венчают в православном храме Святых Апостолов Петра и Павла в Карловых Варах. «Пей, Валерия, Чашу свою!» – сказал священник и начал водить нас вокруг иконы. В церкви не топили, и ты была совсем промерзшая. Дома я напустил в ванну горячей воды и оттаивал тебя в ней и еще чаем с ромом.
На скромном свадебном вечере присутствовали только самые близкие нам в то время люди. Женщины время от времени по-очереди брали Оленьку на руки, чтобы невеста могла побыть с гостями.
8 декабря 1996 года
Первую годовщину со дня рождения Ольки мы отмечали в родильном отделении карлововарской больницы с той самой бригадой акушеров, которая год назад принимала роды у Валерии. Благо, в это время никто не рожал. Когда мы приехали со свертками, пакетами и сумками и предложили отпраздновать день рождения Оленьки, у медиков округлились глаза. Потом они сказали, что до сих пор день рождения ребенка в роддоме никто не отмечал.
29 марта 1998 года
Я продаю в киоске сувениры. Из соседнего магазина выбегает продавщица: «Валера, звонила жена, скорее домой!». Ясно, значит, сегодня. День воскресный, в городке никого из друзей нет, и мне не на чем добраться до Карловых Вар. Но мне удалось дозвониться до твоей сотрудницы, и она везет нас в больницу опять рожать, всю дорогу упрашивает: «Валерия, пожалуйста, не в машине…»
Знакомое родильное отделение и… знакомая акушерская бригада. Встретили как родных. В 23 часа 15 минут наша семья пополнилась еще одной женщиной. Это была Дашенька.
8 апреля 2000 года
Дует холодный ветер, срываются снежинки. Ты первый раз поешь на улице.
- Ты же говорила, что никогда не будешь петь на улице.
- Это было раньше. Сейчас я думаю иначе.
Так получилось – на меня «наехали». Мне напомнили, что у меня есть дети, и я был вынужден все рассказать тебе. Наивные, мы сначала пошли в полицию. Нам там дали ценный совет: «Когда будут стрелять, лучше к дверям не подходить». Мы оказались без денег. Ты в послеродовом отпуске, я без работы. Спасибо теще, приславшей сто долларов, детям на обувь. Мы же на эти деньги купили в комиссионке музыкальные инструменты. И пошли на улицу…
Наш дебют оказался неудачным, я сник, а ты в который раз проявила мужество. Ты пила свою Чашу, подливая в нее и из моей.
Потом каждый день мы вставали в пять утра и, нагруженные инструментами, с детьми, неслись на вокзал. Оленьке уже четыре года, Даше – два, у меня юбилей – пятьдесят лет.
Утром поем в Хэбе, после обеда перебираемся в Франтишковы Лазни. Собирается вокруг нас человек 20-25. Когда ты заканчиваешь петь, выходит Оленька с флейтой в руках и старательно выговаривает: «Моцалт» (букву «р» произносить она еще не умеет), и выдувает арию Фигаро из «Свадьбы Фигаро», еще более прекрасную в ее исполнении. Никогда не забуду картины: Даша спит в коляске в тени большого дерева, ты поешь, а я обхожу урны и собираю бутылки.
В июнь 2000 года в Чехии был, на удивление, очень холодным. Термометр показывал всего восемь градусов тепла. Но ты пела и под дождем, а потом три недели не могла разговаривать – пропал голос. В этот год мы поняли, что семья – это мы.
11 ноября 2001 года
Идет мокрый снег. Вчера отпраздновали твой день рождения, а сегодня с утра ты опять уехала петь в Карловы Вары. Возвращаешься со счастливой улыбкой: тебе предложили петь в ресторане!
Мы не сразу, но нашли свою тропинку. Иногда она обрывалась, временами мы впадали в уныние, хотелось даже остановиться, все бросить. Но вспоминали людей, которые приходили в ресторан, только чтобы послушать тебя, им не всем хватало места, и они сидели на ступеньках, стояли у входных дверей. А вспомнив их, понимали, что не в силах бросить все это. К тому же аплодисменты и громкое «браво», действительно, так сладки.
1 сентября 2002 года
Оленька пошла в школу. Даже в две: чешскую и русскую при посольстве России в Праге. Везде хочет быть первой. Помимо основных школ, занимается танцами, флейтой, атлетикой. Всюду записывалась сама, мы ее не принуждали. И везде успевает. Я ей завидую, у меня так не получается.
20 ноября 2002 года
Мы очень устали и не можем справиться с «отрицательными эмоциями». Мы будто чужие друг другу. Я явственно вижу черную пустоту. Но надо же, именно сейчас мы решились на выпуск первого нашего компакт-диска. Меня удивляет, что наши отношения никак не влияют на работу. Мы дружно обсуждаем запись, прослушиваем аранжировки, расставляем акценты в текстах. Но кончается работа, и понимание друг друга уходит. Только черная пустота.
