ОНИ СОЗДАВАЛИ БАЗУ ДЛЯ НОВОЙ ВЛАСТИ
Я уверен, что брежневскую эпоху нельзя называть "застоем". Это был процесс гуманизации и либерализации советской системы в рамках тех возможностей, которые были ей заданы. В эти годы произошла реабилитация частной жизни, частного быта, произошел отказ от установки на непосредственный переход к коммунизму. Уже никто не превращал колхозы в совхозы и так далее. Распадалась сталинская матрица... Но при всем кризисе советской системы тогда была уверенность, что страна сохранится, если произвести в ней какие-то изменения. И все ждали этих изменений, вплоть до реформы 1991 года. Сейчас, после краха системы и реального краха реформ начала 90-х, самое опасное и страшное в том, что нет больше веры в изменения, в стране обстановка морально-психологического кризиса.
Та новая Россия, которая родилась в 1991 году, до сих пор не проявила достаточной жизнеспособности. Да, какая-то управляемость в стране появилась, хотя сила так называемой вертикали власти сильно преувеличена. Но не решаются коренные вопросы обеспечения жизнеспособности общества. До сих пор не сделаны государством серьезные наступления на криминальный мир, не обеспечена личная безопасность людей. Я ездил в метро после последних терактов, и все время слышал: ОНИ ездят на машинах с охраной, а МЫ, как смертники, ездим в метро, и нас никто не защищает. Население очень обеспокоено и тем, что государство мало что делает для защиты вступающих в жизнь поколений от наркотиков. Наркотики до сих пор продаются в школах, на дискотеках. У нас снижается возраст первого потребления - чуть ли не с 9 лет дети пробуют дурь.
Результат: если еще в начале 90-х многих - особенно людей с почвенно-традиционалистским мышлением - действительно волновала проблема независимости государства, сохранение мощи России, то сегодня волнует лишь безумная несправедливость результатов наших реформ. Начнешь с человеком говорить, и сразу слышишь в ответ: "А что вы от меня требуете? ОНИ все получили, ОНИ все имеют, а Я, сколько ни вкалывал, не могу заработать на квартиру".
Гайдар честно говорил: мы не проводили экономические реформы, мы благодаря раздаче общественной собственности группе лиц создавали социальную базу новой власти, которая могла предотвратить реванш коммунистов. Сегодня мы пожинаем плоды такого типа приватизации, когда у нас создан не класс мелких собственников, как в странах Восточной Европы, а группа крупных собственников, которые живут на сверхдоходы. Я не буду говорить, можно ли этого было избежать - хотя, на мой взгляд, можно - но это уже свершившийся факт. Счастье власти в том, что сегодня нет социально активной группы населения, которая возглавила бы это недовольство, как в начале 90-х это сделали младшие научные сотрудники.
Александр Ципко, политолог
|