ЧЕМ БОЛЬШЕ ОТДАЕШЬ, ТЕМ БОЛЬШЕ ПЕРСПЕКТИВ!
Дети-сироты, дети-инвалиды… У кого не защемит сердце при их виде! И мало кто останется равнодушным к их судьбе. Но пока одни думают, чем помочь этим ребятам, другие уже конкретными делами поддерживают таких детей. О том, что и как делается в этом направлении в Смоленской области рассказывает Наталья Полушкина, директор местного центра помощи детям-сиротам.
- Наталья Иосифовна, ваш Центр ориентирован на социально-психологическую помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, но вы ведь еще занимаетесь и детьми-инвалидами. Расскажите, пожалуйста, сначала об этих ребятах.
- В наших программах действительно участвуют дети с ограниченными возможностями – слабовидящие и слепые дети. Именно этим им сложнее всего адаптироваться к нынешним условиям жизни. Наше общество не совершенно – наряду с другими детьми, имеющими сохранное здоровье, этим ребятам приходится бороться за свою собственную позицию в коллективе, на производстве, в создании и сохранении своей семьи, на равных. Поэтому очень важно, чтобы они имели свой собственный опыт, позволяющий им адаптироваться к изменяющимися условиям, сохраняя при этом жизненную активность как на физическом, так и на социальном и духовном уровне. Основная идея работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в нашем центре – направленность на здоровье, а не болезнь. Человеку для его активности и жизнедеятельности просто необходимо внутреннее напряжение, с которым ему приходится научиться жить, либо преодолевать, если это возможно. Поэтому нецелесообразно ограждать ребенка имеющего ограниченные возможности здоровья от нагрузок и активности, ведь чем большее напряжение он преодолевает, тем здоровее и адаптированнее он становится. Человек, который не побеждал, не сопротивлялся и не преодолевал препятствия, продолжает чувствовать сомнения по поводу своего «могу». Это истинно не только по отношению к внешней опасности, но и в той же мере относится к способности контролировать и сдерживать собственные импульсы, а значит, не бояться их. Когда речь идет о детях и взрослых-инвалидах, которые вынуждены всю жизнь провести с этой болью, то понимание и принятие боли позволяет им приобрести силу, сконцентрироваться на собственной актуализации и развитии. Главная мысль и идея заключается в том, что человек с физическим недугом остается человеком сильным и способным жить, заботиться о себе и о близких. Принятие ответственности – лечит и воспитывает.
И еще одна особенность работы с этими детьми – поиск различных форм развития коммуникации между ними и внешним миром. В прошлом году совместно с кинологическим клубом «Аристократ» была разработана программа, основная идея которой - активное взаимодействие с животным и принятие на себя ответственности за заботу о нем.
В программе участвовали дети в возрасте от 7 до 12 лет. Именно в этом возрасте дети склонны очеловечивать животных, разговаривать с ними как с членами семьи либо полноправными друзьями. Они легко доверяют им свои радости и свою боль. Вторым важным аспектом является то, что собака понимает то, что ей хочет сказать ребенок, и у последнего есть возможность почувствовать себя успешным в этом взаимодействии, проявить свои лидерские качества и получить позитивную обратную связь как от животного, так и от взрослого, который в этот момент находится рядом. Перед специалистами стоит достаточно сложная задача: им необходимо следить за собакой, и в то же время не препятствовать взаимодействию.
Именно в этой программе ребенок максимально реализует и удовлетворяет потребность в общении, любви и уважении, физическом контакте, потребности быть признанным и потребности в общественно-полезном труде, в проявлении заботы об окружающих.
Профессиональная задача специалистов заключалась в том, чтобы разомкнуть дуальную связь «собака-ребенок» и ввести в это пространство других участников взаимодействия.
Первые занятия на многих из нас взрослых произвели неизгладимое впечатление. Как иначе объяснить, что совершенно в незнакомой для собак аудитории, где дети сидели на стульях, держа на ладошках кусочки сыра, было несколько ребятишек, которые ничего не видели. И собаки не смотря на то, что у всех ребят на ладошках был сыр, подходили именно к тем, кто не мог видеть собак и предлагать его им.
Собака считывала информацию об эмоциональном состоянии ребенка на невербальном уровне, что позволяло ей более чутко реагировать на изменяющиеся состояния ребенка и помогать ему.
- Как к вам пришла мысль о создании организации, цель которой помогать детям-сиротам и инвалидам?
- Мысль эта появилась не сразу. В 2001 году я работала психологом в элитном учебном заведении, в гимназии им. Пржевальского. Я почти ничего не знала о детях-сиротах.
