ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА?
В недавние еще годы, в летнее время я, бывая на даче у родственников в Подмосковье, отдыхал порою на зеленой полянке, посреди дачного участка. Клеверок с красными да белыми головками-цветами, вьюнок, мятлик, вейник, птичья греча да вездесущий пырей дружно росли, сплетаясь в мягкий зеленый ковер, на котором я и полеживал, в тени ли, на солнышке, по погоде. И вдруг как-то приезжаю, не узнаю дачу: яблони - на месте, а под ними и между - черная земля. Мне объясняют: здесь будет английский газон. По весне землю обработали раундапом, который всякую здешнюю траву напрочь уничтожает. Дважды ли, трижды за лето надо "раундапнуть", чтобы ни одна травинка не выжила. А на следующий год сажать английский газон. Такова технология.
Время прошло. Газон прижился, зеленеет. Хорошая получилась травка. Но вот лежать на ней мне что-то не хочется. Хотя в Европе, в Америке это давно в привычку. Привыкнем и мы. Ведь английский газон - столетиями отработанная культура приусадебного ли, коттеджного ландшафта. Культура, подчеркиваю. Ведь о ней ныне речь.
На хуторе Большой Набатов, от Москвы за тысячу верст, этот "ландшафт" появился недавно. Состоятельный городской человек купил на окраине домик, быстро его подправил, облагородил: новая яркая крыша, высокий забор, кирпичная сторожка у выезда. Конечно же деревья посадил, а еще - английский газон. По приезде на хутор услыхал я об этом, не больно поверил и пошел поглядеть. Хозяина не было, наезжает лишь в дни воскресные. Но мне рассказали, как трудно искоренялись местные травы. Травили их ядами. Понятно. Они ведь жили здесь многие века.
Хутор Большой Набатов лежит в просторной долине речки Голубой, которая знаменита среди ботаников всего мира. Кроме трав, для нашей донской земли привычных, счетом около 600, здесь растет целое созвездие редких растений. Ежегодно сюда устремляются целые экспедиции. Изучают да выясняют: как и почему эти травы сохранились именно здесь. Для ботаников это профессия. А для нас - земная краса. Выбравшись на степное приволье в пору молодого лета, не веришь глазам: не волшебный ли это сон? А теперь вот - газон английский. Сначала ядом все вытравить, а потом посеять и холить зеленую газонную травку. Настоящий английский газон, говорят, нужно создавать триста лет: стричь, удобрять, поливать изо дня в день. Впечатляет - если не знать, что родословная донских трав тянет на миллионы лет. Сохраняла их родная земля, природа.
Сотворение английского газона, началом которого является уничтожение местного естественного травостоя, на мой взгляд, есть очевидная модель становления "глобальной культуры".
С печалью и недоумением наблюдаю, при случае, военные парады, почетные караулы - у Мавзолея Ленина, в Александровском саду. Как можно восхищаться молодым здоровым человеком, превращенным путем долгой муштры в робота с заученными движениями, а то и вовсе в безжизненную статую? Во всем мире эти "почетные караулы" одинаково маршируют и салютуют, машут оружием, замирают.
Глобализация наступает по всем фронтам.
Чем угощал президент США нашего президента? Обычно стараются гостя удивить национальным блюдом. Им оказался гамбургер, которому покорился весь мир. Пиццерии, суши-рестораны - сплошь и рядом в наших больших городах (да уже и в малых). "Чайные", "Блинные", "Пельменные" пропали вовсе. Их тоже "раундапнули".
Включите радио, телевизор. Шум-гром-дым, световые эффекты. Не сразу и поймешь, в какой ты стране. Чужие шлягеры на чужом языке. Даже на "Евровидении" представитель России пел на английском. На русском, видимо, "не донесешь". А доводы очень простые: новому времени - новые "песни". Глобальные.
В Советском Союзе по торжественным датам - Первомай, годовщина Октября, День Конституции - в обычае были праздничные концерты. Их транслировали из Кремлевского дворца съездов для всей страны. Эти концерты были ярким многоцветьем культур и талантов народов СССР. Русский и украинский народные хоры, узбекский "Бахор", "Орэра" из Грузии... У каждого исполнителя, коллектива не только свой язык, но и образ, музыкальный стиль, основа которых - вековые традиции родной земли и народа. Нынче государственных праздников не меньше. И концерты остались. Но там - иное. А вернее, всё те же и всё то же: телевизионная "бригада". Татарской песни, башкирского танца, алтайского горлового пения, другой самобытной культуры и ныне многонациональной России там нет. До зеленой тоски скучный, искусственный, "глобальный" газон, с которого и начал я речь.
Им же и закончу, приладив к своим размышлениям отрывок из читательского письма: "В очень давние уже годы пришлось мне ехать машиной в ваших краях. Решили отдохнуть, отъехали от дороги к небольшой балочке. Из машины вышли, и словно мир иной. Описать не могу, но помню через тридцать лет. Это было в мае или июне..."
Значит, не так уж и одинок я в своей привязанности к родной земле: ее обычаям, нравам, языку, культуре, природе; не кичась и особо не гордясь, но уповая на то, что русский народ, прошедший за свою историю через горнила иноземных нашествий, внутренних смут, кровавых междоусобиц и сохранивший свою национальную самобытность, не будет размыт потоками "глобальной культуры", но сохранит свою душу и свою веру, свою культуру. И по-прежнему будет приманчиво, ярко цвести на просторном лугу многих народов и наций.
Борис Екимов, писатель
|