СПОРТ КАК ИСКУССТВО
Показав в прошлом году слабое выступление на Олимпиаде в Ванкувере, Россия, тем не менее, может гордиться своими героями в других видах спорта. Одним из них являются спортивные танцы. Вот уже несколько лет подряд танцоры привозят с чемпионатов мира золотые медали и всемирный почет. Однако о спортивных танцах в нашей стране большинство знает только понаслышке. Лишь в последние годы спорт стал популярнее, благодаря телевизионным шоу. И все же то, что нам показывают по телевизору – только яркий фантик от большого, красивого и сложного мира. Более того «Танцы со звездами» имеют мало общего с тем спортом, к которому в России каждый год присоединяется огромное количество людей.
Но даже настоящие турниры, которые транслирует наше ТВ, и афиши, которые порой висят на улицах Москвы, не могут дать полного представления о том, что творится за кулисами ярко освещенного паркета, на котором грациозно кружатся нарядные пары.
25-31 октября этого года в Москве, в выставочном центре Крокус Экспо пройдет крупнейший российский турнир по спортивным бальным танцам «Слава России». Каждую осень он собирает российских и иностранных спортсменов, борющихся за звание Чемпиона нашей страны. Десять танцев: вальс, венский вальс, танго, медленный фокстрот, квик-степ, самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв, разделенные на европейскую и латиноамериканскую программу несколько сотен раз будут исполнены танцорами самых разных возрастных категорий.
В преддверии самого важного российского турнира по спортивным танцам, особенно хочется поговорить о судьбе спорта в нашей стране, о его перспективах, подводных камнях и красоте.
Что вы знаете о танцах?
Так уж повелось с давних времен, что слово «спорт» практически всегда связано с таким понятием как «соревнование». Трудно, конечно отрицать, что кто-то приходит «поплавать» или «погонять мяч» только чтобы поддерживать хорошую физическую форму, но если мы говорим о большом и серьезном спорте, то никуда не деться от пресловутых состязаний. Они - единственный путь спортсмена к самоутверждению и заработку. Однако, что приходит в голову, когда вы слышите словосочетание «спортивные танцы»? Красота, изящество, страсть, элегантность… Да, они «спортивные», но ведь «танцы». А танец – это что-то легкое, позитивное. В первую очередь, удовольствие, а не выматывающая работа. Поэтому когда партнерша в открытом платье, украшенном стразами, и партнер, непременно высокий, стройный и мускулистый, выделывают умопомрачительные па на паркете, не задумываешься, чего все это стоит.
Мысли о том, насколько тяжел их труд и сколько препятствий стоит на пути к успеху, почти не посещают человека постороннего спорту и смотрящего на танцующую пару по ту сторону экрана телевизора. А между тем труд танцора ничуть не проще чем биатлониста, фигуриста или пловца. Чтобы войти в топ лучших с раннего детства приходится забыть о многих «радостях жизни», от прогулок с друзьями до таких вещей, как ролики, велосипед и лыжи: одна травма – и все труды насмарку.
Есть и еще один нюанс: к боксеру или баскетболисту претензий по «манере исполнения» быть не может. Есть правила, есть вклад в победу, выраженный в чисто физических способностях, есть, конечно, и талант к определенному делу, но вряд ли его будут оценивать с точки зрения эстетичности... Танцорам же с раннего детства приходится наравне с техникой изучать еще одно, очень непростое мастерство – актерское. Пара, танцующая неэмоционально, никому неинтересна, и чтобы стать лучшим, надо быть не только на голову «быстрее, выше, сильнее» противника, но и эмоциональнее, артистичнее, красивее, в конце концов!
Конечно, все труды с лихвой компенсируются любовью публики, первыми местами, чувством собственного достоинства, которое пробуждается всякий раз, когда осознаешь, что умеешь нечто особенное. Не говоря уже о том, что танец – довольно естественное для любого человека занятие. Думается, каждый второй житель планеты танцевал хотя бы один раз в жизни: на дискотеке, на свадьбе, сам с собой, перед зеркалом. Красивый танец издавна был возможностью привлечь к себе внимание, выделиться из толпы, даже если танцуешь на дилетантском уровне. Что уж говорить о профессионалах, чемпионах России, мира…
В нашей стране спортивные танцы не так популярны, как футбол или теннис: записи не транслируют каждую неделю по телевидению, и портреты ведущих спортсменов не печатают на школьных тетрадках и обложках глянцевых журналов. Но нельзя отрицать и то, что в последние годы спорт этот рьяно набирает обороты. Для простого зрителя все началось с кубка «Спартака», которому уже более десяти лет. Еще давным-давно, когда не было телевизионного шоу «Танцы со звездами», этот турнир транслировался на Новый год, привлекая к себе внимание зрителей, не столкнувшихся со спортом в повседневной жизни.
