СКАЗОЧНЫЙ УЧИТЕЛЬ
Молодой мэр Казани Ильсур Метшин приезжает в Финляндию, как раньше говорили, за передовым опытом. Он хочет разобраться, почему финские школьники - самые успешные в мире. Вежливые финны везут его в лучшую школу Хельсинки. А там предлагают: не хотите ли вы пообщаться с нашим лучшим учителем? Подходит к мэру этот самый лучший, протягивает руку:
- Здравствуйте, я Павел Шмаков. Из Казани...
ПОЧЕМУ СЪЕЛИ КОЛЛЕДЖ
...Хорошо помню, как в начале 2000-х защищал казанский колледж Шмакова. Неугомонный Павел Алексеевич набирал в него детей со всего Татарстана - не самых умных и особо талантливых, а тех, кому просто интересно учиться, пусть даже по одному предмету. Увлекаешься муравьями и души не чаешь в биологии? С тобой персонально занимается доцент биофака Казанского университета. Увлеченный математик - к тебе приходят с кафедры мехмата. Другие дисциплины курса ребятам читали лучшие школьные учителя.
К Шмакову шли самые сильные казанские педагоги, с ним сотрудничали университетские светила. В колледже было интересно.
- Я всегда был против школ, где отдельно учатся математики, отдельно историки или химики, - погружается в воспоминания Павел. - В моем колледже юный историк был рядом с юным математиком, и они интересно взаимодействовали друг с другом. Я не верю в бесталанных детей. Если учитель разглядит искру, которая есть в каждом, успех и удача потихоньку придут ко всем.
Конечно же, Шмаков со своими нетривиальными методиками и фонтаном идей очень уж выбивался из местной образовательной жизни. И тогдашний мэр Казани пошел войной на Павла. Официально причина такая - финансируется колледж за счет города, почему в нем должны учить ребят из сел? Говорят, были и другие причины. Мол, место в центре города, которое выделили колледжу, мэр давно продал. А еще Шмакову намекали: согни шею, поставь директором колледжа татарина, а сам иди к нему в замы, и все будет в порядке. Времена в республике были такие, когда на мало-мальски руководящие посты ставили представителей местной титульной нации. Шмаков горячился:
- Но школу-то создал я!
Колледж мы отстоять не смогли. Съели Шмакова с хрустом - так, что больше в республике ему места не нашлось. Он переехал в Москву. Преподавал в замечательной школе у Александра Тубельского, писал очерки в педагогической газете «Первое сентября»... А потом его следы затерялись.
...И вот Павел уютно устроился в кресле передо мной. Он улыбается, трясет шевелюрой, в которой еще редки седые волосы, и рассказывает о дальнейших перипетиях.
Вышло так. Влюбился Павел. Было ему тогда 44, а Ольге (пусть будет такое имя) 24 («У меня появился хороший друг», - так романтично говорит он сегодня). Она жила на два дома - в Хельсинки и в Москве. Какое-то время они встречались в Москве. А потом Ольга позвонила из финской столицы:
- Я рожаю от тебя ребенка. Хочешь - приезжай. Не хочешь - не приезжай.
Шмаков поехал («Дети для меня святое»). А вскоре Ольга подалась дальше - за счастьем и новой любовью, оставив на руках Павла десятимесячную дочурку.
- Так я оказался в чужой стране, без языка и работы, с грудным ребенком. - Павел так светло улыбается, что кажется, будто сообщает о забавном приключении, а не о тупиковой жизненной ситуации.
ДОБРАЯ ШКОЛА
- Учился финскому я у малышей в детском садике, - объясняет Шмаков. - В Финляндии, если ты еще раздумываешь, какую профессию выбрать, можешь прийти и попрактиковаться. Я пошел в детсад. Зарплату мне не платили, но платили достаточно большое пособие - за активное включение в будущую рабочую жизнь. Я играл с детишками двух-трех лет в футбол, волейбол и слушал, как они говорят. А кроме языка, здесь меня научили главному правилу финской, а возможно, и всей европейской педагогики - праву на выбор. Совсем крохотным ребятам там, усаживая за обеденный стол, говорят: если вы хотите молочка, поднимите вверх большой пальчик, если хотите водички - поднимите мизинец. Ребенок долго думает и выбирает. Так появляется привычка выбирать, принимать собственные решения и отвечать за них.
Выучил я язык. Плохо. Как смог. И поступил в педучилище. Сначала на вечернее отделение: там попроще - вокруг 40-летние. Но я подумал, что нужно полноценное педагогическое образование, перевелся на дневное. Вокруг за партами 25-летние... Окончил, поступил в университет. И вот четыре с половиной года преподавал в школах Финляндии физику, математику, химию... - Он пожимает плечами, будто смахивает груз тех лет.
- Теперь-то ты знаешь главный секрет Финляндии? Почему там школьники такие успешные? - пытаю его я.
Шмаков не спешит с прямым ответом, задумывается:
- Я приехал в Москву на съезд учителей математики. И мне снова рассказывали, насколько трудно и важно учить этому предмету. И мало кому было дело до того, что не все ученики, кто пришел на урок математики, - будущие математики, а те, кто пришел на урок физики, будут потом заниматься серьезной физикой. В России по-прежнему хорошим считают учителя, который учит так, чтобы из всех его учеников выросли математики. Честно и хорошо учит. Но разве нужно, чтобы из юного музыканта вырос математик?!
- В Финляндии не так?
- В России умеют учить 30 - 40 процентов тех, кто талантлив, кто хочет заниматься. И не очень обращают внимание на остальных. В Финляндии все наоборот: там пытаются учить всех. Хотя при этом у них руки не доходят до самых умных. Знаешь, что интересно: и хулиганов, непосед, и умников, которым неинтересно в обычном классе, собирают в спецклассы, где по 4 - 5 учеников. С ними занимается отдельный педагог. Потому что и хулиган, и гений, с точки зрения финнов, - это отклонение.