10 декабря 2002 года
Впервые вижу тебя растерянной и даже испуганной. Ты не слышишь – двухстороннее воспаление среднего уха. Милая, как тебе больно! Даже говорить шепотом тебе больно. Как-то я пришел домой и застал тебя плачущей. Еле слышно ты сказала: «Я уже помолилась, думала, что мы больше не увидимся…»
5 июля 2003 года
Родители Валерии купили домик в Псковской области, и мы отвезли туда детей на каникулы. Боже, как давно я не был в России! Не в Москве, не в Петербурге, а в настоящей России, которую всегда любил…
13 августа 2004 года
Какой же красавец Минск! Мы приняли его всей душой. Ты поешь в подземном переходе метро «Площадь победы». Люди останавливаются, слушают, подпевают, заговаривают с тобой, кладут деньги в футляр от гитары. Но в этот раз ты пела не ради денег. Сегодня у нас прямой эфир на радио «Мир». Распеться было негде, и ты нашла выход: попеть в переходе. После часовой распевки, мы собрались уходить, и старушка, продававшая цветы, в знак благодарности со слезами протянула тебе букетик.
11 сентября 2004 года
Вот и Дашенька пошла в школу. А наши мысли о Беслане. Однажды один чех рассказал мне, как его и других чешских детишек в годы войны немцы привязывали к железнодорожной платформе и гнали ее перед воинским эшелоном, проверяя, нет ли мин. Послушайте, нельзя такими гнусными способами выиграть войну. Точно так же, нельзя этими способами бороться за свободу и независимость. Я понимаю и уважаю людей, не желающих быть рабами. Сам в 91-м дни и ночи проводил на баррикадах у Белого дома. Шел туда ради свободы. Но то, что устроили боевики в Беслане, мерзко.
2 февраля 2005 года
Из теленовостей узнаем, что в Карловы Вары приезжают дети из Беслана. Мы обратились в Генеральное консульство России с просьбой выступить перед ними. Такое разрешение нам дали, но предупредили, чтобы песни не вызывали у детей, да и у взрослых, сопровождавших их, тяжелых воспоминаний. Мы составили программу на полтора часа. Кажется, предусмотрели все, но кто бы мог подумать, что во время исполнения песни «Настоящий друг» при словах «Друг в беде не бросит…» вдруг расплачется девятилетний мальчуган. Да, эти проклятые тяжелые воспоминания останутся с ними на всю жизнь.
Мы, Валерия, можем с тобой гордиться своими детьми. После концерта я, как взрослым, пожал им руки, расцеловал. Но они прекрасно понимали, что сегодня не просто пели песни, они были с этими ребятами, разделяли их боль.
На другой день о нас писали в газете: «Фантастическое выступление русской семьи из Ходова». А главный врач санатория, который принимал детей из Беслана, сказала: «Матери и отцы плакали, видя, как улыбаются их дети, которых я сама еще ни разу не видела смеющимися».
24 апреля 2005 года
«Этот День Победы порохом пропах,,,» - выводит Дашенька на сцене летнего кинотеатра в городе Домажлице на юго-западе Чехии. Оленька аккомпанирует ей на флейте, ты – на клавишных. Нас пригласили на празднование 60-летия Победы. Нашей Победы. Здесь этот праздник называют Днем Освобождения.
После выступления к нам подходят люди, благодарят, просят сфотографироваться с нами, многие протягивают уже третий наш компакт-диск, который мы назвали «Павшим и живым». А мы готовимся к главному дню – 9 мая. Утром в этот день, как всегда, пойдем на Ходовское городское кладбище, положим цветы на братскую могилу. И в который раз я повторю девчонкам: «Помните!» А вечером ты будешь петь в честь этого святого праздника в ресторане. Мы с тобой стараемся, чтобы наши люди, где бы они теперь ни жили, помнили – у нас одна Родина, и все мы соотечественники. Даже при таком раскладе, как сейчас.
Валерий Моисеев
Голос (меццо-сопрано) Валерии неподражаем. Это дало возможность певице стать лауреатом 1 и 2 международных фестивалей "Киншперкский ключ", дипломантом международного конкурса русского романса имени Изабеллы Юрьевой, а также обладательницей приза "За проникновенное исполнение романса".
Послушайте пение Валерии и вы будете очарованы сами.
Удивительная и трогательная судьба у наших, русских людей, за рубежом. Часто мы читаем о том, как наши там обманывают местных жителей, и очень редко, что они там тоже герои. Спасибо им за то, что не уронили достоинство русского человека, что выстояли, преодолели препятствия на пути своей любви. Желаю им большого счастья, буду искать кассеты или диски с песнями Валерии, и также сердечно благодарю вашу газету, которая делает нам такие подарки, выискивает настоящих людей и рассказывает о них!
Наши -это сила! Но кто ее ценит? Выпусти нас в мир- мы много чего сделали бы! Думаете, только плохое? Нет мы показали бы людям капитала нашу душевность и щедрость, их легче показать чужому, чем своему. Свой может не оценить - сам такой, а там наша душа нараспашку на вес золота. Так-то. А Моисеевым -браво!!!
Хорошо вы рассказали про наших за рубежом. Я думаю, таких много! Но о них никто не рассказывает и это умаляет нацию, превращает нас в мафию, в бандитов, которых везде бояться. А мы не такие...
Интересная судьба. Интересные люди. Думаю, Валерии Моисеевы больше ценят и сохраняют нашу культуру, чем многие в России. Приятно!
С удовольствием бы послушала выступление Валерии, если у неё в ближайшие 2-3 недели будут концерты в КВ.
Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!