Однажды меня пригласили как эксперта-психолога на круглый стол, который проводил Департамент Смоленской области по образованию и науке. Речь шла об устройстве в семьи детей-сирот на территории Смоленской области. Были приглашены международные организации, в том числе и Кидсейв Интернейшнл. Кидсейв поднимал вопрос о семейном устройстве, презентуя свою программу по подготовке и сопровождению семей, взявших на воспитание детей-сирот. Круглый стол проходил в Шаталовской школе-интернате. После обсуждения проблемы у нас была возможность пообщаться с ребятами. Это общение и стало переломным событием для меня. Я поняла, что больше нужна здесь, чем в благополучном учебном заведении.
Затем последовали встречи с представителями благотворительной организации Кидсейв интернешнл. На тот момент мне не была знакома такая форма, как общественная организация. И чем больше мы общались, тем больше у меня возникал интерес как к содержанию проблемы сиротства, так и к такой своеобразной форме деятельности. Найдя единомышленников, в 2002 году приняла решение о создании организации «Ради будущего». Руководство Кидсейва об этом знало и на начальном этапе они готовы были меня поддержать. Для нас это было очень важно. Следует сказать, что благодаря их поддержке мы смогли получить необходимое образование в сфере некоммерческого сектора (построение и развитие организации, основы фандрайзинга и т.п.).
Хочу сказать немного об этой организации. Кидсейв Интернейшнл - международная некоммерческая организация, миссия которой – преобразование системы социальной защиты детей таким образом, чтобы ни один ребенок не был оставлен без внимания, и чтобы каждый ребенок рос в любящей его семье. С 1999 года Кидсейв работает в России, осуществляя программы семейного устройства детей из сиротских учреждений в российские семьи.
Кидсейв стремится к тому, чтобы эти программы стали жизнеспособными, были приняты местными органами управления и получили поддержку местного бизнеса. Один из способов достижения этой цели - разработка обучающих пособий и проведение тренингов и семинаров с работниками органов администрации, опеки и попечительства, социальной защиты детей.
- Кидсейв оказал весомую поддержку в дальнейшем?
- Благодаря Кидсейву, и тем средствам, которые были выделены на развитие проектов и программ, направленные на пропаганду и популяризацию форм семейного устройства детей-сирот на территории Смоленской области, мы могли спокойно функционировать - у нас были средства и на аренду помещения, и на оплату привлеченных специалистов, и на компенсацию тех затрат, которые шли на поездки как по Смоленской области, так и за ее пределами. К нам приезжали специалисты, проводили семинары, а так же приглашали нас на обучение в Москву. Благодаря их участию мы росли. Пробовали самостоятельно писать программы и проекты. Безусловно, их уровень оставлял желать лучшего, но благодаря партнерству со своими более опытными коллегами мы их дорабатывали и претворяли в жизнь.
По мере того как мы проходили стадии роста как организация, нас подводили к тому, что сила любой организации в ее самостоятельном и стабильном функционировании. А ее устойчивость зависит от различных источников финансирования, соответственно, нужно учиться привлекать финансирование на проекты и программы самостоятельно.
- То есть они вас научили, показали, что и как, а дальше действуйте уже сами?
- Да. Когда решили уменьшать финансирование в определенном процентном соотношении, то у нас первое время был шок. Думала, как же так?! Необходимо сохранить весь объем деятельности по проекту с меньшими финансовыми поступлениями от донора. Безусловно, самостоятельные шаги делать тяжело, но без них не возможен рост, не возможно стабильное будущее. Было принято решение об участие во всех конкурсах, которые нам подходят по тематике. Пережили и период, когда приходилось тяжеловато. Разрабатывались программы и проекты, отправлялись на конкурс, но в списке призеров нас не было. Несколько раз опускались руки, но поддержка коллег и партнеров придавала силы и вселяла надежду. И наши труды не остались незамеченными.
В 2006 году мы получили финансирование от ОАО «Газпром экспорт» (г.Москва) на реализацию программы, о которой шла речь в начале нашего общения, – «Школы русского народно-прикладного искусства и ремесла «Я учусь у тебя» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Идея появления принадлежала сотрудникам ОАО «Газпром экспорт». Дальнейшая совместная разработка и реализация показала актуальность решения проблемы социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья посредством творчества. Само название уже символично. У нас есть всегда чему-нибудь поучиться друг у друга. И неважно, имеешь ли ты проблемы со здоровьем или нет. Мы всегда учимся – как в освоении определенных практических навыков, перенимая опыт друг друга, так и в общении, взаимодействии. Ребята учились сами, осваивая технологию работы с тканью, деревом, глиной. Оттачивали свое мастерство под руководством профессиональных наставников на мастер-классах, а также передавали свои умения другим людям. Такие мастер-классы проводились не только на территории Смоленской области, но и за ее пределами. В прошлом году воспитанники Ярцевской и Краснинкой школы-интената учили своих сверстников росписи по ткани в г. Лутраки (Греция), а также на Международном фестивале «Открытая Европа» (г. Вена, Австрия).
