ПОЧТОВОЕ МЕНЮ
Почта России планирует расширить список своих услуг за счет торговли продуктами, лекарствами и некоторыми промтоварами. Начинание в принципе весьма похвальное. Но только в том случае, когда основная деятельность доведена, если не до совершенства, то до высокопрофессионального уровня.
Когда-то нам, людям еще советской эпохи, такие виражи в ведении бизнеса казались чем-то несерьезным и смешным. И не только нам, но даже отъявленным европейцам. Вспомнить хотя бы книгу Марти Ларни "Четвертый позвонок", где приехавший в США финн страшно удивлялся, что здесь ночью продукты можно купить в... аптеке. А почему нет? Ему, аптекарю, если аптека круглосуточная, все равно ночь коротать на посту, так почему не запастись скромным набором еды, чтобы продать припозднившемуся с ужином человеку пяток яиц и пакет молока? Все нормально: и людям удобно, и конторе приварок.
Сегодня эта маленькая предпринимательская хитрость эксплуатируется сплошь и рядом. Продуктовые магазины вовсю торгуют промтоварами, лотерейные киоски - шоколадками и т. д. - сопутствующая торговля процветает повсеместно.
Однако почта - это все же не торговля, а предприятие связи. Нет, вряд ли кто-то будет против, если появится возможность осуществить на почте не только денежный перевод или отправить поздравительную телеграмму пожилой родственнице в глубинке, но и купить заодно упаковку сахарного песка или флакон шампуня, пусть даже на пару рублей дороже, чем в привычных местах. Но...
- Мы негативно оцениваем подобную инициативу, потому что "Почта России" славится своим некачественным сервисом, - считает представитель общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Мария Свиридова. - Заниматься открытием нового, тем более столь сложного направления, как продукты и лекарства, не решив существующие проблемы, как минимум неблагоразумно. Торговля подобными товарами требует не только особых условий хранения, но еще и квалифицированного персонала.
Однако почта, судя по всему, решит вопрос не за счет своих кадров, а с помощью профессиональной торговли. Есть информация о том, что в трех столичных почтовых отделениях уже появились небольшие магазинчики. В 85-м отделении специалист почтового отделения сказал нам по телефону, что помещение под торговлю у них арендуют. И тут опять хотелось бы узнать: если это аренда, то на какие нужды пойдет арендная плата? Неужели на облагораживание интерь-ера, материальную поддержку и повышение культурного уровня сотрудников? Особенно если учесть, что почтовых отделений по стране более 40 тысяч.
Пока же работа почты вызывает нарекания.
- У меня в практике был случай, когда посылка от знакомых дважды возвращалась им обратно, потому что извещение на получение так и не попало мне в почтовый ящик, - делится своими почтовыми горестями моя коллега Екатерина Гусева. - А недавно стою в очереди на почте, впереди меня женщина спрашивает у оператора, сколько дней будет идти заказное письмо до Твери, а та подумала, прикинула и говорит, что дней 7 - 8. А до Твери автомобилем всего-то два-три часа езды!
Кстати, существуют контрольные сроки прохождения письменной корреспонденции. Насколько мне известно, на внутригородской территории городов федерального значения они составляют два дня. А до Твери, например, поскольку она является уже административным центром другого муниципального района на территории субъекта РФ, письмо будет идти еще дольше. Вот здесь, на мой взгляд, и надо бы подумать о пропагандируемой нашим президентом модернизации. Вопрос ведь не только в вежливом отношении к потребителю почтовой услуги, но и в том, чтобы совершенствовать всю деятельность в целом.
Во многих странах, несмотря на появление альтернативных средств связи, почта осталась уважаемой структурой. У нас же, к большому сожалению, слово "почта" перестало ассоциироваться с передовыми по оснащению предприятиями и душевными работниками (такими, например, как почтальоны военных лет, которые носили газеты и письма с фронта пешком в самые отдаленные деревни, которые радовались и печалились вместе с теми, кому приходили хорошие новости и "похоронки"). Разочарованные клиенты даже придумали слоган для ведомства: "Почта России. И пусть весь мир подождет!"
В последние лет двадцать у нас торговать очень полюбили. Если бы еще письма от такой торговли ходили шибче да без сбоев, тогда наступило бы полное почтовое благоденствие.
Ирина Татонова
|