КРИЗИС ЖИЗНИ НЕ ПОМЕХА
Татьяна Дмитриева, директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского:
"Пока к психиатрам обращаются не те, кто уже пострадал от кризиса, а те, кто напуган самим фактом, негативной информацией, идущей с экранов телевизора, из газет, радио. В тревоге даже пенсионеры: те, кто, по определению, не могут потерять ни работу, ни заработок, бегут закупать соль, растительное масло. Это типично российская реакция на стресс. Но пока это момент ожидания.
Ситуация с финансовым кризисом, которая сейчас существует, может привести к увеличению бедных людей. И возникнет тот самый порочный круг, когда бедность и недостаточная медицинская помощь в нашей стране могут привести к ухудшению здоровья россиян, в том числе и психического.
В основном, обращаются к психиатрам взрослые и пожилые, но выросло число «кризисных обращений» (примерно на 20%). Причем чаще обращаются люди не самые бедные.
Проблемы, как правило, связаны с ипотекой: взяли кредит и потеряли работу. Главное для таких людей - не потеря места службы, а невозможность отдать кредит. К счастью, мы не являемся страной, где все ставки заняты. И если ты хочешь пережить кризис, работа всегда найдется. В госучреждениях полно вакансий.
Возможно, кому-то придется сменить специальность, не профессию. Так созданы службы обучения по смене специальности. Есть отсрочка оплаты кредита для тех, кто потерял работу. На улицах стали появляться дворники со славянским лицом – правительство сработало на опережение. Так что, пока кризис в России носит психологический характер.
Что нам может помочь?
Очень важно в поликлиниках открыть кабинеты психотерапевтической помощи, хотя во многих нет даже психологов. Но все решают главные врачи, надо лишь их переориентировать. Они ждут, когда им сверху укажут это сделать. Станет ли главный врач добровольно закрывать платный стоматологический кабинет, чтобы открыть кабинет психотерапии? Никогда! Потому что психиатрия нерентабельна, она не даст медучреждению дополнительных денег, тем более, во время кризиса.
Психолого-психиатрическая проблема должна быть решена на уровне города, в том числе и в Москве. И еще: сейчас настолько все сверхдемократично, что людей с психическими расстройствами и даже с обострениями врачи не могут госпитализировать, если больной не захочет.
Многие неврозы, депрессии не требуют госпитализации, их надо лечить амбулаторно. Если человек «заблудился в жизни», находится в тупике, важно, чтобы его выслушали, и чтобы с помощью врача он нашел решение, которое не смог найти сам. Иногда надо помочь привести мысли в порядок, ведь человек приходит к психологу в растрепанных чувствах. Задача – снять панику и заставить человека мобилизоваться. Помочь ему укрепить собственное «я». Подчас ему достаточно выговорить свои проблемы: когда пациент формирует свои мысли вслух, он слышит их как бы со стороны. И воспринимает проблемы как частично ушедшие, частично реализованные. Почему и говорят: «Если что-то случилось, поплачь, и свое горе выплачешь».
Есть психоневрологические диспансеры, по сути, тоже являющиеся первичным звеном, где человек может получить все виды бесплатной помощи.
В кризисное время многие обращаются в церковь. Если веришь и тебе становится легче после молитвы в церкви, то это правильно. И даже если не знаешь ни одной молитвы, просто постоять в этой, как говорят, намоленной атмосфере не помешает. Это помогает уложить свои мысли "по полочкам".
|