У нас параллельно шли два направления. С одной стороны - развитие и освоение навыков народно-прикладного искусства и с другой стороны - подготовка к успешной самостоятельной жизни после выхода из интернатного учреждения.
- У вас с самого начала была команда единомышленников?
- Да. Начинали мы с 12 человек. Кстати, большинство тех людей, которые пришли сюда в 2002 году, продолжают работать по сегодняшний день.
С 2006 года началось активное сотрудничество с Детским фондом «Виктория» (г. Москва) по реализации программы «Точка опоры» и «Добровольчество».
С 2008 года – сотрудничество с Благотворительным фондом социальной помощи детям «Расправь крылья!» (г. Москва).
- Вы взяли на себя серьезную программу. А какие-то гранты были тогда для общественных организаций?
- С 2006 года, как только Общественной палатой были объявлены президентские гранты, мы написали сразу два проекта. И оба выиграли. Первый был посвящен организации Центра поддержки некоммерческих организаций в Смоленской области. Идея состояла в том, что мы смогли занять свою нишу в некоммерческом пространстве, и соответственно, можем помочь другим общественным организациям. На сегодняшний день этот проект продолжается. Мы получили финансовую поддержку от Администрации Смоленской области на поддержку данного Центра. Для нас это важно, ответственно и почетно.
А второй грант?
- Был посвящен семейному устройству. Мы продолжили деятельность по популяризации форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которую ранее осуществляли с Кидсейв. На том момент на территории Смоленской области уже существовали Службы сопровождения семей, взявших на воспитание детей-сирот при интернатных учреждениях. Однако все потребности семей и детей закрыть только силами 1-3-х специалистов интернатных учреждений сложно, и практически невозможно. Поэтому и появилась идея создать группы взваимопомощи, взаимоподдержки из числа опытных семей, взявших на воспитание детей-сирот в форме семейных гостиных.
Сейчас мы немного ушли от семейного устройства. Почему? Потому что все, что можно было сделать в этом направлении как общественная организация, мы сделали. И на наш взгляд, самой сложной проблемой на сегодняшний день остается проблема семьи, как таковой. Именно от того, как она будет справляться с трудностями, во многом зависит и устойчивость положение дел с семьями и детьми в области. Работая в проблеме сиротства, понимаешь, что это важно, но… это уже последствия проблемы, решать которую нужно значительно раньше.
- Добрых людей много, но главное - их привлечь, объединить.
- Любая социальная проблема требует от нас объединения. На сегодняшний день решить ее силами только государства, НКО очень сложно. Объединение как раз и позволяет нам использовать различные ресурсы, и сообща, заниматься ее решением. Но для эффективного взаимодействия нужна открытость, и, казалось бы, общественные организации должны демонстрировать эту позицию. А зачастую бывает наоборот. Созданные продукты тщательно скрываются, в надежде на то, что в последующем эти продукты другие организации будут приобретать за деньги, и организация будет иметь доход. Такая позиция мне не симпатична. На мой взгляд, именно открытость деятельности позволяет ей расти – во-первых, ты всегда получишь оценку своих коллег и экспертов, работающих в этой области; во вторых, отдав коллегам свой продукт деятельности, ты ставишь перед собой другие цели и задачи, которые позволяют развивать тему, более глубоко в нее погружаться. И в этом я благодарна своим коллегам, которые в начале нашего роста как организации показали что, отдавая, ты получаешь в несколько раз больше. Отдавая, организация растет.
Вопрос объединения важен в любой сфере деятельности, а для некоммерческих организаций вдвойне. На территории области создано огромное количество некоммерческих организаций и многие из них согласно устава осуществляют деятельность социальной направленности. Из общего количества организаций лишь около 120 планово осуществляют свою деятельность. Но даже эти организации практически не владеют информацией друг о друге, не встречаются для осуждения общих проблем, не обмениваются опытом. Поэтому и возникла идея о создании Центра поддержки НКО Смоленской области, благодаря которому можно создать единое информационное поле, организовать Школу НКО. Все эти действия и позволят иметь не только информацию друг о друге, но и объединять ресурсы своих коллег на благо решения общих проблем.
Часто приходится слышать мнение, что общественные организации должны критиковать власть. Я не приемлю такую позицию. Они наши социальные партнеры. Мы все делаем вместе. Значительно проще критиковать власть. И сложнее попытаться сформулировать свою позицию, услышать позицию государственной стороны, найти некий компромисс и начать делать маленькие шаги навстречу друг другу для решения конкретной проблемы.
Дарья Желнорович
|