В ЧЕМ ЖЕ МЫ ЕДИНЫ?
Самое интересное, что в этом году День народного единства – 4 ноября – в самом деле проходит в обстановке хоть и относительного, но все же единства.
Этот праздник всегда казался выморочным, потому что, как ни крути, главным событием в русской истории за весь ХХ век было все-таки 25 октября (7 ноября) 1917 года. Любишь ты его или не любишь, а масштаб признавать приходится. Мифическое изгнание поляков, случившееся на самом деле в другой день и вообще растянувшееся на годы, никак не могло нам заменить революционной годовщины. В общем, как все идеологические конструкты посткоммунистической эпохи, этот праздник не прижился. Но сегодня – вот парадокс – Россия в самом деле довольно едина, и это не в последнюю очередь результат деятельности Владимира Путина. Не знаю, благодарить ли его за это,  но и отрицательная заслуга остается заслугой.

Штука в том, что Путин с самого начала поставил на уничтожение идеологии. Ему казалось, что нет ничего опасней, чем любые убеждения; что убежденные люди с принципами и правилами – самые страшные враги стабильности. В этом смысле он, может, и прав, если понимать под стабильностью стагнацию и тупик: с ними неохотнее всего мирятся те, кто во что-нибудь верит. Примирить всех, как известно, может только смерть, и именно смерть российской политической жизни настала в нулевые. Правда, клиническая.
К счастью, в России включается время от времени некая саморегуляция, не позволяющая коме стать необратимой. В результате политическая жизнь нарастает вновь, теперь снизу, как и положено, и в антипатии к путинской системе власти едины решительно все: левые, правые, скинхеды, нацболы, несогласные и даже согласные. Сам Никита Михалков в своем манифесте признает, что последние годы российского развития завели Россию не туда. Документ, готовившийся – это только мои предположения – в качестве идеологического обеспечения путинского возвращения во власть, был спешно переориентирован в сторону умеренного либерализма: в нем даже проскочило требование скорей перейти в постиндустриальное общество. Сохранились, правда, и пассаж о мистической сущности государства, и фраза «Мы нация героев, а не торгашей», хотя как именно представляют себе авторы постиндустриальную нацию мистических героев, не ответят даже они сами. Постиндустриальным, по определению автора термина Дж. Белла, называется общество, где производство услуг превалирует над производством товаров. Мистические производители героических услуг – перед таким гибридом замирает и самое извращенное воображение. Но несомненна сама тяга к решительным переменам, которая заложена даже в михалковском манифесте, верноподданническом только на первый взгляд. На самом деле он фиксирует общую растерянность – и хотя в одном его месте утверждается, что скорые реформы гибельны, в других местах подчеркивается их насущная необходимость.
Сегодняшняя Россия встречает День национального единства не в лучшей интеллектуальной и экономической форме, но по крайней мере одним она Путину обязана: в народе достигнут наконец консенсус. Правда, пока это консенсус относительно Путина и всей тандемной конструкции, вызывающей у большинства добродушную покамест насмешку. Народ постепенно осознает, что этой власти он элементарно не нужен – ей нечем занять такое количество населения. Решать проблемы этого населения власть опять же не рвется. Она по-тихому «сливает» страну, распродавая ее резервы. Но сливаться хотят не все. Гражданское общество уже работает вовсю – и работа его не имеет ничего общего с политическими дискуссиями, демонстрациями, выходами на площадь и т.д. Это молчаливая и вполне конкретная работа по обеспечению собственного будущего: взаимопомощь, горизонтальные и профессиональные союзы, борьба с наркоманией, защита несправедливо осужденных, поддержка инвалидов, воспитание детей. Если подчас работа этого гражданского общества выглядит не слишком белоснежной с правозащитной точки зрения (как, например, деятельность Егора Бычкова в нижнетагильском отделении «Города без наркотиков»), обижаться не на кого: власть бросила огромное большинство страны на произвол судьбы. Никто не обещал, что в процессе выживания все станут пушистыми. Но выживание лучше вымирания.
В общем, с Днем народного единства, дорогие друзья. Дай Бог нам сохранить это единство после того, как мы сугубо мирно и почти незаметно станем хозяевами своей страны.
Дмитрий Быков

Комментарии наших читателей

Добавить комментарий

Ваше имя:
Сообщение:
Отправить

Октябрь 2010

Специальное предложение

В.С. «Старик ждал…»

 

Читать книгу
Натальи Желноровой

"ГОРЕЛА ВРЕМЕНИ СВЕЧА" 
 

Читать книгу
Владимира Савакова и
Натальи Желноровой
"НОЧНОЙ ДИКТАНТ"

 

Читать книгу
Владимира из п.Михнево
"ТЫ ОТКРОВЕНИЯ УСЛЫШИШЬ
ИЗ ПОТАЕННОЙ ГЛУБИНЫ"

 

Дом-Усадьба Юрия Никулина открывает свои двери! 

 

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНСТВО 


 

Если вы хотите оказать нам помощь в развитии сайта и нашей благотворительной деятельности - разместите наш баннер на вашей страничке!




Органайзер доброго человека

Вывезти на свежий воздух и весеннюю прогулку свою семью.
Пригласить в гости старого друга.
Позвонить маме и отцу.
Отдать книги, диски и игрушки многодетной семье.
Помочь безработному соседу устроиться на работу.
Поговорить о жизни с сыном.
Оплатить (хоть раз в год) квартиру бедного родственника.
Подарить жене цветы.
Подумать о своем здоровье.
Отдать давние долги.
Покормить птиц и бездомных собак.
Посочувствовать обиженному сослуживцу.
Поблагодарить дворника за уборку.
Завести дневник для записи своих умных мыслей.
Купить диск с хорошим добрым фильмом.
Позвонить своей любимой учительнице.
Поближе познакомиться с соседями.
Помолиться об умерших родных и друзьях.
Пожелать миру мира и любви!