ДОБРОЕ ИМЯ ЛУЧШЕ БОГАТСТВА!
Репутация российского бизнеса за рубежом далека от идеала, если не сказать — кардинально испорчена. Многие зарубежные компании принципиально не хотят иметь ничего общего с Россией. Потому что не понимают здесь ни власти, ни бизнеса, а политика России для них давно стала непрозрачной и непредсказуемой.
Российские бизнесмены все чаще жалуются на дискриминацию: то антимонопольные власти Европы не дают согласия на покупку активов, то в СМИ выплескивают очередные обвинения в отмывании денег и подозрения в связях с мафией, то начинают третировать запросами о происхождении российских денег.
Кто виноват: государство или само российское общество? По данным исследования World Values Survey, International Social Survey и Life in Transition Survey, внутри страны ситуация пугающая: уровень недоверия к соотечественникам составляет 77% опрошенных. Это один из самых высоких показателей в мире. Увы, и сами россияне боятся друг друга. И надеются, голосуя за повышение централизации экономики, что только государство может изменить ситуацию. Выходит, что конкуренция в глазах общества является вредной, а демократическое управление — только препятствием для экономики. Самый высокий в Европе уровень расслоения в обществе между богатыми и бедными порождает все большую разобщенность и ожесточенность.
Мы как будто уже потеряли честность, добродушие, твердость, уверенность в себе, отзывчивость — характерные русскому народу черты. А ведь совсем недавно иностранцы восхищались русскими купцами. Еще в XIX веке те же французы восторгались “славянской душой”, чувствовали особую тягу к ней. Характерная цитата из журнала “История”: “Регулярное, пунктуальное и самое что ни на есть добросовестное поведение россиян в отношении займов, которые им выдавались, покорило французские финансовые и кредитные круги”. Французский аристократ, писатель того же времени Астольф де Кюстин отзывался о русских как о высококультурных и приветливых людях: “Я никогда не видел, чтобы люди всех классов были друг с другом столь вежливы. Извозчик неизменно приветствует своего товарища, который в свою очередь отвечает ему тем же, швейцар раскланивается с малярами”.
Итальянский историк Альберт Кампензе писал о высокой духовности и нравственности русского народа: “Они, кажется, лучше нас следуют учению евангельскому. Обмануть друг друга почитается у них ужасным, гнусным преступлением”.
В Европе по численности населения и военной мощи Россия была на первом месте, нас уважали и прислушивались. Экономика страны развивалась на собственном капитале купцов, имеющих прочные связи за границей. Основой этих связей была репутация. По большому счету верность слову была главным принципом. Обещание, данное предпринимателем, было во много раз ценнее современных бумажных документов. Русский купец не мог позволить себе хотя бы в мелочи нарушить данное им обещание. Это означало бы поставить клеймо на всем своем роде и деле жизни. Он умел заключать многомиллионные сделки за рубежом, поручаясь одним только словом.
Савва Васильевич Морозов, еще никому не известный, именно так смог создать в деревне Зуево свою фабрику. До этого весь текстильный бизнес страны работал на ручной деревенской технике. Морозов договаривается с немецким предпринимателем Людвигом Кноппом о строительстве машинной прядильной фабрики. Кнопп поставил Морозову из-за границы сто с лишним (!) новых прядильных машин под честное слово. Дело Морозова развивалось, и многие крестьяне, зная честность Саввы Васильевича, отдавали ему свои деньги на хранение. Такова была сила репутации.
Авторитет в российском бизнесе было принято приобретать именно благодаря слову, которое держали свято. Это был один из догматов воспитания. Поэтому обмануть ближнего считалось большим грехом. Нравственное воспитание и педагогическое образование в России в своей основе всегда содержали христианскую философию. Вся империя воспитывалась по законам веры. Многие предприниматели были глубоко религиозными людьми, а их основу составляли старообрядцы.
Русские купцы в своем большинстве были убежденные коллективисты. Невероятно развитая взаимопомощь внутри общины — вот что их спасало многие сотни лет. Предприниматель никогда не забывал, что вышел он из той же самой крестьянской среды. Поэтому, вне зависимости от благосостояния, члены общины должны были как братья относиться друг к другу. И работать как члены одного большого семейства, объединенные заботой об общем деле.
“Доброе имя лучше богатства”, — часто говорили сами купцы. Они знали, что богатство неизменно приходит вслед за репутацией.
Светлана Райкина
|