Небывалое оживление танцевального мира началось в девяностые годы. Спорт существовал и до этого – но именно тогда на сборы начинающих первого сентября в столичные и областные клубы стало приходить по сотне детишек, чьи родители мечтали видеть своих чад на паркете.
Именно тогда пришли в спорт пары, которые сейчас на слуху у всех, кто хоть немного знаком с миром танца. Алексей Сильде и Анна Фирстова - чемпионы мира по латиноамериканской программе 2009 года, Алина Басюк и Марат Гимаев - трехкратные чемпионы Мира по 10 танцам, многократные Чемпионы России в европейской программе, – все они начинали в те самые девяностые.
По сей день открывается большое количество кружков для начинающих, в том числе и взрослых, которые не сбираются становиться профессиональными танцорами. Активисты мира танца, стремящиеся вывести спорт на общенародный уровень популярности, организовывают новые большие и красивые турниры – все это способствует популяризации танца.
Нельзя не отметить, что Россия очень сильная страна на мировой арене спортивного танца. Если долгое время лидерство держали за собой Италия и Англия, то теперь наши пары – достойные и сильные конкуренты первопроходцам спорта. Увы, информация об этом почти не печатается в «светской прессе», но мы можем смело гордиться нашими спортсменами. В одном 2009 году пьедесталы самых крупных турниров не обошлись без пар из России. Взять хотя бы чемпионат мира. Среди взрослых пар наше первое и третье место в латиноамериканской программе; первое и третье, четвертое и шестое в европейской. Призовые места достались России и в чемпионе мира по европейским танцам среди молодежи, и среди юниоров!
Приводить более подробную статистику в статье смысла нет, ведь фамилии танцоров ничего не скажут широкой публике, да и они – не тайна. Любую информацию о наших чемпионах можно найти в интернете. Но тут важно другое – тенденция! Место России на всемирно известных соревнованиях, борьба на которых ничуть не уступает по напряженности Лиге Чемпионов или Кубку Дэвиса.
Физика и лирика
Как уже было сказано, одной физической подготовленности танцору мало. Важным и значимым остается его умение подать себя. Чемпион должен не только прекрасно танцевать, но и достойно и даже шикарно выглядеть. Платье, осанка, улыбка – все может стать билетом в долгожданный для каждого танцора финал. А потому и среди танцующих и среди «сочувствующих» не умолкает обсуждение того, к чему же танцы ближе – к спорту или искусству. С одной стороны – изнурительные тренировки, соревнования, физическая форма, с другой – музыка, яркие костюмы, элегантность и созидание чего-то прекрасного.
По большому счету из всех видов спорта танцы гораздо ближе к искусству, даже в сравнении с фигурным катанием, которое близко всем, благодаря тому, что относится к Олимпийским играм. Но если у последнего есть относительно четкие требования к победителю и вполне определенный набор критериев оценки, то субъективность, свойственную судьям-танцорам, устранить непросто. На большом турнире так называемые «топовые» пары равны между собой, а следовательно, выбрать лучшую бывает не по силам даже опытному судье – и тут все определяют личные пристрастия и вкусы. Решающим моментом может стать любая мелочь, вплоть до цвета платья партнерши.
Судьи тоже люди, и они сами это признают. Поэтому одним из болезненных моментов танцевального спорта остается судейство. Даже самый беспристрастный человек в мире не может совсем отключить эмоции.
Представьте крупнейший турнир нашей страны – «Слава России». Количество пар на таких соревнования исчисляется несколькими сотнями, а в финал выходит - шесть. Эти шесть настолько равны и сильны, что выбрать одну пару – невозможно. Если одним из критериев оценки в Олимпийских видах спорта является возможность простого зрителя понять, почему именно этот спортсмен – первый, а этот – последний (это касается даже того самого субъективного фигурного катания), то в танцах подчас такое четкое разграничение не может провести и опытный судья. Правила судейства прописаны достаточно четко и те, кто судят турниры общенационального характера, знают их до последней запятой, но нарушения всегда имеют место быть. Это не «засуживание» и не «подсуживание» - это простая человеческая реакция. Менее опытный судья может посоветоваться с более опытным, может подслушать чужое обсуждение, если не в состоянии сам выбрать одну из трех пар. Не обходится и без оглядки на рейтинг пары. Да, оценивать нужно танец в один конкретный момент, но большинство судий все равно обращают внимание на стабильность, которую показывают конкурсанты.