- Такое наказание?
- Нет! Задача педагогов в таких классах - развивать необычных ребят. Чтобы они, с одной стороны, не мешали обычному классу, с другой - и сами учились.
- Слушай, Финляндия - небогатая страна. У нас идет сокращение малокомплектных школ, где в классах по 10 - 12 учеников, - невыгодно. А там находят деньги, чтобы содержать классы по четыре ученика?!
- В России много кружков, факультативов, заочных школ, малых академий для тех, кто хочет получать знания. На это уходят деньги. И это правильно. Это один из возможных вариантов развития. В Финляндии деньги уходят на то, чтобы в школе не было драк, чтобы в школе было интересно всем, чтобы поднимались вверх даже самые слабые. Чтобы юные музыканты с удовольствием учились математике, но на своем уровне. В итоге Россия всегда занимает высокие места на международных школьных олимпиадах. Финляндия на олимпиадах выступает слабо. Но средний уровень образования здесь выше, чем в других странах.
- А как это получается? Как становятся учителями?
- Моя мама была учительницей, и бабушка была учительницей. Они мне рассказывали, каков был престиж нашей профессии пятьдесят лет назад. Даже тридцать лет назад, когда я только начинал свою профессиональную жизнь, к учителю относились совсем не так, как сейчас. А в Финляндии конкурс в педагогические вузы - 5 - 7 человек на место. Причем это не совсем педагогические вузы. Учителей учат в университетах одновременно на педагогических и на профильных факультетах. Будущий учитель математики должен прослушать часть курсов на математическом факультете и часть курсов - на педагогическом факультете. Точно так же химики, биологи, филологи.
- Такой конкурс из-за высоких зарплат или из-за того, что профессия учителя престижна?
- Нельзя исключить ни того, ни другого. Зарплата учителя в Финляндии чуть-чуть выше средней по стране. В других странах Европы платят побольше. Но уже это дает эффект. Например, в финской школе 30 - 40 процентов учителей - мужчины. Быть педагогом - уважаемая мужская профессия.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАБАВЫ
- Все, о чем ты рассказал, приводит к логическому выводу: ты никак не мог стать в Финляндии лучшим учителем! У тебя другой менталитет, ты говоришь на их родном языке с акцентом, тебе не положено снисхождение как молодому - все-таки возраст...
- Когда я в Финляндии пришел в школу, то задумался: как мне работать? Как учить разных детей? Легко вести занятия в школе для одаренных детей. Просто учителю, когда в классе все слабые. Ты настраиваешься на один уровень. Но мне кажется, что нравственно неправильно организовывать такие классы. И в классах Финляндии ребята разные.
Тогда я разработал метод, корни которого уходят в мой казанский колледж. Я стал придумывать математические задачки. Иногда сказочные, иногда юмористические. Но такие, которые были бы интересны всему классу. Внутри задачки есть орешек - иногда маленький, иногда большой. Такой орешек, что одно из решений - самое простенькое - видят почти все, кто решает задачку. А второе решение - посложнее - находят единицы из десятков и сотен. Получается, что размышлять, находиться на интеллектуальной волне могут все. Каждый может ее решить, то есть одержать победу.
- Сказки - весомый аргумент. Но и этого мало... Думаю, в Финляндии, как и в любой стране, есть система «свой - чужой»...
- Да, для финских взрослых я своим не стал. И, наверное, никогда не стану. А дети - особый мир. В финской школе, поскольку я там считался молодым учителем, у меня было много замен. Я брался за все, что давали. Как-то мне разрешили вести кружок забавной математики. Затем он перерос в кружок интеллектуальных игр. Любому ученику можно было приходить, пить чай, играть в шахматы, катамино (интеллектуальная игра, похожая на пентамино), ханойскую башню (популярная головоломка). Одновременно мы разговаривали о забавных математических задачках.
В финской школе не очень приняты кружки и факультативы. А тут дети после уроков могли оставаться и заниматься чем-то умным. Так получилось, что меня благодаря заменам и кружку знала вся школа. Поэтому, когда ребят опросили, кто в школе лучший учитель, они назвали меня. И это, наверное, одна из главных наград в моей жизни. Когда меня пригласили на трибуну и вручили диплом, написанный детской рукой: «Тебя, Павел, школа такая-то выбрала лучшим», - я заплакал...
...За то время, пока Шмаков учился и учил финнов, у него самого семейная жизнь устаканилась. Он женился на девушке, которую привез из-под Казани. У него родились еще две дочечки. Младшей как раз в эти дни исполнился годик.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
...В этом учебном году Шмаков не работает в школе. Он взял отпуск, чтобы засесть за диссертацию. По сути, он безработный, но ему платят 70 процентов от прежнего оклада. И этого хватает, чтобы не бедствовать и писать научный труд. А еще он собирается опробовать свою методику преподавания математики в школах Эстонии и Великобритании.
Новый мэр Казани звал Шмакова обратно на родину.
Как вы думаете, Павел вернется?
Еще об особенностях «их» школы
- В Финляндии ученикам не выставляют отметки в баллах до 12 лет. Экзамены в начальной школе не проводятся. Считается, что у каждого ученика есть свой темп и стиль продвижения в учебе, а отметки препятствуют свободному развитию ребенка.
- Отметки в баллах от 4 до 10 появляются в 6-м классе. Полное незнание предмета оценивается четверкой. Это число выбрано намеренно - в основной школе не допускается расстраивать ребенка низкими оценками.
- Главный смысл школьной оценки по-фински: она не наказание, она должна стимулировать желание учиться.
Александр Милкус
|