МЫ ВЫТАЩИЛИ СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ!
20 ноября исполняется 85 лет великой русской балерине Майе Плисецкой.
Корреспондент Юрий Коваленко побеседовал с Майей Плисецкой и Родионом Щедриным.
- После золотой свадьбы вы продолжаете объясняться друг другу в любви?
Щедрин: Когда люди столько лет вместе, то градус нежности только возрастает - и ежегодно, и ежечасно.
- Что и говорить, ваш брак - большая удача небесной канцелярии.
Щедрин: Так оно и есть. Его нельзя было замыслить или предсказать. Мы просто вытащили счастливый билет.
- Вы следуете завету Лили Брик, которая вас познакомила и пожелала состариться на одной подушке?
Плисецкая: Это пожелала не Лиля Брик, а женщина, которая нам ставила штемпель в паспорт в ЗАГСе Киевского района Москвы. Мы тогда жили около гостиницы "Украина", на Кутузовском проспекте.
- Майя Михайловна, а вы могли бы полюбить человека, который не одарен большим талантом?
Плисецкая: Я же не задавала себе программу - просто полюбила человека.
- В какой мере, Родион Константинович, вам удалось разгадать загадку по имени Майя?
Щедрин: Я уверен, что она - инопланетянка. И в этом меня убеждает каждый день, прожитый вместе.
- "В характере Майи сочетаются покорность и бунтарство", - пишете вы в своих "Автобиографических записях". Это касается и творчества, и личной жизни?
Плисецкая: Для кого-то я очень большой бунтарь, но кому-то покорна...
Щедрин: Я помню, как Майя работала с разными балетмейстерами. Она была уступчива и мягка, словно послушная глина, в руках Мориса Бежара. Но с другими хореографами она бунтовала: начинала с ними работать и отказывалась - с молниями в глазах. У Майи это сочетается и в творчестве, и в личной жизни. Таков ее характер.
- Майя Михайловна однажды назвала Марию Стюарт самой гениальной женщиной всех времен и народов. Чем вызвано это восхищение?
Плисецкая: В ней было всё - и характер, и бесстрашие, и убежденность. Одно время я даже предполагала, что именно Мария Стюарт сочиняла пьесы, авторство которых приписывают Шекспиру.
Щедрин: Майя танцевала в испанском балете "Мария Стюарт". Его хореограф - Хосе Гранеро был вдохновлен Майиной идеей, согласно которой шекспировские сонеты и пьесы сочинила Мария Стюарт. Актер Шекспир никогда не выезжал за границу, не знал иностранных языков, а Мария Стюарт много где бывала, знала языки.
- В какой мере семейная жизнь влияет на выбор музыкального жанра? Григ, например, писал для своей жены - певицы.
Щедрин: Моя склонность к созданию музыки для балетов, естественно, продиктована Майей - в этом не может быть никакого сомнения. Все пять моих балетов - "Кармен", "Анна Каренина", "Чайка", "Дама с собачкой" и "Конек- Горбунок" - посвящены Майе. И еще "Безумная из Шайо" - в какой-то мере компиляция из моей музыки, но тоже балет для нее.
- Творчество Щедрина - оперы и балеты - тесно связано с русской литературой. Чем объясняется особая любовь к Лескову?
Плисецкая: Часто задают вопрос: что такое русская душа? Кто спрашивает - не понимает, а кто отвечает - не понимает тем более. Поэтому вопрос остается вопросом. Почитайте Лескова - и вы поймете, что такое русская душа. В Лескове есть всё, что есть в истинно русском человеке. Кстати, слова "истина" нет ни в одном другом языке. Лесков понял психологию русской души - это соединение жестокости и невероятной доброты.
Щедрин: Он был великий провидец, который в своих сочинениях - как никто другой - предсказал будущее России. У него есть поразительные провидения, которые ранят душу. Еще в ХIX веке он написал: возьмёте идею со стороны - Россия взяла марксизм, а на следующий день выберете себе квартального. Так мы и сделали... Ну, а тогдашние демократы пинали Лескова ногами, считали его агентом охранки, утверждали, что он сочинил роман "Некуда" под ее диктовку.
- Разве сегодняшний русский человек похож на его героев?
Щедрин: Конечно. Больше, чем на героев любого другого писателя. Перечитайте его короткий рассказ "Продукт природы" - у вас волосы дыбом встанут.
- Вы часто вспоминаете вашу домработницу Катю Жамкову - человека из деревни, честного и преданного. Она - лесковская героиня?
Плисецкая: Катя - стопроцентный лесковский тип. Он с таких и писал своих героев.
Щедрин: У нас было много близких и родных людей. Но вот нашу Катю Майя вспоминает каждодневно, все ее слова и присказки.
- Каким вам видится будущее классической музыки?
Щедрин: У молодых композиторов очень мало перспектив, потому что музыка требует вложений. Раньше государство было нашим спонсором, а сейчас спонсоров нужно искать. Микеланджело, Леонардо спонсировали, в них верили. То же самое можно сказать о великих композиторах. Говорят, Моцарт умер под забором. Но в его последней квартире было 11 комнат.
Плисецкая: Фон Мекк давала деньги Чайковскому...
Щедрин: Александр III положил ему пенсию в три тысячи золотых рублей - огромные деньги. Князь Эстергази содержал Гайдна...
- Вы человек широкий и щедрый. Парижане восхищаются тем, что однажды после спектакля вы вышли на сцену, сняли свои серьги с бриллиантами и преподнесли их балерине. Так оно и было?
Плисецкая: Я подарила их Алине Сомовой, балерине Мариинского театра, после "Конька-Горбунка".
- Высшее проявление ума - это доброта, сказал кто-то из классиков.
Плисецкая: Не уверена. Добряки бывают и набитыми дураками.
- Вы очень любите спорт, прежде всего футбол. Думаете, это искусство?
Плисецкая: Великое. Я очень уважаю, почитаю спортсменов и называю их современными гладиаторами. Им еще труднее, чем танцовщикам. Хотя у меня самой все перебито, и нет ни одного целехонького места ни в ногах, ни в спине.
- Вы в основном живете в Мюнхене?
Щедрин: Мы живем везде, как передвижники, - и в Москве, и в Литве, и в Германии. А больше всего - в самолете и поезде...
Юрий Коваленко
|