Это все те факторы, в которых нельзя никого обвинить – специфика спорта и человеческой натуры. Но в спортивном танце не обходится и без преднамеренного «убирания» конкурентов. Наблюдательный человек порой может заметить на турнире следующую ситуацию: арбитры консультируют «своих» танцоров. Практически невозможно подобрать судейскую коллегию так, чтобы никто из тех, кто ставит оценки, не являлся тренером хотя бы одной из тех пар, что выходят на паркет. А потому картина, когда один из судий прямо на паркете показывает паре некоторый набор движений, а потом идет оценивать танцующих может напугать многих. Также не редкость и обмен «крестами» (система оценки в спортивных танцах не бальная: в следующий тур выводится определенное количество пар, их номер помечается в анкете крестами): судьи ведут вперед пары своих знакомых, в обмен на такую же услугу.
Есть и такое понятие, как «проплаченный финал». И, возможно, никто не идет отдавать деньги в руки организаторов, ведь есть другой, куда более распространенный способ: возможность «познакомиться» с судьей. Дело в том, что состав судейской коллегии должен быть объявлен заранее. За несколько месяцев становится известно, какие именно арбитры выдут на паркет на том или ином крупном турнире. Это дает возможность позаниматься с тем тренером (а то и несколькими), который потом будет в числе судий. Одним из главных инструментов в подготовке танцующей пары являются индивидуальные занятия. Их стоимость варьируется в зависимости от класса тренера и той танцевальной организации, к которой он приписан (в России их две: РТС и ФТСР). Каждый танцор берет такие «индивидуалки» изо дня в день, на протяжении всей своей жизни. Количество тренеров, занимающихся с парой, не ограничено. Перед турниром свой тренер может смениться на будущего судью, который узнает пару, вложит в нее свои силы, получит материальное вознаграждение и… будет к ней чуть внимательнее, чем к остальным. Ведь порой помешать взойти на пьедестал может банально то, что танцоры не попались арбитру на глаза: на паркет на крупных соревнованиях может выйти до двадцати конкурсантов, а на каждый танец около полутора минут. В итоге те, у кого нет возможности тренироваться в такой манере, шансы существенно уменьшаются, хотя и не исчезают совсем.
Пары, которые в спорте долгие годы, прекрасно знают об этих подводных камнях и живут по принципу: «Танцуй так, чтобы тебя не могли засудить!» Зачастую он, так или иначе, работает. Гораздо тяжелее дело обстоит с новичками и детьми, которых, в надежде на высокие результаты, родители приводят в спорт в возрасте шести-семи лет. Видя заплаканные лица двенадцатилетних юниоров, которых оценили ниже их способностей, невольно задумываешься: стоит ли игра свеч.
Мне сказали танцевать – и я танцую.
При всем вышесказанном, главной проблемой, спровоцировавшей создание этого материала, является именно детское «танцевание». Да, достигнуть высоких результатов в этом спорте можно и начав тренироваться в восемнадцать лет, но главные надежды на то, что Россия и через десять лет будет первой на мировой арене, возлагаются на тех, кто пришел в спорт чуть ли не раньше школы.
И вот тут начинаются проблемы. Шестилетних малышей приводят на тренировки, и из их жизни зачастую исчезает все остальное. Все бы ничего: подобная ситуация характерна для любого вида спорта, особенно если собираешься сделать его профессией. Но сотрудничая с танцорами разных возрастов, можно проследить одну довольно печальную тенденцию. Несколько лет назад ребенок, занимаясь танцами, успевал параллельно учить английский, плавать, читать, получать золотые медали и красные дипломы ВУЗов. Да, уроки на коленках в метро были и тогда, и на детские игры, куклы и машинки, времени не оставалось, но образование, книги – все казалось доступным. Многие из тех, кто занимают пьедестал в настоящее время, могут похвастаться разносторонними интересами, зародившимися еще в детстве.
Сейчас же конкуренция становится такой высокой, что все свое время будущие звезды паркета посвящают исключительно тренировкам. В погоне за возможностью стать мастером спорта раньше получения аттестата о среднем образовании, ребенок не успевает по сути это образование получать. И в этом вина не столько самих детей, сколько родителей. Именно они направляют своих чад на тот или иной путь. Оно и понятно: отдавая столько сил спорту, человек уже лет в шестнадцать станет чемпионом – что уж говорить о том, каких вершин он достигнет, когда в восемнадцать лет перейдет в категорию «взрослые» - самый главный этап в жизни танцора, длящийся до тех пор, пока пара не решит уйти из любительского танца. Но вся остальная жизнь? По большому счету, если с танцами не заладится, человеку будет крайне трудно найти себя в другой жизни по ту сторону паркета: ни интересов, ни знаний – ведь ради тренировок и соревнований школу приходится пропускать регулярно. Когда ребенок выступает, занимает места, бегает по большим спортивным комплексам в ярком платьице, с уложенными волосами – совсем как взрослый – это очень умиляет, но и затмевает разум некоторых родителей.
Рассуждая подобным образом, я могу получить контраргумент, что без труда и жертв результата не достигнешь. И футболистов, и хоккеистов тоже приводят в спорт в шесть лет и таскают на тренировки каждый день через весь город. Да, и я готова подписаться под этим утверждением. Любой человек, поставивший своей целью спортивную карьеру, отказывается от многого в своей жизни, но и лишения должны быть разумными. В первую очередь – не убивающими личность. И что самое главное – личность танцевальную. Дети превращаются в маленьких роботов, которые не то, что не успевают заняться чем-то помимо танцев (речь не идет о бесцельном шатании по дворам, а о любых других интересах и занятиях), они не находят время осмыслить свое место в спорте, отношение к нему, цели, желания, свой стиль. Пожалуй, именно это и является самым катастрофичным. Интервью с многочисленными представителями юниорской группы можно свести к одной-единственной фразе: «Мне сказали танцевать – и я танцую». А ведь танец – это чувства, эмоции, отношения мужчины и женщины в конце концов, а далеко не только техничные па двух машин. Впрочем, причина подобной тенденции ясна: в последнее время танцы все больше превращаются в спорт. Лозунгом пар становится «быстрее, выше, сильнее», и за сногсшибательной техникой, не видно главного – танца. Об этом свидетельствуют многие танцоры, большинство из них еще помнят совсем другой стиль и надеются, что все вернется к тому, когда главным в танце было не сделать шпагат или колесо, а показать отношения мужчины и женщины на паркете.
Цена вопроса
Говоря о танцах, сложно не затронуть финансовую сторону. Мы часто удивляемся тому, что танцевальные успехи нашей страны уже не те, что были в Советском союзе. Этому есть много причин – и статья не об этом. Но вспомните, сколько государственных кружков было в России пару десятков лет назад. И сколько их сейчас? Чтобы отдать ребенка в спорт – а особенно в спорт большой и серьезный – нужно огромное количество денег.
Если мы говорим о танцах, то это: турниры, сборы, хореография, групповые занятия, индивидуальные занятия – цена которых может доходить до нескольких сотен долларов за сорок пять минут: в особенности это касается пар-чемпионов, которым необходимо заниматься с иностранными педагогами. Именно «индивидуалки», которые приходится брать изо дня в день, и составляют большую часть бюджета танцора, на них строится вся система подготовки пары к соревнованиям.
Наконец расходная статья – костюмы. Среднее платье взрослого танцора латиноамериканской программы обойдется в тридцать-пятьдесят тысяч. Европейской программы – существенно дороже: ткани и страз надо больше. А если учесть, что многие танцоры шьют новое платье к каждому крупному турниру?... Цифра выходит астрономическая. Естественно, все траты ложатся на плечи родителей, либо самого танцора, если он в том возрасте, когда может работать на «светской работе» или выступать в качестве тренера. В отличие от Европы, о поддержке со стороны государства, даже для «топовых» пар говорить не приходится. Оно и понятно.
Что хочется казать в заключение? Читателю может показаться, что я выступаю против спортивных танцев – так много недостатков и сложностей подмечено в статье. Но это не так. Этот спорт не любить нельзя! Необходимо лишь еще раз подтвердить теорию о том, что признание ошибок – есть путь к их исправлению. Понятно, что ни один вид спорта не обходится без своих болевых точек. У каждой золотой медли есть обратная сторона. Красота требует жертв, а то, что танцевальный спорт – красота в чистом виде, оспорить сложно.
Мы, занятые в спорте, верим, что он и дальше будет развиваться, становиться популярнее и доступнее. Что будут красивые турниры, хорошие площадки, поддержка государства. А тем, кто только собирается прийти или привести своих детей в танец, хочется произнести в напутствие одну цитату, лозунг Станислава Григорьевича Попова – президента Российского танцевального союза, вице-президента Всемирного совета по танцам и танцевальному спорту – «Танцуйте и будьте счастливы!»
Анна Турченкова
|